Общество Город изнутри «Город изнутри»: Центр обработки данных со всех камер

«Город изнутри»: Центр обработки данных со всех камер

Грубо говоря, если автомобиль жены в разгар рабочего дня покинул город, муж сможет оперативно об этом узнать...

Новый центр обработки данных с камер фото-, видеофиксации нарушений в Чите построили на пустыре, где когда-то должна была стоять онкобольница. Спрятанное за большим диспансером здание сейчас выглядит неприметно, зато внутри - многомиллионное оборудование, куда стекается вся информация с улиц города.

Власти края в 2015 году подписали договор с телекоммуникационной компанией «Ростелеком» для создания обширной системы «Безопасный город». Она состоит из системы оповещения населения о ЧС, системы «112», видеонаблюдения, фиксации нарушений правил дорожного движения и других элементов для профилактики и выявления правонарушений.

1 из 3

Чтобы обойти процесс создания системы безопасности за счёт бюджета, власти заключили с компанией концессию (договор с частным предприятием о временной сдаче в эксплуатацию каких-то объектов на определённых, согласованных сторонами условиях, но с последующим обогащением бюджета, — авт. ). «Ростелеком» закупил оборудование за свой счёт, установил и ввёл в эксплуатацию всё необходимое для реализации системы видеоконтроля за дорогами. От властей края требовалось дать земельный участок, на котором будет возведён центр обработки данных.

От руин до миллиарда

Решено было выбрать участок на улице Кочеткова, напротив спортивного комплекса «Олимпиец». Территория за онкологическим диспансером много лет пустовала, больницу удалось возвести только на уровне первого этажа. Подрядчики «Ростелекома» заново отстроили здание, заасфальтировали территорию и смонтировали всё необходимое оборудование. Через год – 13 мая 2016 года – центр обработки данных (ЦОД) был готов принять первых гостей и показать, на что способен.

Помещения на первом этаже оборудованы для приёма граждан. В скором времени все желающие оспорить или не согласиться с выписанными им штрафами будут съезжаться сюда.

«Пока центр фото- и видеофиксации (находится на улице Проезжей - авт.) принимает ежедневно с 14.00 до 17.00, а в оборудованном помещении можно будет работать с гражданами весь рабочий день, - рассказывает начальник центра фото-, и видеофиксации нарушений ПДД по Забайкальскому краю Сергей Чаплыгин, провожая в небольшое, но уютное помещение. – Есть всё необходимое: сиденья для ожидающих очереди, кабинки, за окнами которых будут сидеть сотрудники, стоять компьютеры и оборудование. Планируется, что скоро установим банковский терминал, правда, как обычно, нас будут обвинять, якобы он наш личный и деньги сыпятся прямо к нам в карман. На самом деле мы никогда ни на каких процентах не сидели, все деньги со штрафов поступают в бюджет края».

Есть и большой принтер, способный делать цветные фото. Многие, по рассказам Чаплыгина, не верят, что проехали, к примеру, на красный сигнал светофора и приходят с чёрно-белой фотографией разбираться в центр. Теперь, чтобы избежать недопонимания, в ЦОДе такие штрафы будут печатать в цвете.

У принтера два огромных лотка - можно загрузить сразу две коробки бумаги. «Когда граждане приходят на приём, чаще всего просят ещё раз распечатать их постановления. Есть рекордсмены, например, был хозяин маршрутных такси – у него почти 140 нарушений и все они попадали тогда на один комплекс. Чтобы распечатать такой объём, приходится потратить не менее 40 минут, так что коробка бумаги в неделю уходит запросто», - говорит сотрудник полиции.

Дизельная аварийная электростанция
Дизельная аварийная электростанция
1 из 2
Дизельная аварийная электростанция

Пик нагрузки, по его опыту, наступает в декабре – многие хотят встретить Новый Год без долгов. В целом, помещение и его сотрудники смогут принять 80 человек за 3-4 часа. Если же это полный рабочий день, то время ожидания не должно превышать 15 минут.

В узких коридорах первого этажа можно найти служебные помещения, туалеты, кабинеты технической поддержки и начальника, щитовую, куда подведено две независимые линии подачи электроэнергии. Свет в этом здании никогда не погаснет, в случае, если резервные аккумуляторы всё же выйдут из строя или, например, в городе произойдёт авария на энергосетях – у ЦОДа есть своя дизельная аварийная станция, способная работать ещё сутки. Дизельный генератор включается автоматически. По нормам, топлива хватает на сутки, но дежурный персонал будет заправлять его ещё до момента остановки.

1 из 3

В комнате охраны дежурный лениво смотрит за обстановкой вокруг здания и в помещениях - весь периметр ЦОДа находится под его контролем. А записи с камер наблюдения хранятся ещё около месяца.

Самая ценная вещь в здании – серверная, которая, по сути, и является сердцем всего ЦОДа. Попасть за дверь к нему можно только с помощью двух ключей, всё под несколькими степенями защиты. Учитывая специфику и сложность оборудования, в серверной нельзя устанавливать традиционную систему отопления с батареями, особые критерии обращены к высоте пола и потолка.

1 из 3

«Наверное, треть стоимости всего проекта – это цена аппаратуры в серверной, а всего «Ростелеком» вложил в проект 1,08 миллиарда рублей. На серверах может храниться 1,5 петабайта (это 1,5 тысячи терабайта – авт.) информации, для сравнения хостинг Youtube хранил в прошлом году 7,5 петабайта. Подобные проекты «Ростелеком» создал в Санкт-Петербурге, Нальчике, Омске и Чите. На территории Сибири ничего подобного больше нет», - говорит Чаплыгин.

1 из 2

Мы поднимаемся на второй этаж, который полностью занял зал предварительной обработки данных. Здесь будут обрабатывать информацию со всех камер, которые размещены на дорогах. Пока в работе 54 рубежа, к началу лета обещают, что все 89 запланированных комплексов начнут эксплуатировать. Принцип действия прост – комплекс фиксирует нарушение, сотрудник осматривает его и выносит постановление. Печатает все извещения по договору с «Ростелекомом» «Почта России», она же доставляет заказные письма.

1 из 3

«Все письма отправляются адресатам, бывает, что сотрудники полиции нарушают на служебных автомобилях, так мы эти заказные письма отвозим в автохозяйство – то есть, самим себе», - подмечает Чаплыгин. - В компьютерах загружена полная карта города, со всеми камерами. Быть может, «Ростелеком» и не очень рад, что информация не является секретной, например, 2GIS по запросу разместил у себя на читинской карте все комплексы».

Весь город под камеру

Всё это кажется фантастикой, пока не попадаешь на второй объект - центр обеспечения функционирования комплексной системы безопасности жизнедеятельности Забайкальского края. Небольшой центр находится уже в другой части города, на Лермонтова, 1, и больше похож на съёмочную площадку фильма, нежели на реальность.

Здесь сконцентрирована работа 131 камеры, которые расставлены по Чите. Несколько камер в центре города – поворотные и обеспечивают полный обзор. Такие стоят на площади Ленина и железнодорожном вокзале. Установлена камера и на месте будущего переезда на Лазо. Пока там видно только кучу мусора.

По словам начальника центра Юрия Волкова, из 131 камеры восемь ведут мониторинг лесопожарной обстановки, они тоже выведены на экран и дублируются у ЕДДС Читы. Эти камеры размещены на телевышках. Волков говорит, что во время дежурства одна камера уже показала себя и зафиксировала возгорание в Карповке.

Каждые сутки здесь дежурит четыре человека, каждому достаётся по 33 камеры для мониторинга. Операторы следят за ситуацией, в случае чего, могут обратить внимание на нарушение, если, например, кто-то подрался или произошло ДТП. Для координации работы в составе смены присутствует сотрудник полиции. Все записи уходят в архив и хранятся ещё 30 дней. Первые пять они хранятся в исходном качестве, потом сжимаются.

Ещё больше камер!

Всю техническую сторону реализации проекта взяла на себя компания-подрядчик «Ростелекома», прибывшая из Новосибирска. Представитель этой компании - AT Consulting Дмитрий Гоков рассказывает, что планы у них с «Ростелекомом» в Чите обширные и на фиксации правонарушений на трассах и улицах города они останавливаться не собираются.

«То, что мы видим – это только начало проекта. Будет надстраиваться ещё большое количество информационных ресурсов. Пока мы видим, где ездят, какие это машины, определяем их госномера, а дальше информация будет трансформироваться в сервисы, - объясняет Гоков. – Например, в мониторинге общественного транспорта. Мы можем смотреть на график движения автобусов, маршрутных такси, смотреть, когда автомобиль выехал на рейс, когда сошёл с него или оказался не в том месте. Благодаря такому сервису, когда будет разыгрываться конкурс на право использования маршрута, мы увидим, у кого какая дисциплина – от штрафов до выездов с рейса без необходимости».

По мнению подрядчика, в планах сформировать дополнительные сервисы для граждан. Например, можно отследить по выездной камере, что человек покинул город: «Грубо говоря, если автомобиль жены в разгар рабочего дня покинул город, муж сможет оперативно об этом узнать благодаря оповещению, позвонить супруге и уточнить, не произошло ли что-нибудь. Сегодня камеры собирают информацию, далее мы можем заниматься прогнозированием, к примеру, при строительстве новых дорог или ремонте текущих».

Поэтому переживать, что жители города станут ездить аккуратнее, штрафов станет меньше, а значит, казна бюджета перестанет пополняться, не стоит. Сам Гоков шутит: «Штрафов меньше не будет. Сейчас придумаем что-то новое, то, чего пока нет. Сделаем аналитику, временной срез между камерами - то есть у одной камеры притормозил, потом у другой, а средняя скорость превышает необходимую. Это можно зафиксировать». Так что жить под прицелом камер все-таки придётся, а через несколько лет это, кажется, станет привычным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления