Общество Заложники тесных маршруток

Заложники тесных маршруток

Как добираются до города в часы пик жители села Засопка Читинского района.

Раннее морозно-бесснежное ноябрьское утро в Засопке. На часах ровно восемь. Чуть светает, и темнота уже не такая кромешная, чтобы совсем было не видно без фонарика, куда идти. А чуть раньше было именно так – в посёлке даже улица Центральная, где я временно поселилась, не освещена ни одной мало-мальской лампочкой. Разгоняют мрак только окна детского сада да редкие автомобили светом фар.

Иду на остановку. Вернее, на место, считающееся ей по умолчанию. Догадываться о том, что здесь проезжает автобус, приходится только по двум — трём силуэтам озябших, ждущих людей. К «остановке» понемногу подтягивается ещё несколько человек: женщины, мужчины, школьники, мамы с детьми. Я стою и считаю: один, два, три… Девять. Девять человек, которым нужно уехать в город. Уехать сейчас, иначе они опоздают на работу, в школу, по другим делам. Следующая маршрутка придёт только через полчаса. Не каждый работодатель, учитель или, скажем, врач, назначивший приём, будет ждать 30 минут. Да никто не будет.

Минут 5–6 ожидания. Маршрутка, как говорят местные, сначала собирает пассажиров из Араповки, а потом едет в Засопку, и приезжает аккурат в 8.06.

В борьбе за места

Забавно, но все как один, смотрят в сторону поворота, из которого она должна выехать, как будто если не смотреть, то и не выедет. И действительно, ровно в 8.06 появляется сначала свет фар, а потом со звуком натужной работы двигателя – сам автомобиль, которого все ждут как бога. Люди на остановке, до того переминавшиеся с ноги на ногу, оживляются, начинают делать шаги навстречу небольшому автобусу, будто пытаясь занять место, чтобы вдруг суметь зайти в дверь первыми. Однако вся очерёдность сбивается, потому что сначала нужно выпустить тех, кто выходит.

Теперь наступает момент, когда девять насчитанных мной человек заходят в транспорт. А сделать это непросто, почти нереально. И хочется пропасть, провалиться сквозь землю, телепортироваться без всякой маршрутки сразу в то место, куда тебе нужно.

Первые три-четыре человека входят более или менее свободно, продвигаются вперёд, а дальше всё – очередь встаёт как вкопанная. И уже кажется, другие люди так и останутся на остановке ждать следующего автобуса. Ситуация накаляется, потому что нервничают все. Нервничают сидящие, стоящие взрослые, стиснутые со всех сторон, плачут дети от столпотворения и тесноты.

- Продвигайтесь там, ещё люди остались! Всем надо ехать! — кричит одна из женщин, взяв на себя инициативу.

И продвигаются, хотя, казалось бы, абсолютно некуда. Но место находится, хоть и с огромным трудом. И, о чудо, — все девять человек входят в маршрутку. Люди на удивление спокойны, видимо, привыкли. Стиснув зубы, стоят друг у друга «на головах».

- У меня сейчас спина сломается, — говорит своему товарищу мальчишка, который сегодня, как и каждое утро, едет в школу. Пассажиры держатся за поручни, стоя в самых нелепых и неудобных позах, руки затекают, ноги готовы ускользнуть в сторону. Каламбур, но не упасть удаётся только благодаря жуткой тесноте.

В такой давке нужно пережить минут 10, дальше будет легче. А пока впереди... ещё одна остановка в Засопке, где тоже ждут люди.

- Давайте не будем останавливаться, места нет вообще, сдвигаться дальше невозможно, — просит кто-то из пассажиров.

- Да они же меня потом убьют, — отвечает водитель, сам живущий в Засопке. Жертва обстоятельств, делает остановку. Ещё три человека исхитряются войти и отвоевать свои «места».

Проще становится только в черте города, за границей Читинского района. Там автобус никого больше не берёт, а только выпускает, становится легче дышать.

В такой невыносимой обстановке, с нарушением всяких мер безопасности, каждое утро добираются до нужных мест жители Засопки. Им некуда деваться. Как, наверняка, жителям и других отдалённых районов.

Все познается в сравнении

- Раньше у нас был 48-й маршрут, он ходил каждые 8–10 минут, и то мы немного возмущались. А сейчас сравниваем и страдаем, совсем редко ходит 112-ый, и теснота по утрам и вечерам, — говорит одна из жительниц Засопки.

Всё началось после того, как с 15 июня 2017 года изменились схемы некоторых автобусных маршрутов. Маршрут №48, который возил жителей поселения «Засопкинское», являясь городским, стал ходить только в границах Читы, и из него был исключён заезд в Засопку: движение автобусов маршрута №48 теперь начинается от улицы Советская.

Потеря жителей Засопки была компенсирована запуском с 27 августа 2018 года нового маршрута №112 сообщением «Вокзал — село Засопка». Инициатором стала администрация Читинского района, руководствуясь законом Забайкальского края № 1426-ЗЗК от 19 декабря 2016 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов… отдельными государственными полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении», - пояснили в администрации со ссылкой на главу Вадима Захарова.

Владелец маршрута, предприниматель Владимир Кривушин, 24 августа 2017 года громко пообещал людям, что транспорт будет ходить бесперебойно с интервалами выезда ни много ни мало в 5 минут. В обещаниях звучало, что к услугам пассажиров будет целых 15 новых вместительных автобусов Next, последний автомобиль будет отходить от вокзала в 21.00. Однако, теперь номер телефона обещавшего не обслуживается, владелец маршрута сменился, сейчас это Сергей Пнёв. Спустя год на линии работает всего три автомобиля, и ходят они по трём графикам с интервалами в 30 минут. Первый выезд из Засопки – в 6.30 утра, последний с вокзала Читы – в 20.15. Два автомобиля из трёх – небольшие микроавтобусы, и лишь один – ПАЗ – повместительнее.

Самый невыгодный маршрут

«Мы обслуживаем этот маршрут примерно в течение года, с момента, как Кривушин от него отказался из-за нерентабельности, – рассказывает Сергей Пнёв. – Невыгодным он является и для нас. Я его содержу за счёт других своих маршрутов. Желающих на нём работать нет. По утрам и вечерам автобусы ходят полные, а днём почти пустые, два-шесть человек ездят. Чтобы поднять рентабельность маршрута, через два месяца после начала работы мы обратились к администрации Читинского района с предложением продлить его, предоставив разные схемы. Но по разным причинам нам отказывают. Сейчас мы снова предложили две схемы, чем всё это закончится, мы пока не знаем. Пришёл новый глава, понимание вроде бы есть, но ещё ничего не изменилось. Я в любой момент могу отказаться от маршрута, но тогда люди вообще останутся без транспорта. Если бы в администрации продлили маршрут хотя бы дальше вокзала, автобусы заполнялись бы и теми, кто едет по городу. И тогда мы могли пустить ещё 4 автомобиля, сократив тем самым интервал до 15 минут. Сейчас ездит ПАЗ, Форд и Ситроен. Последние два вмещают 26 человек. За перегруз нас неоднократно штрафовали, но если не брать пассажиров сверх нормы, то им не на чем будет добираться. Надеемся, что к Новому году, если администрация Читинского района пойдёт навстречу, ситуация изменится», - говорит Пнёв.

Свет в конце тоннеля

Начальник отдела транспорта, дорожного хозяйства и связи администрации Читинского района Евгений Труфанов пояснил редакции ИА «Чита.Ру», что предприниматель Сергей Пнёв действительно обращался с заявлением о продлении маршрута №112 по улице Бутина, но тогда изменения не согласовала администрация города Читы из-за загруженности улично-дорожной сети.

«На данный момент в планах пустить маршрут по улице Ленина до Соснового Бора. В администрацию поступило соответствующее заявление предпринимателя Пнёва. Мы, в свою очередь, на основании постановления правительства Забайкальского края № 435, направили 23 ноября заявление в минтер о согласовании изменений маршрута. В ближайшее время на совещании с представителями администраций Читы, Читинского района и минтера будем обсуждать этот вопрос. Надеемся, власти Читы согласуют маршрут, по закону они должны это сделать в течение 15 дней. Наша цель – вывести маршрут №112 на рентабельность, привлечь дополнительные автомобили и сократить интервал движения. Мы все в этом заинтересованы», — подчеркнул Труфанов.

Пока же ясно одно: людям такое положение вещей крайне неудобно. Интервал между рейсами слишком большой: опоздал или не вошёл в маршрутку – полчаса жди следующую. На улице зима, у многих дети, потому народ спешит и пытается всеми способами втиснуться в машину, задвинув желание комфорта далеко на задний план и закрывая глаза на безопасность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления