Общество Полигон отходов в Атамановке: Война с самими собой

Полигон отходов в Атамановке: Война с самими собой

Окончательное решение по строительству полигона твёрдых бытовых отходов в Атамановке не принято. Но все стороны уже знают, как будет лучше.

Власти Читинского района надеются на изменение утверждённой краем в 2016 году территориальной схемы обращения с отходами и отмену строительства полигона твёрдых бытовых отходов (ТБО) в Атамановке, против которого выступили жители посёлка. В комитете регионального парламента 12 мая прошло заседание по болезненному вопросу, касающемуся двух районов и краевой столицы, где депутаты заняли неожиданную для муниципалов позицию.

Территориальная схема обращения с отходами была представлена региональным минприроды в ноябре 2016 года, она предполагает появление в Забайкалье семи муниципальных полигонов. Согласно проекту, в пади Глубокая у Атамановки, там, где раньше был плодопитомник, планируется построить полигон, на который будут свозить мусор из 57 населённых пунктов Карымского и Читинского районов, в том числе из Читы. В апреле в посёлке начались проектно-изыскательские работы для того, чтобы определить пригодность территории под размещение площадки. По нормативам, такие объекты не могут находиться в границах населённых пунктов, лесопарковых и рекреационных зонах, в черте водоохранных зон и рядом с местами забора воды из артезианских источников для бытовых и хозяйственных нужд. По данным природоохранной прокуратуры, предварительный анализ участка показал его пригодность. Находится выбранная территория недалеко от существующей в Атамановке свалки, которая весной и летом 2016-го часто горела. Её планировалось рекультивировать и затем закрыть. Активные жители посёлка собрались на народном сходе, когда ещё не было результатов археологической и экологической экспертиз, и единогласно проголосовали против создания полигона. С третьей попытки депутаты Совета городского поселения это решение утвердили.

Планируемая стоимость проекта полигона ТБО в Атамановке в пади Глубокая - 170 миллионов рублей. Первый зампред правительства региона Александр Кулаков в конце апреля заявлял, что деньги в строительство готовы вложить представители читинской группы компаний «Океан», которой руководит Александр Благодатских. На тот момент на свалке работала компания «Полигон» (директором является Владимир Стёпкин), которая зашла туда по просьбе краевых властей, чтобы навести порядок. На свалку в Атамановке с начала 2017-го свозили и мусор из Читы, когда городская перестала принимать мусор в Ивановке. В конце декабря 2016 года арендующая свалку компания «Забайкалспецтранс» (учредителем компании является комитет жилищно-коммунального хозяйства Читы) по отмашке властей города и района прекратила приём отходов, так как опасалась уголовного преследования за складирование мусора высоких классов опасности на необорудованной площадке. Другие компании начали возить мусор в Атамановку, а «Забайкалспецтранс» по разрешению краевого минприроды продолжил скидывать собранные по собственным договорам отходы в Ивановке. Делалось это, чтобы не перегружать Атамановку. Но через два месяца свалка в Ивановке снова открылась для приёма городского мусора по временной схеме, которая будет действовать до ноября. По такой же схеме работает и атамановская площадка, рядом с которой собираются строить полигон ТБО. Её ликвидируют, так как она не внесена в государственный реестр и не имеет водоизоляционного слоя. Мусор вывозится на обе свалки примерно в одинаковых объёмах.

От идеи до экспертизы

Полигон в Атамановке минприроды запланировало в пади Глубокая, исходя из того, что власти посёлка и района в 2014 году определили место рядом с ней свалкой и сдали его в аренду ИП Волощук (предприниматели Елена и Иван Волощуки). После пожаров на свалке договор с предпринимателями был расторгнут, и на площадку зашла компания «АвтоЛидер» (директором также является Владимир Стёпкин, по совместительству владеющий компанией «Эко-Полигон»). Строить в пади полигон сначала хотела компания «Забайкалспецтранс», но отказалась от идеи, уступив место «Экополигону». Гендиректор учреждённого городским комитетом «Забайкалспецтранса» Антон Пономаренко говорил, что стоимость площадки - 1 миллиард рублей.

Против полигона ТБО в Атамановке выступали не только местные жители, но и депутат гордумы Александр Сапожников с начальником управления ЖКХ Читы Сергей Скурыдин. Они заявляли, что он нанесёт ущерб окружающему лесу. Глава поселения Сергей Ушаков также говорил, что не хочет оставлять после себя полигон - он был уверен в том, что площадка станет разросшейся свалкой.

Власти и «Экополигон», пока руководство муниципалитета, общественники и жители организовывали сходы, диалоги и акции, собрали всю необходимую для строительства площадки документацию. Помимо технической экспертизы проекта, необходимы археологическая и экологическая, а также общественные слушания. То есть подписи, которые сегодня есть у администрации района, не играют роли до момента проведения слушаний. На встрече, организованной отделением Общероссийского народного фронта (ОНФ), которое тоже подключилось в проблеме, присутствовала замминистра природных ресурсов Ирина Слюсарева. Она говорила, что мнение людей нельзя ставить во главу угла, потому что они не понимают разницы между свалкой и полигоном. Глава отделения Андрей Харин не согласился, отмечая, что в задачи власти входит максимально подробно рассказать гражданам о проекте, чтобы те всё же своё мнение изменили. Но на уровне региона никто не объяснял - до результатов экспертиз делать это бессмысленно, ведь полигона может не быть вовсе. На уровне же администрации района и поселений пока действительно придерживаются идеи, что полигон станет такой же свалкой. При этом они предлагают минприроды варианты разместить полигон у Смоленки или между Маккавеево и Новокручининском. Ряд экспертов приводил ОНФ земельные участки северных рек Витимской зоны в сторону Арахлея. Но чтобы внести изменения в территориальную схему, нужно также провести экспертизы участков, потратить средства и без того напряжённого бюджета, и, скорее всего, переводить земли из категорий Лесного фонда и сельскохозяйственных в муниципальные. Это в лучшем случае займёт два-три года - за это время свалки в Ивановке и Атамановке, существующие десятки лет, уже не смогут выполнять свои функции даже при учёте того, что туда будут возить прессованные брикеты с мусоросортировочного завода.

Массовое несогласие

Глава Читинского района Николай Селезнев после утверждения депутатами совета решения жителей направил в парламентский комитет по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям письмо с просьбой убрать участок в пади Глубокая у Атамановки из территориальной схемы. На заседании он рассказывал, что в совет муниципального района поступили подписные листы против строительства полигона, где указаны данные 770 человек. Спустя несколько дней на пресс-конференции регионального отделения партии «Справедливая Россия», которое он возглавляет, Селезнев сообщил, что это преимущественно жители улиц Заводская и Гагарина. Он также говорил депутатам, что администрация района проводила опрос, в котором приняли участие 3 813 человек, 3 811 из них проголосовали против создания полигона в пади Глубокой.

Полигон планируется строить на расстоянии от действующей свалки, которая, по данным главы района, была создана для нужд бронетанкового завода, а затем и посёлка. Селезнев рассказал, что при выборе участка заключение контрольных ведомств о наличии полезных ископаемых и отсутствии скотомогильников не истребовались и не изучались. По мнению жителей Атамановки, на которое он ссылается, территориальная схема была составлена неправильно и без участия общественности.

Земельный участок, который вошёл в схему, был оформлен и отдан в аренду без проведения конкурса, говорил Селезнев. Администрация района не снимает с себя ответственности, но считает, что минприроды основывалось на непроверенных данных.

- Межрайонная прокуратура провела проверку по предоставлению участка в аренду. Прокурор предостерегал главу поселения Ушакова и напоминал об административной ответственности. [Но] схема не была согласована. Я сам с администрации спрашиваю, как участок был выделен. Схему сделали, постановление вышло, и мы оказались перед фактом. Строительство полигона влечёт опасность причинения вреда интересам государства, неограниченному кругу граждан, прилегающим к Атамановке территориям, и встречает массовое несогласие, - утверждает Селезнев.

В 2016 году, объясняет глава района, после выхода постановления правительства, администрации было рекомендовано разорвать договор аренды с ИП Волощук. И по договору субаренды туда зашло ООО «Полигон».

- Я не знаю, была ли у него лицензия, - говорит Селезнев.

Николай Селезнев

«Полигон» зашёл и потушил пожар, начав приводить свалку в порядок, выкапывать траншеи и утрамбовывать мусор. Глава Читинского района считает, что это не складирование по временной схеме, а захоронение. Он привык к тому, что свалка выглядит так, как она выглядела в Атамановке прежде. «Полигон» после волны народного сопротивления — люди не только против полигона, но и против того, чтобы на существующую свалку везли мусор из Читы - оттуда ушёл. Договор между с «Полигоном» был расторгнут 2 мая. Теперь администрация района хочет создать МУП, который будет отвечать за свалку. Денег на это у него нет. Как поддерживать свалку в том состоянии, в которое её привёл «Полигон», они не знают. Как и не знают, смогут ли без повышения тарифа содержать площадку. Так, участок передали городскому поселению, и теперь будет проводиться аукцион для того, чтобы туда зашла новая компания.

Зачем властями района была придумана такая схема, и какова её эффективность, Селезнев объяснить не смог. Зато смог найти причину народного негодования, которое поддерживает всеми силами: «Я хочу сказать, что негативное отношение жителей такое, потому что они помнят на той земле атамановский плодопитомник, там собирали сливу, траву косили. Они воспринимают это так».

Но даже если свалки в пади Глубокая не будет, сады вновь там не расцветут.

Легенды и сказки

По данным главы минприроды края Александра Волкова, который присутствовал на заседании комитета, территориальная схема была создана в марте и опубликована для независимой общественной экспертизы: «Уведомление было направлено во все заинтересованные органы, в том числе, муниципального образования и никаких замечаний, предложений о том, чтобы полигон в Атамановке не строить, не было. Были соблюдены все установленные законом меры по информированию общественности. Об этом почему-то все скромно умалчивают».

На реплику министра глава района показал заметку в районной газете в углу первой страницы. Её он считает недостаточным освещением общественности, но что при этом делали муниципальные власти и власти посёлка для информирования, не рассказывает.

- Всех пытаются убедить, - продолжил Волков, - что только с 1 января поток городского мусора пошёл в Атамановку. Но все знают, что ИП Волощук принимал около 40% мусора, не имея на то законных оснований. Все эти годы администрацию городского поселения и района это устраивало. Туда шёл поток мусора в значительных объёмах. Что касается согласия жителей - оно должно быть учтено в обязательном порядке. Одним из условий экологической экспертизы является обязательное проведение общественных слушаний. Но она проводится только после технологической. Здесь же форсируют события постоянно. Давайте говорить об объекте, открывая всё.

После речи министра Селезнев высказал предложения по размещению полигона в других частях района: «Мы предлагаем предусмотреть участок не в пади Глубокая, а в другом месте. Первое - на хребте между Смоленкой и постом ГАИ. Да, это земли Лесного фонда, но я разговаривал со специалистами, там нет вековых сосен, чахлый лес, нет грунтовых вод и по направлению розы ветров нет рядом населённых пунктов. Кроме этого, есть участок на землях Лесного фонда, начиная с 34-го по 37-й километр по трассе «Амур». Можно эти земли перевести в категорию земель поселения и разместить полигон. Можно рассмотреть места между Маккавеево и Новокручининским по левой стороне, по дороге к Новотроицку».

Перевод земель, замечает Волков, займёт около 2,5 лет и всё это время мусор в Чите и районе свозить будет некуда: «Если вы предлагаете участок, пользуйтесь комментариями министерства, а не мнением его отдельных сотрудников. [Между постом ГАИ и Смоленкой] леса защитной категории и в зависимости от своего качества они выполняют свои функции».

Александр Волков

Александр Волков

Руководитель минприроды также объяснил, что когда в 2014 году участок в Атамановке был выделен под свалку, полномочия по обращению с отходами были у муниципалитета: «На тот момент ни у кого не вызывала сомнений законность этого мероприятия. В 2016 году вышло постановление, которое основывалось на включении уже существующего участка. Ни от района, ни от посёлка никаких возражений не поступало. Здесь говорят о согласовании, но законом с каждого конкретного образования разрешение не предусмотрено. Любой мог выразить недовольство. Сегодня решение о временном складирования отменено, но насколько мне известно, жители против любой свалки в своём посёлке. Тем не менее опять звучит разговор о том, что по конкурсу будет определяться подрядчик».

Селезнев опровергает слова Волкова, отмечая, что все лишь против строительства полигона: «В настоящий момент свалка на 19 гектаров должна действовать. Почему мы и говорим о договоре. Постановление отменили, потому что общественность против. Мы бы так и продолжали хоронить на месте».

Но Волков говорит, что общался с жителями, и они заверили его в том, что против любой свалки, кроме одной - для посёлка.

Александр Благодатских и Владимир Стёпкин

На заседании присутствовали и Владимир Стёпкин, и инвестор Александр Благодатских. Последний настаивал, что для его размещения нет другого места: «Это мы искали 3 года. Мы знали, что придёт время не выбрасывать за забор, а хранить отходы цивилизованно. С 2014 года идёт работа над этим участком, правительство обратилось к нам с просьбой инвестировать в строительство полигона, утвердили схему, возражений не было. Мы делаем проект, он проходит техническую экспертизу, оценку воздействия на окружающую среду. По проекту выскочила куча замечаний, мы их устраняем, и слушания бы были. Но теперь нас довели до того, что мы отказались от свалки и сказали - забирайте сами. Сейчас там мусор опять валится сверху и скоро загорится».

Сама компания предлагает технологичный полигон на срок около 25 лет. Отходы там хоронятся методом обвала и покрытия специальной плёнкой. На месте таких полигонов после их закрытия, вырастут деревья, а экология не пострадает.

Антон Пономаренко

Антон Пономаренко

Поддерживает строительство полигона Стёпкиным и Благодатских, и отказавшийся от него Антон Пономаренко: «Мы движемся в рамках территориальной схемы все вместе, у нас общие цели. Как город мы свою задачу выполнили и до конца месяца все мусоровозы, обслуживающие жилой фонд Читы, зайдут на Сухую Падь, 11. Мы со всеми договорились. Там он брикетируется и только потом идёт на полигон. Чита конкретно первую часть этапа выполнена, будет работа с населением по раздельному сбору. До конца месяца по Чите мы выйдем на полную мощность - на 20 часов в сутки, посмотрим, какой объём сможем прогнать. Эти брикеты нам без полигона некуда девать. Объём мусора сокращается в 10 раз, срок эксплуатации снижается. Мы в одной цепи, нами чётко руководят. Город полигон не потянет».

Александр Благодатских

Сам же Благодастких говорит о том, что изначальная схема с полигоном была идеальной: «Когда речь об этом зашла, было принято решение по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - мы не можем быть временным захоронением. То есть в Ивановке мы нарушаем закон. Ивановка закрывается, Атамановка открыта, мы получаем деньги, рекультивируем свалку. Дальше начинает работать мусоросортировочный завод, и мы получаем брикеты, которые будем хоронить».

И в это время строить полигон, который должен появиться до конца 2017 года. Но теперь «Полигон» ушёл из Атамановки.

- Брикеты рядом мы планировали складировать к сентябрю приступить к строительству полигона. В ноябре бы мы уже сделали обваловку, постелили плёнку и хоронили отходы. Мы до конца года планировали завершить. А брикеты бы лежали внутри обваловки. Люди думают, что помойка горит, и с полигоном она станет больше и будет продолжать гореть. Это не так. Поиск нового места займёт лет пять. А пока можно было бы работать - хватило бы на 25-30 лет - и искать другое место, - считает Благодатских.

При этом другое место через 25-30 лет, отметил уже Антон Пономаренко, может и искать не придётся - технологии приведут-таки регион к сжиганию мусора.

Глава же «Эко-Полигона» подчеркнул, что когда разрабатывалась схема, предполагалось, что ни запуск мусоросортировочного завода, ни строительство полигона не вызвало бы повышение тарифа для организаций и населения, только с учётом инфляции.

Анатолий Романов

Анатолий Романов

Резюмировал происходящее глава комитета Анатолий Романов, который неожиданно для Селезнева встал на сторону властей региона и предпринимателей: «На основании чего взбудоражено население, мнение которого теперь не преодолеть? Я понимаю инвесторов, порядок такой - есть участок, проходит экспертизу проект, потом слушания, потом оценка. И вдруг ещё ничего нет, а население возбуждено. Вы останетесь наедине со свалкой и ничего с ней не сделаете, - говорит он главе Читинского района, - и денег у вас нет, потому что вы даже денег на очистные в Атамановке не запроектировали. У вас столько проблем, что не будет до этого дела. Это были необдуманные действия - война с самими собой. Предмета обсуждения нет. Был бы проект готов, они пришли, и народ бы высказался против - тогда да. А теперь, я не знаю, как вы будете действовать».

Затем Романов спросил Селезнева, рассказывал ли он жителям Атамановки о том, каким будет полигон? Глава района ответил, что нет. Самим же предпринимателям время показать, как он будет выглядеть, на встрече с жителями не дали.

- В Ивановке недовольны, что закрыли, - продолжает Романов, - а в Атамановке - что открыли. Даже если мы сделаем километров за 200 от Атамановки - будут недовольны остальные. С людьми недоработали.

Романов считает, что история с сопротивлением Атамановки может вызвать мультипликативный эффект - и где бы дальше не определили место, если рядом будет населённый пункт, его жители тоже не захотят жить рядом со свалкой. Депутат также напомнил, что заработал мусоросортировочный завод, о котором слагались легенды и сказки.

Глядишь, и миллиардный полигон заработает.

Депутаты парламентского комитета

Точки над П

Глава Читинского района с охотой делится подробностями истории и перечисляет число жителей, которые голосуют против создания полигона. Несмотря на то, что у депутатов нет полномочий вносить изменения в схему, они могут рекомендовать властям края принять то или иное решение. Проблема заключается в том, что реальной альтернативы спустя два месяца с начала одностороннего конфликта не нашлось. До итогов экспертизы, которая покажет - быть полигону или нет, районная администрация качает волну народного негодования. Отбить у региона землю на полигон для народа кажется неплохой перспективой. А что дальше делать со свалкой, на которую нет денег, никто не придумал.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления