Мы хотели рассказать вам, какие они, забайкальские пользователи соцсетей. На каждую сеть приходилось по одному герою, но оказалось так, что тот, кто часто пишет в faсebook, активно ведёт блог в «Живом журнале», публикует записи на своих страницах «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Так вышло и с Юрием Черепановым: в прошлом – швейцаром, выпускником читинской медакадемии, руководителем Красного креста в Забайкалье, сегодня – фотографом. Изначально с ним предполагалось говорить о facebook (запрещённая в России экстремистская организация), но…
- Больше всего у меня подписчиков в «Одноклассниках» - 3 600 человек, и в facebook (запрещённая в России экстремистская организация) - за 2 тысячи, меньше всего во «ВКонтакте», там 1 300, по-моему. В общей сложности около 6 тысяч человек, и все они разные по возрасту и представляют различные социальные группы. Если в ОК представлен как бы средний класс, «ВКонтакт» - это молодежь, facebook (запрещённая в России экстремистская организация) представлен больше людьми, занимающимися бизнесом. По крайней мере, это касается моих друзей, здесь более серьёзная и основательная аудитория. Если лента в «Одноклассниках» заспамлена рецептиками, постами про Украину, котиками, то facebook (запрещённая в России экстремистская организация) - более аналитический сегмент соцсетей.
— Как друзей добавляете? Всех, кто попросится?
- Нет. У меня жёсткая выборка. Не добавляю тех, кто не живёт в Чите. Или добавляю, если знаю этих людей лично, знаю, что они уехали из Читы, но им интересно узнать что-то новое о городе.
— Друзья в facebook (запрещённая в России экстремистская организация), в «Одноклассниках» часто совпадают с жизнью? Вы многих знаете, или большая часть аудитории это всё-таки незнакомые для вас люди?
- Наверное, 80% знаю в реальной жизни. У нас город сам по себе маленький. Обычно начинаешь общаться с кем-то, и через пять минут вы нашли уже общих знакомых, через 10 – родственников, а через полчаса вы уже лучшие друзья…
— Когда мы с вами встречались несколько лет назад, вы были в статусе руководителя Красного креста Читинской области. Как такие перемены произошли в вашей жизни?
- Да я каждые четыре года меняю кардинально всё в своей жизни.
— Это жизненный принцип?
- Я понял, что так интереснее. Я всю жизнь был тусовщиком. Это началось ещё в институте, работал в ресторане швейцаром в 80-х годах. Был детским врачом, потом главным врачом, в облздравотделе работал, потом был председателем Красного креста, работал директором Фонда соцподдержки. Бизнес у меня был в сфере торговли лекарствами, три года руководил крупнейшей фармацевтической компанией – поставщиком лекарств фирмы «Протек». Занимался страхованием, работал на железной дороге, попал под сокращение, потом были интернет-проекты, занимался продвижением интернет-магазина, рекламой.
Раньше меня губило пристрастие к социальным сетям, я сам по себе человек общительный и в жизни, и в интернете.
— Что вы имеете в виду?
- Везде, где бы я ни работал, доступ к соцсетям был закрыт. Они очень отвлекают от работы. Но иногда мне приходилось доказывать, что социальные сети дают мне контактность – то есть возможность найти новых клиентов или решить какие-то вопросы. В Чите в любой сфере я могу найти людей, с которыми связан через соцсети.
— А удавалось доказывать, что социальные сети могут быть полезны?
- Нет, просто есть общекорпоративные принципы, и на многих работах соцсети просто заблокированы. Но я научился взламывать эти блокировки, боролся с сисадминами периодически.
— Давно ли занимаетесь фотографией?
- Фотографией увлекаюсь с детства. Жалею, что плёнку от старых фото сворачивал в рулончики, и она сейчас заплавилась. Когда появились цифровые камеры, друзья попросили одну свадьбу отснять, другую.
У меня очень много фотографий города, выложил их, посыпались предложения, и пошло-поехало! Город у меня практически весь отснят. В дневных съёмках уже нет и уголка, где бы я не фотографировал. Это своего рода формирование положительного имиджа Читы - фотография и её продвижение через соцсети. Чита хороший и уютный город. У нас достаточно комфортно, красиво.
Сначала фотографировал на самую заштатную бюджетную зеркалку типа Nikon 31, сейчас полностью на профессиональную линейку Canon перешел. Купил всю аппаратуру, обновил.
— Как считаете, нашли себя? Это ваше?
- Нет. Это ещё не моё. Сейчас у меня интересные интернет-проекты по продвижению. Я понял, что можно управлять и общественным мнением, и… В общем, для того, чтобы комфортно чувствовать себя в социальных сетях, нужно быть позитивным.
— Наверное, человек, который всегда улыбается, утомляет…
- Нет, не улыбается, а пишет без злобы, без ненависти, что-то позитивное. Утомляют как раз те, кто что-то ненавидит, кто что-то ругает, жалуется, просит. Никогда не надо ничего просить, ругать, надо свою тему продвигать.
— Как вы относитесь к таким акциям в социальных сетях, как помощь детям?
- Отрицательно. Я 10 лет работал в Красном кресте, знаю, что такое помощь. Конечно, это звучит не совсем скромно, но больше меня в то время для благотворительности никто не делал. Мы тогда работали с американским Красным крестом, миллионы долларов, многотонные машины…
— Были конфликты по поводу фотографий, которые вы выкладываете в интернет?
- Нет. Если просят не делать, то не выкладываю. Никогда не выкладываю фотографии, за которые получил деньги. Это своеобразная этика.
— У меня ощущение, что жизнь ваша проходит в вечном движении не столько в событийном смысле, сколько это постоянный поиск себя.
- А жизнь – она такая короткая! Я столько всего не успел, я сейчас понимаю, что фотография интересна сама по себе, но переходит на второй план. Есть другие проекты, связанные с интернетом, продвижением.
— То есть постепенно это оттесняется тем же самым интернетом, к которому фотография, отчасти, и привязала?
- Я жалею, что надо было, ещё когда в Красном кресте работал, завязывать со всем и заниматься интернетом. А сейчас я вижу, что за ним – всё будущее. Люди уходят в соцсети и через них получают больше информации, чем через другие СМИ. У меня сейчас проект «Добрые новости из Читы». Будут развёрнуты страницы во всех соцсетях. Людям нужен позитив, они устали от негатива и нуждаются в чём-то добром, помимо фотографий кошечек и больных детей с просьбами.
— Думаете, не работает это?
- Есть фонды, которые специализированно этим занимаются, лучше с ними работать. В принципе, я знаю несколько благотворительных организаций, начиная с «Пчелки Майя». Они, в общем, все без нареканий работают. Красный крест, жалко, заглох.
— Вы дипломированный врач, это совсем осталось в прошлом или как-то всё же отзывается?
- Нет. Но это дало какой-то опыт жизненный. Может быть, надо было заниматься этим. Просто как-то понесло по жизни.
- Жалеете?
- Фильм «Форест Гамп» помните? Вот несёт, несёт этот листочек... То же самое у меня. А что жалеть-то? В жизни ещё столько профессий, кем я ещё не был. Ещё в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие... Как оказалось, это золотая жила!
Человек - сам хозяин своей судьбы, жаль, что только судьба об этом не знает. На судьбу я не жалуюсь, ей может быть тоже, со мной не повезло...