Я никогда не спала в шапке, но всё когда-то бывает в первый раз. В этот вечер многое напоминало то ли кино, то ли какую-то непонятную игру со странными условиями, этакого модифицированного «Дурака».
10 января, поезд №651 сообщением Краснокаменск - Чита — дополнительный состав, сформированный специально для того, чтобы перевезти всех желающих в новогодние праздники, потому что родной №601-602 маршрут серьёзно «провисает». К слову, и на дополнительный маршрут билеты сродни золоту ещё на подступах к праздникам, а их покупка напоминает бои за выживание: либо ты, либо тебя. Билет в купейный вагон до Читы я купила в начале декабря почти за две тысячи рублей: именно столько стоит путь в 12 часов с горячим чаем, ночной лампой над подушкой и возможностью закрыть двери, отгородясь от коридора и тех, кому не спится.
Мы садились в десятом часу вечера на станции, где раньше стоянки измерялись десятками минут, а сегодня на всё про всё даётся минуты четыре-пять. Иногда за это время озябшие на перроне пассажиры, пробегая кросс до вагона с сумками и детьми, успевают неплохо разогреться.
На улице градусник выжимал приличный зимний мороз, поэтому сразу понять, что верхнюю одежду, нырнув в вагон, лучше не снимать, не удалось. Дверь в купе заедала, поэтому пришлось стучать. Изнутри тут же открыли. Моими попутчиками оказались мужчина с рыжеватой шевелюрой, молодая девушка в светлом пуховике и кто-то на нижней полке, закрывшийся покрывалом с головы до ног и похожий на сугроб. Минут через пятнадцать после того, как мой пуховик оказался на вешалке, тёплые водолазка и толстенная вязаная туника стали казаться шёлковым платьицем на весеннем ветру, через полчаса ноги в войлочных сапогах, обитых мехом, начали примерзать к стелькам. В вагоне был холод, мало чем отличающийся от уличного. Люди закутались в шубы, поверх которых были толстые покрывала – в купейных вагонах они в разы надёжнее, плотнее и теплее, чем в плацкартных.
Моя соседка, ложась спать, натянула пуховик и только потом завернулась в простынь и накрылась одеялом. В коридоре женщина спрашивала проводниц о том, за что она заплатила 6 тысяч рублей: с ней ехали два маленьких ребёнка, которых кутать было уже не во что: всё тёплое было на них. Пенсионерка из соседнего купе спрашивала, почему температура с 15 градусов за короткое время упала до 12. Холод шёл от ледяных батарей, сквозняком тянуло и от окон. Ещё через полчаса ложиться пришлось тем, кто спать ещё не хотел: от мороза в помещении замерзало лицо. В туалете к ледяному крану, казалось, не тянулся уже никто. Застуженным куском лежало мыло с чёрными грязевыми прожилками на месте пропечатанных букв. На полу вода замёрзла в лёд. Изо рта шёл пар. В первой половине ночи его легко можно было разглядеть в зеркало, которое к утру разбили.
К разозлённым пассажирам две проводницы, одетые в куртки, привели начальника поезда. Из обрывков фраз слышалось, что «едем на том, что дали». То, что дали, напоминало скорее несмазанную телегу, чем вагон, а возрастом вполне могло посоперничать с выходившей в коридор пенсионеркой. Когда температура упала до 10 градусов, детей решили переносить в другие вагоны, остальных успокаивали Борзей, где «поезд подцепят к электровозу, и станет тепло». В ожидании тепла я пошла покупать горячий чай. Оказывается, один пакетик с фирменной символикой стоит, насколько я помню, 14 или 15 рублей, а пакетик чая «Гринфилд» — раза в два дороже.
Батареи ожили только в третьем часу ночи, когда из-под шуб, одеял и пуховиков без лишней необходимости высовываться в холод уже не хотелось. К утру и правда хорошо раскочегарились. Это было как компенсация за швыркающие носы и царапающее горло: до пота, до желания проветрить помещение. Так мы доехали до Читы.
Было бы здорово писать зарисовку про червлёные подстаканники и романтику дорог вместо желания сделать так, чтобы все пассажиры этого вагона обратились за компенсацией здоровья, убитого утренним матом сотрудниц РЖД на весь вагон, ценой трёх вафель, которые в вагоне стоят под 40 рублей, а в ларьке на перроне – 15. Доверия к монополисту-перевозчику, которым вроде как является государство, не стесняющееся регулярно повышать тарифы и брать такие деньги за такой уровень услуг. Сегодня мы говорим о правилах рынка всякий раз, когда дело касается любых платежей, и забываем об этих правилах, когда люди уже заплатили за услугу или товар. Забывчивость нужно лечить. И если уж речи о человеческом отношении на рынке не идёт, то лечить нужно самым надёжным средством – рублём.
Комментарий начальника забайкальского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Сергея Овчинникова:
«Заложниками, как всегда, у нас становятся пассажиры. Вагон своевременно прошёл все виды ремонта, он технически исправен, соответствует всем федеральным нормам, которые сегодня установлены Министерством путей сообщения для РЖД. Проблема возникла в том, что при эксплуатации оборудования должна поддерживаться температура: вагон должен своевременно быть экипирован углём, этот уголь должен своевременно попадать в топку, вовремя должна прокачиваться вода в системе водоснабжения вагона. Наши исполнители в лице проводников в течение дня, когда находились в пути оборота по Краснокаменска и Приаргунска, эту работу не сделали. Поэтому при посадке, начиная с Краснокаменска, с Маргуцека, температура была 16, а потом уже и 12 градусов, как мне докладывали.
Было принято решение о пересадке пассажиров на свободные места, особенно стариков и тех, кто с детьми, а остальным выдать одеяла и доехать до Борзи. В Борзе ситуация была исправлена: и уголь засыпали, и прокачали как надо, и подключили электроотопление.
Начальник поезда и проводники нарушили свои должностные обязанности в части готовности вагона в рейс. Нужно было поддерживать температуру, вовремя топя печь и убирая излишки шлака, засыпая новый уголь.
Мы специально сформировали дополнительные поезда. Это летние вагоны, но мы их готовим в зиму всегда, и они у нас добросовестно отхаживают. Тем более, вагоны немецкие. К ним даже и отношение проводников другое, там оборудование легче в эксплуатации.
Начальнику пассажирского поезда объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания, не выплачивается 100% премии за январь. Поездной электромеханик и проводники также лишены премии за январь на 100%. Премия существенная, это их дополнительный заработок.
Приносим извинения за то, что оказали услугу не лучшего качества».