Общество Агинское обзор Оптимизация Могойтуя - в обзоре районных газет

Оптимизация Могойтуя - в обзоре районных газет

Экономическая ситуация в Могойтуе сложная: дотации в 2017 году сокращены в 2 раза - с 8 до 4 миллионов. По указанию минфина сокращён штат специалистов администрации с 16 до 8. С каждым годом бюджет посёлка сокращается, а объём работ увеличивается.

Власти Забайкальского края запланировали оптимизировать районных чиновников - убрать отделы и управления, что, по мнению разработчиков законопроекта, «облегчит муниципалитетам процесс формирования структурных подразделений, так как ранее требования вынуждали их предусматривать штатные единицы». В Могойтуе процесс уже пошёл - дотации из краевого бюдежта в 2017 году сокращены в 2 раза - с 8 до 4 миллионов. По указанию минфина сокращён штат специалистов администрации с 16 до 8. Бюджет посёлка сокращается ежегодно.

Глава посёлка Чингис Дугаров рассказал корреспонденту «Агинской правды», что из-за нехватки средств сложилась непростая ситуация в социальном секторе. По его словам, всем помочь, к сожалению, чиновники не могут: нуждающихся больше, чем позволяет бюджет городского поселения.

При этом Дугаров, если верить «Агинской правде», настроен на позитивный лад и готов выполнять большие объёмы работ по благоустройству посёлка - расширению сети уличного освещения, ремонту дорог, водоснабжению. В одном из окрестных сёл чиновники ликвидировали несанкционированную свалку, мусор вывозили в течение месяца. Теперь глава сетует, что пока ни один житель не заключил договор на вывоз твёрдых бытовых отходов с организациями, занимающимися сбором мусора в Могойтуе.

Читать о результатах работы Дугарова

Чингис Дугаров: «Настроены на позитивный лад...»

Агинский округ, бывший в свое время одним из самых малочисленных субъектов Российской Федерации, все же богат людьми разных судеб, характеров, мировоззрения, морально-этических принципов. В этом мы лишний раз убедились в поездке по железнодорожному центру нашего округа - посёлку Могойтуй, где провели день в разговорах с частью местных жителей, представляющих различные слои населения, которые высказали свои взгляды на происходящую действительность с разных углов.

Первым нашим собеседником стал представитель муниципальной власти, а именно глава городского поселения «Могойтуй» Чингис Дугаров, рассказавший нам о результатах работы администрации.

- Чингис Баторович, каковы итоги деятельности администрации посёлка Могойтуй за первое полугодие 2017 года?

- Для начала нужно отметить, что правильнее будет подводить итоги нашей работы за календарный год, когда уже можно смело отчитаться о проделанной работе. Тем более, большие задачи за короткий промежуток времени выполнить затруднительно, но все же администрацией городского поселения был определен приоритет в работе на первое время - это разрешение ситуации с несанкционированной свалкой, которая находится в сторону села Зугалай. Жители поселка сбрасывали бытовые отходы, усугубляя санитарно-эпидемиологическую и пожароопасную обстановку. Для начала привели в порядок документацию. С администрацией села Ушарбай положительно решен вопрос о передаче в собственность поселка участка земли под нужды городского поселения. Произведена расчистка территории - целый месяц вывозили мусор. Огородили территорию поселковой свалки и определили подрядную организацию по содержанию места сбора бытовых отходов.

Также огромное внимание уделено благоустройству поселка. К нашему большому сожалению, пока ни один житель не заключил договор на вывоз твердых бытовых отходов с организациями, занимающими сбором мусора в поселке Могойтуй - это «АгаСтрой-М» и МП «Служба недвижимости». Хотя на собраниях жителей микрорайонов данный вопрос обсуждался, жители проинформированы. Сумма тарифа по вывозу мусора - около 30 рублей с человека. Мы будем вести работу в этом направлении и, вполне возможно, пересмотрим порядок и нормативы.

- Расскажите о работе в социальной сфере.

- Касательно социальной направленности своей деятельности мы работаем в тесном контакте со многими учреждениями и организациями.

Ситуация в социальном секторе, скажу прямо, сложная. Всем помочь, к сожалению, мы не можем. Нуждающихся больше, чем позволяет бюджет городского поселения «Могойтуй», но все же стараемся изыскать возможности для оказания помощи отдельным категориям граждан.

- Какова экономическая обстановка во втором по величине и численности населенном пункте Агинского Бурятского округа?

- Экономическая ситуация в нашем поселке усложняется в связи с так называемой оптимизацией - сокращением установленных нормативов дотаций. На этот год дотации были сокращены в два раза - с восьми миллионов до четырех. В связи с этим, согласно указаниям Минфина, сокращен штат специалистов администрации ГП «Могойтуй» с 16 до восьми. С каждым годом бюджет посёлка сокращается, при этом объём работы администрации только увеличивается: расширение сети уличного освещения, ремонт дорог, благоустройство поселка, водоснабжение и многое другое. Также мы отрабатываем и готовим документацию для участия в федеральной программе «Комфортная городская среда». Необходимо отметить, что с каждым годом население активнее участвует в улучшении жизни поселка. Например, на территории поселка создаются территориальные общественные самоуправления (ТОСы), которые своими силами и при участии администрации решают многие вопросы благоустройства и досуга - строят и ремонтируют детские площадки, организуют праздники улиц, участвуют в районных и окружных конкурсах. В настоящее время их количество возросло с двух до шести.

В целом хочу сказать, что, несмотря на трудности, рук не опускаем, продолжаем работу, настроены на позитивный лад.

Зорикто Олзоев. «Агинская правда» №73 от 20 июня

Газета «Шилкинская правда» рассказала о паломниках, которые побывали в июне в селе Урлук Красночикойского района, где прошёл традиционный крестный ход на территории бывшего монастыря, называемого забайкальским Афоном. Шилкинцы приехали на своих автомобилях и после церковного мероприятия все благополучно вернулись домой. Смертельный автобусный рейс напрямую их, к счастью, не коснулся.

Верующие рассказали, что сейчас обитель постепенно приводится в порядок. Поставлены крест и ограда на месте обретения мощей преподобного Варлаама, над алтарной частью разрушенного храма в честь иконы Божией Матери возведена часовня.

Крестных ход возглавил митрополит Димитрий. На вершине крутой горы, где некогда располагался разрушенный в послереволюционное время монастырь, состоялся торжественный молебен: «День выдался жаркий, и после непростого пути и совершения службы всех православных на горе ждала совместная со священнослужителями трапеза: уха, каша, лапша, пирожки, чай из колодезной воды. Желающие пили и набирали в обратную дорогу святую родниковую воду из восстановленных монастырских колодцев, окунались в освященную купель».

Узнать об обители единственного забайкальского святого

Паломничество к месту захоронения Варлаама Чикойского

Почти две сотни лет в дебри чикойской тайги ходят крестным ходом из села Урлука, что в Красночикойском районе, паломники к месту захоронения в бывшем монастыре, называемом забайкальским Афоном, единственного забайкальского святого Варлаама Чикойского, который основал там в 20-х годах 19-го века Иоанно-Предтеченский монастырь и своей подвижнической миссионерской деятельностью и явленными миру чудесами снискал себе славу благочестивого монаха.

Трудами игумена Варлаама, как говорят источники, было обращено из раскола около 5000 староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве. К могиле старца сразу же после его смерти в 1846 году началось паломничество. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу старца, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Игумена обители чтили настолько, что даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам монастыря.

Живая народная память почитания святого места и святынь монастыря и сегодня подвигает православных ежегодно отправляться к развалинам монастырских строений. Люди преодолевают пешком сначала по проселочной дороге, а затем треть пути по склону крутой горы в лесном массиве расстояние в 12 км. Каждый из этих верующих ищет в православном походе свое: кто помощи в делах житейских и заступничества, кто укрепления в вере и благодати Божией, кто исцеления души и тела...

В последние несколько лет прихожане шилкинского Петро-Павловского храма тоже формируют свою группу паломников для участия в крестном ходе. В этом году за 900 км к Пророка-Илиинскому храму села Урлука отправились на машинах уже более 20 человек, чтобы 11 июня вместе с сотнями других верующих Забайкалья разделить радость престольного праздника и в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных» - в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты этой чудотворной иконы - совершить здесь крестный ход. Популярность этого образа издавна можно объяснить тем, что в краю ссыльно-каторжных многие считали себя великими грешниками. В несчастиях и лишениях одна была надежда на Царицу Небесную - Споручницу, то есть помощницу. Да и сейчас условия жизни в Забайкалье едва ли назовешь самыми комфортными. Так что народная тропа к могиле Варлаама Чикойского в бывшей обители не зарастает по сей день. Его мощи в начале 2000-х перенесены с места их первого упокоения и сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите. Обитель, некогда основанная трудами преподобного Варлаама, постепенно приводится в порядок. Поставлены крест и ограда на месте обретения мощей преподобного Варлаама, над алтарной частью разрушенного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» возведена часовня во имя преподобного Варлаама Чикойского.

По рассказам шилкинских паломников, во главе крестного хода шел митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий в сопровождении священников Казанского кафедрального собора. На вершине крутой горы, где некогда располагался разрушенный в послереволюционное время монастырь, состоялся торжественный молебен. День выдался жаркий, и после непростого пути и совершения службы всех православных на горе ждала совместная со священнослужителями трапеза: уха, каша, лапша, пирожки, чай из колодезной воды. Желающие пили и набирали в обратную дорогу святую родниковую воду из восстановленных монастырских колодцев, окунались в освященную купель.

Ольга Терещук. «Шилкинская правда» №49 от 20 июня

Фотограф из Агинского Сергей Доржиев рассказал в «Агинской правде» о своём пути к вере и о том, как нужно вести себя в дацане: «В первую очередь лучше обратиться к астрологу, и он даст совет, к какому ламе лучше подойти и какие заказать молебны. Как советуют ламы, вначале нужно совершить гороо (обход) вокруг дацана. Во время гороо хорошо совершать мургэл (поклоны). Простирания и вращение молитвенных барабанов придадут вам духовную силу. Мургэл - это очень эффективная практика очищения от негативной кармы и накопления благой».

Доржиев также пояснил, что при входе в дацан обязательно нужно снять головной убор. Внутри дугана все движения совершается по кругу солнца. Нехорошо громко хлопать дверью, шуршать пакетами, разговаривать с собеседником на отвлеченные темы. Нужно вести себя тихо и скромно. Неуважением будут телефонные разговоры во время хуралов.

Узнать правила поведения в дацане

Один день в дацане

Мой дедушка Балданов Доржи с самого рождения называл меня ламой. Ежемесячно стриг мою шевелюру «под ноль» и всегда разрешал брать сладости с божницы. В душе он, наверное, хотел, чтоб я постиг в будущем премудрости буддизма, но времена были советские, и его думам не суждено было сбыться. Об этом как-то подумалось во время очередного посещения дацана.

Первый раз я был в Агинском дацане, когда мне было лет семь. Помню, как мама под руку завела меня в храм. В полумраке дугана шел молебен. Увидев такую картину, я чуть не вскрикнул: «Кочующий фронт!». Дело в том, что совсем недавно мы смотрели этот фильм в сельском клубе, где была сцена с ламами в храме. Меня подвели к священнику, и он меня благословил. Народу в храме было немного, в основном, бабушки. В память врезался запах благовоний, звук ритуальных тарелок и барабана...

Многие из нас посещают дацан: одни чаще, другие редко. Но замечено, что некоторые верующие в дацане во время хуралов все делают «на скорую руку». Может, и правда очень заняты чем-то важным, или просто лень отстоять молебен. На хуралах, написав имена родственников, пожертвовав «энную» сумму, и постояв пять минут с молитвенно сложенными руками, уходят из храма с чувством исполненного долга. А стоит посмотреть и оглянуться.

«Время собирать камни»

Вот вы проходите под главной аркой храмового комплекса «Агинский дацан», а редко кто задумывается, что арка охраняется четырьмя защитниками буддизма. Кармически вы переходите от своей суетной жизни к святому, намоленному месту - «месту силы». Приходя на территорию дацана, мы должны думать, что пришли в место защиты от невзгод.

ШЭРЭЭТЭ Агинского дацана Бадма-лама. рассказывая об истории дацана, выделяет следующие основные этапы: «Это, во-первых, становление с 1816 по 1821 годы. В это время в новом дацане начали вести первые службы. Следующий этап - 1821-1858 годы - стал временем укрепления позиций. Самый важный этап - с 1858 по 1929 год. В это время Агинский дацан достиг своего могущества и расцвета. Известен был дацан далеко за пределами Забайкалья своей медицинской, философской и астрологической школами. Славилась его печатня (Барай-сумэ), в которой хранилось более 40 тысяч ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг. Это позволило дацану издавать основные учебники для дацанских школ: «цаннит», «манба», «чжуд» и «дуйнхор». В то время в храме служили до тысяч лам и хувараков».

«В годы репрессий и гонений на веру (1933-1946 гг.) Агинский дацан вел службы вплоть до 1937 года», - продолжает разговор настоятель дацана. В 1946 году, после разрешения на открытие, старые ламы стали постепенно возвращаться в родной храм, а в 1970-м году на учебу в Монголию направлены первые студенты из Агинского дацана. Со временем религиозной свободы становится больше, и, начиная с 90-х годов прошлого столетия, Агинский дацан переходит на новый уровень своего дальнейшего развития. Дацан носит название «Дэчен Лхундблинг», что в переводе с тибетского означает

«Обитель спонтанной реализации великого блаженства».

В 1990-м году, по настоятельному требованию жителей округа, дацан вновь обрел свое здание Согчен дугана. В 1991 году Агинский дацан посетил Его святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо.

В январе 2004 года, после 70-летнего перерыва и десятилетней реставрации, в Согчен-дугане проведен первый хурал. В 2000-х годах поднялась 22-метровая ступа «Юндун Шодон», заново отстроен Дуйнхор дуган, также возведены сумэ «Зула», «Сахюсан», сумэ для священного дерева бодхи и «Восемь субурганов», ранее, в девяностых годах, Бабу - ламой была открыта Агинская буддийская академия.

Сейчас в Согчен-дугане полным ходом идут реставрационные работы. 11-12 августа этого года пройдет его рамнай (освящение). К северу за оградой дацана также ждет своего часа открытия величественная алтарная скульптура Майдари - Будды грядущего. С пресс-секретарем Агинского дацана Цыдып - ламой мы заглянули в сумэ, где находится алтарная скульптура. Ее высота поражает воображение. Как положено по канонам веры, Майдари сидит на троне, украшенным драгоценными камнями, рядом с ним - два ученика. На голове божества - корона, тело золотисто-жёлтого цвета, одето в монашескую одежду с украшениями, руки сложены в жесте буддийского Учения.

Нужно подчеркнуть, что большую помощь для строительства и реставрационных работ храмового комплекса «Агинский дацан» оказывал, будучи главой Администрации Агинского Бурятского автономного округа, ныне сенатор Баир Жамсуев. Сегодня Баир Баясхаланович проводит работу по восстановлению Согчен-дугана.

Простирание как практика духовной силы

Если вы переступили порог Агинского дацана, то вначале лучше зайти в контору и уточнить, в каком доме ведет прием тот или иной лама. Так, например, в седьмом доме принимает астролог Ринчин-лама, в четвертом - Цыден-лама, который читает сутру «Сундуй», в доме под номером «восемь» вас ждет Солбон-лама и так далее.

В храмовом комплексе «Агинский дацан» резиденция дид хамбо Цырен-ламы находится в доме под номером 14, а в 15 доме - резиденция настоятеля Агинского дацана Бадма-ламы. Напротив Деважин дугана - резиденция хамбо ламы, рядом с ним - двухэтажная гостиница.

При посещении дацана, в первую очередь, лучше обратиться к астрологу, и он даст совет, к какому ламе лучше подойти и какие заказать молебны.

Как советуют ламы, вначале нужно совершить гороо (обход) вокруг дацана. Во время гороо хорошо совершать мургэл (поклоны). Простирания и вращение молитвенных барабанов придадут вам духовную силу. Мургэл - это очень эффективная практика очищения от негативной кармы и накопления благой.

Как нам сказали в Агинском дацане, дуганы и находящиеся в них изображения и скульптуры божеств являются символом Тела Будды, священные книги, Ганжур - символом Речи Будды, субурганы символизируют собой Сознание Будды.

В дацане свои негласные правила. Понятно, что нельзя приходить в дацан в нетрезвом виде, курить, вести себя шумно и вызывающе, после молебна оставлять на территории дацана стеклянную тару из под молока, чая. Женщинам нежелательно приходить в брюках. Приветствуется, если вы пришли на хурал в национальной одежде.

Некоторые посетители дацан задают вопрос: «Сколько нужно жертвовать денег ламе и дацану?». Тут все зависит от вашего желания и возможностей.

При входе в дацан обязательно нужно снять головной убор. Внутри дугана все движения совершается по кругу солнца. Нехорошо громко хлопать дверью, шуршать пакетами, разговаривать с собеседником на отвлеченные темы. Нужно вести себя тихо и скромно. Неуважением будут телефонные разговоры во время хуралов, поэтому лучше перед входом в дуган телефон отключить.

Чужой беды не бывает

Сегодня ламы принимают в тех же домах, в которых до них вели прием верующих старшие ламы Дома, как правило, из - «кругляка» небольших размеров. В доме во главе угла - божница, столик где читает молитвы лама, стулья для верующих, в углу - кровать для отдыха хуварака - ученика, рядом с основной комнатой - кухня с небольшим шкафом для посуды, на стене - обычно лунный календарь или панно на буддийскую тему.

Заглянем к Биликто-ламе. Он принимает в 25 доме. Биликто-лама - «детский» лама К нему обращаются родителе с детьми. Вот заходит молодая мама с дочкой. Жалуется, что ребенок плохо спит, часто болеет. Биликто-лама, посмотрев по книге, говорит, что ребенок побрезговал, увидев красное мясо. Советует записаться на молебен и взять домой адис (благовония) и аршан. В этом же доме прием ведет эмчи (лекарь) Батор-лама. Он диагностирует болезнь по биению пульса и другим внешним признакам. Выдает лекарство в виде порошка, которое готовится по старинным рецептам из трав и других компонентов.

В другом доме у Цыдып-ламы сидит молодой человек с явно понурым настроением. В последнее время у него все дела идут наперекосяк, жалуется на тревогу, плохое настроение. После разговора с ламой выясняется, что у него «нет души» и нужно провести обряд.

К ламам часто заходят счастливые родители с просьбой дать имя новорожденному. Молодые пары просят назначить благоприятную дату свадьбы. У других пришла беда, и нужно определить время похорон.

Посещая дацан и совершая простирания, делая подношения, мы даем себе возможность для накопления благой кармы.

А когда вы уходите из дацана, сложите руки на груди в позе нераскрывшегося лотоса и поклонитесь храму - обители Будды, обители спонтанной реализации великого блаженства...

Сергей Доржиев. «Агинская правда» №76 от 24 июня

Тунеядство - не только источник творчества, но и причина многих трагедий, особенно в подростковом возрасте, когда школьники на летних каникулах от безделья совершают необдуманные поступки. Газета «Борзя Вести» порадовалась за ребят в оранжевых жилетках, которые в свободное время помогают муниципальному предприятию наводить чистоту на улицах города. Но большинство подростков всё же слоняются без дела, а взрослые не особо за ними приглядывают. В итоге в Борзинском районе дети пьют, тонут в водоёмах, получают травмы в авариях, жгут костры, которые перерастают в пожары.

Читать о непростых каникулах в районе

Чтобы лето не стало последним...

Довольно часто приходиться видеть на улицах нашего города школьников, облачённых в яркие оранжевые жилетки. Ребята, пользуясь свободным временем, сотрудничают с МБУ «Благоустройство» и занимаются уборкой улиц. И если честно, то нам даже как-то спокойнее станет за самих ребят и их родителей.

Такие трудовые коллективы всегда находятся под присмотром взрослого человека, и к концу дня ребята устают так, что у них просто нет желания пропадать бесцельно на улице, тем самым отыскивая приключения на свою голову.

Как это не печально, но приходится констатировать и такой факт - 14 июня погибла двенадцатилетняя девочка. Трагедия произошла в Шерловой-1, девочка утонула в затопленных карьерах. Соболезнуем родителям в этом горе. А сегодня мы поговорим о подростках с человеком, который по роду своей деятельности общается с ними очень часто.

Знакомьтесь: старший инспектор полиции по делам несовершеннолетних ОМВД по Борзинскому району, майор полиции Наталья Борисовна Чумакова.

- Ребята, я имею в виду тех, кто на лето не уезжает в летние оздоровительные лагеря, а это подростки в возрасте пятнадцати лет и старше, остаются без дела, им, попросту говоря, нечем заняться, вот они и начинают искать развлечения. Первое, на что хочется обратить внимание родителей: подростки гоняют по дорогам на мотоциклах. Самое страшное - они не соблюдают правила движения, чем подвергают опасности себя, а также других водителей транспортных средств, мало того, они осознанно нарушают их, неоднократно сама становилась свидетелем, как такие несовершеннолетние мотоциклисты на всей скорости проезжали на красный свет.

- Есть конкретные примеры?

- Да, к сожалению, есть. Вот совсем недавно была авария: парень шестнадцати лет выпил пива и попросил у друга покататься мотоцикл, не справился с управлением и разбился, к счастью, дело обошлось лёгким сотрясением мозга.

- На что нам, родителям, нужно обратить особое внимание?

- Еще одна не менее важная проблема, которую многие упускают из виду: это употребление подростками алкоголя. Сейчас лето, многие родители, к сожалению, закрывают глаза на то, в какое время ребенок пришел домой. Но именно в этот период просто необходимо контролировать каждый приход ребенка в вечернюю пору. Вполне может случиться так, что он придет домой в алкогольном опьянении, и если подросток впервые употребил алкоголь, то он может во сне захлебнуться рвотными массами. Был уже один такой случай: парень употребил очень много пива и, придя домой, лег спать, ему стало плохо, и это еще хорошо, что он проснулся и встал, а так бы дело могло закончиться летальным исходом.

Затронула Наталья Борисовна и еще одну, не менее важную тему - отдых на природе.

- В жаркие, летние дни дети без разрешения взрослых устремляются к водоёмам, что естественно чревато последствиями. Необходимо, чтобы во время подобных походов с детьми находился взрослый человек, который умеет хорошо плавать и сможет в трудную минуту прийти ребенку на помощь. Также нужно разъяснить детям, что нельзя баловаться на воде, изображая из себя тонущего человека и при этом звать на помощь. От несчастного случая никто не застрахован и вполне может случиться так, что в минуту настоящей опасности окружающие могут подумать, что это баловство и уже никто не придёт на помощь. Помните о том, что купаться необходимо в проверенных местах, и не забывать: дно водоёма может быть усеяно бутылочным стеклом. Также будет не лишним, если при походе на речку вы захватите с собой бинт, вату, перекись водорода, пластырь, йод, одним словом средства, необходимые для обработки и дезинфекции порезов, царапин.

- Ещё какие опасности могут подстерегать?

- Дети любят экспериментировать с огнём. Если они остаются дома одни, обязательно проконтролируйте, чтобы в свободном доступе не было ни спичек, ни зажигалок. Подростки иногда устраивают поджоги, и это тоже небезопасно: сейчас стоит такая сушь, дождей практически нет, и во дворе, где есть деревянные постройки, вполне может возникнуть пожар. То же самое касается и степных палов - нередко причиной бывает детская шалость. Не проходите мимо, останавливайте такие забавы, особенно, если видите что, траву поджигают дети.

Также Наталья Борисовна обратилась с просьбой ко всем жителям города и района и призвала не быть беспечными в отношении детей, подростков, не упускать их из виду, по возможности, спланировать их досуг, чтобы они были заняты чем-то полезным для окружающих и своего же здоровья.

Валентин Старицын. «Борзя Вести» №25 от 22 июня

Северяне лето проводят по-спортивному. В июне они открыли походный сезон по Каларскому району палаточным передвижным лагерем. Путешественников не испугал ледяной ветер и снег в горах - это обычное лето в Чаре.

Десять дней дети жили на природе: сплавлялись на катамаранах, обустраивая быт на каждом привале: устанавливали палатки, оборудовали бивуак, заготавливали дрова, готовили пищу на костре. «За смену было съедено два туристических торта, выпито не одно ведро компота и уничтожено немалое количество каши», - подвела итоги путешествия газета «Северная правда».

Читать о путешествии по реке Чаре

Отдохнули мы сказочно, на ладьях надувных покатались...

«Холодный ветер с дождем усилился стократно...» Вот такое оно - наше северное лето. Солнце жаркое, ветер ледяной, так как на горах еще лежит снег. Но это не пугает нас. Мы открываем походный сезон палаточным передвижным лагерем!

Большая команда на семи катамаранах и одной лодке отправилась в путешествие по реке Чара навстречу приключениям. Основной состав - это новички. Им все впервые, все вновь. Приходится учить, объяснять.

Отойдя от железнодорожного моста в районе Новой Чары, через 40 минут высаживаемся на берег, где нам предстоит провести три дня. Обычная суета: установка палаток, обустройство бивака, заготовка дров, дежурные готовят ужин. Первая ночь по традиции без отбоя. Многие ребята до утра сидят у костра. Но ранний подъем никто не отменял! Так что хочешь - не хочешь, а вставать приходится. Зарядка - это обязательный ритуал каждого утра.

За первые дни, проведенные на суше, мы провели вечер знакомств в виде художественной самодеятельности. Для этого поделили участников на пять команд по 6-7 человек.

Прошли соревнования по ориентированию, которые показали, что найти нужные контрольные пункты по компасу можно за 40 минут, а можно и за 14. Повторение топографии, вязка узлов. И новый вид соревнований - описание маршрута по карте. Оказалось, это не так-то просто. Но весело, когда читаешь, что наваяли ребята.

10 июня снова в путь. Идти приходится весь день, с остановкой на обед. Пока дежурные готовили вкусный борщ, провели турнир по шашкам. Соперничество было нешуточное, каждый болел за свою команду, пытался подсказывать. Турнир прошёл весело, задорно, интригующе! Абсолютным победителем стал Антон Иванов.

11 июня в полдень были в с. Чара. Сегодня - родительский день. Радостная встреча. Но вот уже пора уходить, довольные дети с полными пакетами гостинцев рассаживаются на свои катамараны. На ночевку встаем напротив ручья Люксюгун. Тут у нас случился казус... На ночь оставили ведро с продуктами в холодной воде реки, придавив и обложив камнями, чтобы оно не уплыло, и спокойно легли спать. На утро ведра не обнаружили, все-таки оно уплыло... Отправившись снова в путь, всем было дано задание искать «беглеца». Почти перед самым обедом «беглец» был настигнут! Его возвращение было отмечено радостными криками и аплодисментами!

Следующим нашим местом жительства стала уже привычная нам поляна на берегу, где мы не первый год проводим тренировки по спортивному туризму. Есть большая площадка для волейбола. К сожалению, соревнования по волейболу нам не дала провести погода.

Конкурс плакатов на тему «Моя малая Родина» выявил талантов в рисовании. Лучший плакат в художественном исполнении был у команды «Диванодавы» в исполнении Данила Раздобреева. А сборная команда «Созвездие» ребят из Чары и Куанды более развернуто и в тему презентовала свой плакат; за что и получила первое место в этом конкурсе.

За десять дней смены было съедено два туристических торта, выпито не одно ведро компота и уничтожено немалое количество каши.

Уезжая с нашей контрольной точки, с села Чапо-Олого, в автобусе как всегда пели песни, жевали сладости, кто-то спал. Уставшие, но счастливые мы возвращались домой, оставив за плечами 10 дней и около ста километров водного похода.

Е. Поздеева. «Северная правда» №25 от 21 июня

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления