Общество Ясная понятная

Ясная понятная

Да, военные бросили городок, да, не предоставили никаких альтернатив, но теперь-то уже понятно, что помощи от них ждать не стоит, а краевые власти ничего не могут предложить, кроме Ясной.

Зима медленно, но верно подходит к концу. Жители бывшего военного гарнизона Степь, несмотря на прогнозы специалистов, не замёрзли в своих полуразрушенных ДОСах. Наверное, поэтому они и не отказались от мысли стоять до последнего в борьбе с государством за сертификаты на новое жильё. Есть ли в этом смысл — большой вопрос.

Госщедрости не ждите

Вспоминая всё то, что уже публиковалось на «Чита.Ру» на эту тему, не хочется вновь озвучивать придирки и требования жителей Степи к федеральным и краевым властям. Да, военные бросили городок, да, не предоставили никаких альтернатив, но теперь-то уже понятно, что помощи от них ждать не стоит, а краевые власти ничего не могут предложить, кроме Ясной. Их тоже можно понять - бюджет не резиновый.

Конечно, у жителей Степи никто не может отнять право на самоистязание условиями жизни, что не так давно признал Оловяннинский районный суд, но ведь должна же быть доля разумности в их действиях. Решение, принятое где-то далеко и высоко в Москве, им не оспорить при сегодняшней политической и судебной системах страны. Иначе - будет создан прецедент невиданной госщедрости, который нужно будет продолжать в отношении остальных сотен тысяч жителей таких же брошенных городков, как Степь, по всей России. Экскурс окончен, и я, как и обещал, в этом материале не буду больше вспоминать о том, чего хотят степнинцы, а расскажу о том, от чего они отказываются.

Минобороны и его министры

Сельское поселение «Яснинское», конечно, не тот прежний военный городок «Ясная», и, тем более, не Новосибирск и Красноярск, жильё в которых требуют жители брошенного гарнизона, но и не их разрушенная Степь. Я самолично убедился в этом во время совместного выезда в поселение с представителями общественного движения «За новое Забайкалье».

Сегодняшний свой вид Ясная обретала в 60-х годах, когда начала отстраиваться специально для 47-й дивизии ракетных войск стратегического назначения, которая простояла там до своего расформирования в 1991 году. Здесь были предусмотрены все необходимые условия для жизни и несения службы: два детских сада, две школы, общежитие, гостиница, почта, гарнизонный офицерский клуб с огромным зрительным залом, бассейн, спортзал, кулинария, большой универмаг «Кристалл», поликлиника, госпиталь, приличный жилфонд и собственная котельная. Я уже не говорю про военные объекты, среди которых числились 6-я, 11-я, 13-я и 23-я площадки.

Передача всего этого добра от Минобороны Забайкальскому краю проходила со скрипом из-за огромного количества проблем. При Сердюкове в правительство края поступало восемь разных списков передаваемого имущества, в которые помимо Ясной включались даже уничтоженные сегодня Мирная и Безречная. Военные пытались из рук в руки отдать всё это региону без выделения средств на ремонт системы ЖКХ. Естественно, краевые власти до последнего бодались с Минобороны, и лишь с приходом Шойгу им удалось добиться какого-то консенсуса.

Как топиться?

Естественно, военные не вознаградили край миллиардами рублей на восстановление ветхого жилфонда и реконструкцию котельных, но пообещали составить адекватный список передаваемых объектов и топить бывшие военные городки ещё одну зиму. Для Ясной последний аргумент должен был стать ключевым. Для отопления мазутом огромного городка каждую зиму необходимо более 100 миллионов рублей, которых нет ни у поселения, ни у района, ни у края.

Несмотря на то, что на данный момент вопрос отопления городка решён, проблема осталась. Вряд ли военные ещё и следующую зиму будут вкладываться в его отопление, а край найдёт денег. Вопрос о смене источника тепла для Ясной давно назрел и решать его нужно уже сейчас. Другое дело, как это сделать?

«Решался вопрос по тому, чтобы тянуть теплосети с третьего энергоблока Харанорской ГРЭС, расположенного буквально в 10 километрах от нас. На его недавнем открытии губернатор об этом говорил перед представителями «ИНТЕР РАО» и вроде бы было получено добро, что трубу будут делать. Буквально несколько дней назад появились слухи, что в Ясной будут строить угольную котельную, но это нереально. Во-первых, по цене она обойдётся так же, как и труба, но условий для создания котельной, там где это планируется, нет. Её надо строить на другом месте, но это опять же накладно, так как придётся перекладывать системы тепло- и водоснабжения. То есть котельная обойдётся даже дороже, чем теплосети с ГРЭСа», - говорит заместитель руководителя администрации сельского поселения «Яснинское» Михаил Хохлов.

КВН, библиотека, магазины

Если вопрос отопления не в силах решить местной администрации, то какие-то более мелкие проблемы, вроде разбитых бассейна и спортзала, вполне. По их заверениям, они уже к этому приступают.

«Мы обсуждали этот вопрос на районном уровне и нам сказали - если начнёте восстанавливать, мы вам поможем. У нас, конечно, есть задумки по восстановлению бассейна, но Минобороны всё имущество передало не в поселение, а в район. Кадастровая палата отказывается регистрировать объект из-за того, что приказ министра обороны идёт вразрез с законом. Если бы нам передали, мы бы могли где-то что-то разобрать и использовать материал для восстановления спортивных объектов. Мы улаживаем этот вопрос сейчас и не откажемся от этих идей, ведь у нас только школьников около 600, а им нужен и спортзал, и бассейн», - продолжает Хохлов.

Несмотря на то, что некоторые важные объекты инфраструктуры были разграблены, в целом, Ясную можно смело назвать одним из самых успешных примеров передачи имущества из собственности военведа муниципалам в Забайкальском крае. Удалось сохранить, практически, все социально-значимые объекты. Афиша перед бывшим ГОКом пестрит нарисованными от руки объявлениями о проведении игр КВН, дискотек и времени работы библиотеки, в гостиницу заехал пансионат для престарелых, а в здании кулинарии, почты и КЭЧ активно развивается частный бизнес. Кстати, цены как и ассортимент в магазинах, с первого взгляда, не особо отличаются от читинских. Жаль, что не у всех есть возможность бывать там часто, так как работы, практически, нет, а та, что есть низкооплачиваема.

Работа в обещаниях

Вопрос трудоустройства в посёлке, пожалуй, один из самых острых после вывода войск. Его-то протестующие жители Степи считают одним из самых значимых, обсуждая возможный переезд на Ясную. Да, краевые власти, когда принимали посёлок, помнили об этом, но ничего глобального пока так и не создали. Не спорю, они вложили в бывшую военную гостиницу 40 миллионов рублей и получился первый краевой пансионат для престарелых. Во время переселения степнинцев в Ясную краевые власти постоянно его приводили в качестве положительного примера их работы по организации рабочих мест, но, как видим сегодня, не особо подействовало. Оно и понятно, штат у пансионата не такой уж большой, да и зарплата едва переваливает за прожиточный минимум. Зато условия для содержания пенсионеров и для работы персонала созданы неплохие. По крайней мере за наш получасовой визит туда сложилось именно такое впечатление. Степнинцам, которым посчастливилось туда устроиться, всё нравится.

«Мы переехали вместе около года назад. Получили неплохие квартиры и заселились. В Степи мы обе работали поварами в лётной столовой. Я проработала девять лет, а Валентина — 17. Сюда мы устроились санитарками в декабре 2012-го, до этого стояли на бирже труда и получали выплаты по ликвидации. В целом, нас всё устраивает в жизни на Ясной. Неплохая альтернатива Степи, ведь там было невозможно жить. Нужно было искать работу, нормальное жильё и если бы нам не предложили Ясную, мы бы всё равно уехали. В пансионате нас, степнинцев, работает семь человек, и всех всё вроде устраивает. У кого есть дети, без проблем пристроили их в детсады и школы. А что там делать в Степи? Какие сертификаты ждать? Если некоторые военные их не получили, чего ждать нам — персоналу? Мы изначально не рассчитывали на них, поэтому спокойно сюда переехали и не жалеем», - рассказали бывшие жительницы Степи, а ныне работницы яснинского пансионата Валентина Жердева и Наталья Чепцова.

Пансионат для престарелых — это пока единственный из новых объектов, которые открыли для создания рабочих мест. Конечно, есть ещё местная компания, занимающаяся вопросами ЖКХ, но там административный штат давно уже набран. Степницнев берут только дворы мести. Кто-то согласен и на это, а кто-то ждёт обещанных от краевого правительства перспектив.

«Да рабочих мест пока у нас маловато, но они появятся. У нас планируется строительство цементного завода на 800 рабочих мест. Насколько я знаю, уже готовится проект и в течение четырёх ближайших лет это решится. Собираются открывать противотуберкулёзный диспансер ещё на 150 рабочих мест. В целом, пока краевые власти со своими обещаниями не расходятся и это радует. Обещали пансионат — открыли, обещали мазут — дали деньги. Будем надеяться, что так будет и дальше», - заключил замруководителя администрации Михаил Хохлов.

Одумайтесь!

При анализе всех тех обещаний, что нараздавали краевые власти, уговаривая степнинцев переехать, перспективы жизни в городке для них вырисовываются неплохие. Но будут ли они реализовываться? Накануне возможной смены губернатора об этом, наверное, никто не сможет сказать со стопроцентной уверенностью.

Зная жизнь в Степи и в Ясной, я не могу не призвать ополчившихся против системы людей одуматься. Вспомните о своих детях, которые вынуждены играть в разбитых ДОСах, подумайте о пенсионерах, которым нужно комфортное жильё и покой. Наконец, не забудьте о себе. Судебные процессы можно и нужно вести из отапливаемых квартир на Ясной. Ведь вечно за вами не будут держать там жильё. А если судебная система сделает своё? Вы же, в итоге, останетесь у разбитого корыта, точнее у разбитой Степи. Это ли надо вам и вашим детям?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления