Когда читинка Татьяна Ефимова узнала, что мы принимаем вопросы для нового главы Забайкалья Александра Осипова, она тоже решила поучаствовать, но так как компьютера нет, пришла в редакцию «Чита.Ру» лично. Принесла уже знакомые нам папки с документами по бараку на Краснодонской, в котором у неё квартира. В этом году дом отмечает своё 82-летие, с 2011-го все помещения в нём признаны непригодными для жизни. Но остаться в них городская администрация предлагает Татьяне Анатольевне ещё минимум на 25 лет.
Тот далёкий 43-й
С того момента, как моя коллега Кира Деревцова лично прогулялась по бараку с обледеневшими полами, покосившимися стенами и дырявыми потолками, прошёл год. Не сказать, что ничего не изменилось. Тогда читинка не могла добиться, чтобы дом на улице Краснодонской признали аварийным и включили в программу по расселению. Через полмесяца после того, как на «Чита.Ру» вышел материал, прокуратура Железнодорожного района Читы обязала городские власти обследовать здание. Теперь оно плюс к непригодному для жизни ещё и аварийное. Официально.
Сложно сказать, что подействовало на прокуратуру сильнее - публикация в СМИ, бесконечные обращения в надзорные органы от Татьяны Ефимовой или её письмо президенту России, которое она составила от безысходности. Теперь начала этот круг заново, однако президента пока оставила на потом - пишет Осипову:
«Все несущие конструкции прогнили, печные трубы развалились, в результате чего случился пожар 31 января 2017 года, чем был нанесён колоссальный ущерб квартире №8 и имуществу (эта квартира принадлежит Татьяне Анатольевне и её сыну - А.М.). И только после заявления к Путину дом 12 декабря 2017 года признан аварийным. Но срок расселения определён на 2043 год».
Под конец в тексте появляется всё больше восклицательных знаков, а завершается заявление мольбой: «Помогите нам!» Внизу свои подписи оставили жильцы четырёх квартир - владельцы ещё четырёх покинули это гиблое место.
Мы вам ничего не должны
Несмотря на то, что дом в итоге признан аварийным, в государственную программу по расселению он попасть не успел - туда включали только те здания, которые признали аварийными до 1 января 2012 года. Теперь, как администрация Читы явно дала понять жильцам в одном из последних ответов, она этим людям ничего не должна. Более того: власти города имеют право обязать жильцов снести или отремонтировать своё жильё на собственные деньги, а если те не успеют, отобрать объект.
«Максимальный срок отселения граждан из признанных аварийными домов никакими правовыми актами не определён. Также никакими федеральными законами и подзаконными актами не установлена конкретная процедура и тем более формула по расчёту соответствующих сроков отселения граждан из домов, признанных аварийными. Органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения самостоятельны», - заявила узникам барака городская администрация.
То есть чиновники при желании могут вообще ничего не обещать, но всё же пообещали - в 2043-м квартиры появятся. Может быть.
Крайний вне очереди
Параллельно семья Татьяны Ефимовой ждёт жильё на правах малоимущей - такой семью признали в середине ноября 2017 года и поставили в очередь под номером 773. Однако профильная комиссия приняла решение включить Татьяну Анатольевну в список читинцев на получение квартиры вне очереди. В 2017-м женщина была 210-м внеочерёдником, теперь - где-то 199-я. Такими темпами на жилплощадь можно тоже рассчитывать где-то лет через 20.
Есть ещё один вариант - получить жильё по той же федеральной программе расселения, которую федеральные власти собираются продлить до 2025 года, включив в неё дома, признанные аварийными после 2012 года, так что у барака на Краснодонской есть шансы попасть в проект.
Если это произойдёт, Татьяна Ефимова справедливо сможет считать случившееся своей победой, потому что именно благодаря её паломничеству по кабинетам надзорных органов дом признали аварийным. Хотя, конечно, не обошлось без высшей силы в лице федерального правительства, которое решило продлить программу. Большинству других читинцев, стоящих в очереди на жильё, повезло куда меньше.