Анатолий Мишаков в возрасте 17 лет взял в руки камеру и начал фотографировать всё подряд, что вполне типично для подростка. Но через 5 лет его увлечение переросло в профессиональную съёмку аэропейзажей. Глядя на снимки, которые делает Анатолий, поражаешься - неужели это в Забайкалье такое небо?
- Когда я только начал фотографировать, снимал всё, что получалось - и макро, и портреты, и людей, и животных. Со временем направление стало более узким - сейчас я снимаю рассветы, закаты, хотя мне также интересно макро. Переходом на съёмки неба послужил весьма занятный факт. Я работал в детском лагере вожатым, наблюдал за звёздами, попробовал их снять. И у меня получилось. Я не имел ни малейшего представления, какими должны быть параметры и что выставить на фотоаппарате, но в итоге получился кадр с трёхчасовой выдержкой. Дальше процесс меня захватил, начал разбираться в технике, учиться и набираться опыта. В процессе понял, что природу мне снимать приятнее, чем людей.
- Почему?
- Потому что природа неуловима. С ней нельзя договориться, её нельзя просчитать. Она руководит условиями, а не ты. Можешь пробыть в ожидании несколько дней либо недель, чтобы найти оптимальные условия для кадра, и это поистине круто.
- А что ты стремишься передать в таких кадрах?
- Для меня важно передать в своих фотографиях те условия, чувства, которые были в момент после нажатия на кнопку затвора. Хочется передать красоту космоса и нашей галактики, ведь, чтобы отправиться в прошлое, необязательно изобретать машину времени, достаточно лишь посмотреть на звёздное небо.
- Первый раз ты выставлял свои работы в 2014 году вместе с Сергеем Цапарем. Как вы познакомились с ним?
- Дядя Серёжа, так я его называю (смеётся). Я учился у него азам фотографии, а потом он сам предложил мне провести совместную выставку, что меня сильно удивило, однако я ему благодарен. Всё-таки Цапарь - это уже бренд, человек сделал себе имя, плюс имеет колоссальный опыт, а как результат - сильные работы. Мне было приятно, что он пригласил именно меня, ведь в его фотошколе обучалось много учеников. Наверное, во мне он что-то увидел.
- В октябре у тебя вторая уже индивидуальная выставка. Насколько необходимо фотографу устраивать их?
- В этот раз мы договорились с директором психологического центра «Кодар» организовать у них мою выставку. Во время экспедиции в Каларский район он следил за моими работами, предложил показать их общественности. Я отобрал лучшие кадры - из 9,1 тысячи снимков таких вышло 30. Все они отпечатаны на пластике. Любую фотографию можно будет купить по фиксированной стоимости.
Думаю, если достаточно материала, то стоит показать людям работы снятые тобою, иначе для чего им хранится на съёмном носителе? Не понимаю, какой в этом толк, и смысл куда-то ехать, снимать, если ты никому свои работы не покажешь и единолично будешь рассматривать их на экране монитора. Более того, выставки для фотографа - это большой плюс в плане профессионального развития, возможность услышать мнение других людей, пообщаться и рассказать, как был снят тот или иной кадр.
- Как ты относишься к коммерческим съёмкам? Убивает ли желание заработать творчество и свободу фантазии?
- Заработок на фотографии пока я не рассматриваю, думаю, что мал ещё опыт. Зарабатывать на фотографии, наверное, можно, но, если только организовывать фотопутешествия по красивым пейзажам Забайкалья. Но опять-таки, нужен опыт в организации таких путешествий, а также имя в сфере фотосъёмок, чтобы люди, соглашаясь на поездку, уже знали о тебе, знали о твоих качественных работах, и хотели бы поучаствовать в одной из фотоэкспедиций.
- Какой техникой ты пользуешься?
- Сейчас я снимаю полнокадровой камерой Nikon D800 в связке со сверхширокоугольным объективом Nikkor 14-24 2.8 - это идеальное стекло для съёмки как и в ночное время, так и в дневное. Также использую спусковой тросик для дистанционного управления камерой, через него есть возможность устанавливать интервальную съёмку.
Когда я только начинал заниматься съёмкой, использовал камеру Nikon D7000 с кроп-матрицей и стандартным объективом Kit 18-105.
- Если коммерческие съёмки для тебя пока не основной доход, как ты заработал на технику?
- Аппаратуру я покупаю на собственные деньги. Приходилось работать на железной дороге монтёром пути. Это был достаточно тяжёлый труд, ездил в командировки зимой. Ещё люди просят сделать дизайн комнаты в космическом стиле и им нужны снимки забайкальского неба. Фотография наносится на материал – пластик или пенокартон, потом он размешается на стенах.
- Можно любой кадр, даже не самый удачный, вытянуть в редакторе, например, в Lightroom?
- Если хочется, чтобы на кадре получились треки звёзд, то лучше пользоваться редактором. Можно и вручную так снять, но во время трёхчасовой выдержки аппаратура греется, получаются шумы, поэтому лучше добиваться эффекта наложением.
Большинство людей, смотря на мои работы, утверждают, что это нереально так снять (смеётся). Пока в Чите у нас такая съёмка мало развита, многие не верят и шутят, мол я «фотошопер».
- А что ты отвечаешь им?
- Человеческим глазом мы видим свечение от звёзд в чёрно-белом цвете, но на самом деле каждая звезда имеет свою световую температуру. Камера умеет это различать и поэтому Млечный путь получается цветным.
В целом основную работу на фотографиях выполняет свет. Всё зависит от того, что я хочу получить в конечном итоге: если мне нужно подсветить, скажем, передний план, как это было на Алханае, где я снимал Ворота, то там я использовал два источника света - это фонарь холодного света и вспышка, подключённая к TTL-передатчикам.
В кадре, где стоит девочка с фонарём и светит в небо, всё просто - я подсветил модель фонарём, а она неподвижно стояла.
Можно снять сферическую панораму - это круговая в 360 градусов - а потом дома уже рассматривать её, крутить вокруг себя, и вспоминать чувства и ощущения, которые охватывали в тот момент.
- А какие они чувства? Кажется, будто одно неверное движение и ты всё спугнёшь.
- Эмоции разные, и их вряд ли получится передать словами. Наблюдая красоты звёздного неба, понимаешь насколько безгранична вселенная, а ты лишь её частичка. Но страха в тот момент нет, только если не выйти на медведя, как это было на Алханае. (смеётся)
- Ого! Ты сфотографировал медведя?
- Снимали ночью на Алханае, вдруг - жуткие шаги и деревья шатаются. Медведь был на обратной стороне ручья, поэтому мы максимально тихо собрали оборудование и очень медленно покинули территорию. А утром гиды сказали, что это и правда был медведь. Запечатлеть его, конечно, не смогли, не до этого было, но кадр стоящего медведя на фоне Млечного пути - это бомба, и когда-нибудь я его сделаю.
- Алханай, Кодар, куда ещё ты ездил?
- Граница между Забайкальским краем и Бурятией, и окраины Забайкалья.
- Обязательно надо далеко ехать, чтобы найти нечто волшебное? Или с балкона своей квартиры в центре города найти можно?
- Все бывали в деревне, где-нибудь далеко за городом. Помнишь, какое там небо? Звёзды кажутся ярче и ближе. Всё потому, что в городе ты находишься в зоне сильной засветки - фонари и другие огни прожекторов, светодиодной рекламы затмевают сияние звёзд из-за чего неба практически не видно. Поэтому, чтобы разглядеть и сфотографировать интересные кадры, специально выезжают в глухие районы.
- Куда бы ты хотел попасть на съёмки?
- Для меня такая точка - это пустыня Атакама в Чили, где за всё время наблюдений не было зафиксировано ни одного случая выпадения осадков. Идеальное место для съёмок. Облаков нет, дождей тоже нет. Только звёзды.
Пока же я с удовольствием езжу по интересным местам в Забайкалье и зову с собой единомышленников. Мы списываемся в соцсетях. Необязательно быть фотографом, главное условие - быть увлечённым небом.