Общество обзор «Единая Россия», ты пьяна, иди домой - разбор событий недели

«Единая Россия», ты пьяна, иди домой - разбор событий недели

Редакторы и журналисты «Чита.Ру» высказались о событиях недели.

На этой неделе «Единая Россия» исключила из своих рядов человека, не разобравшись в его виновности, власти отказались строить дом на месте сквера, а известный юморист сначала обсмеял горки в Чите, а затем заступился за них. В этих и других событиях недели разобрались журналисты ИА «Чита.Ру».

Фото недели. Ксения Зимина: Первый рейс нового самолёта в Красный Чикой

Новый L-410 13 февраля увёз первых пассажиров в Красный Чикой. Чикояне теперь будут видеть двухмоторный самолёт вместимостью 20 человек часто. На борту новинки нарисовали багульник и флаг Забайкальского края.

1 из 5

Андрей Козлов: Правила применения коррупции

Следственный комитет на неделе задержал, а суд санкционировал арест бывшего сити-менеджера Читы Олега Кузнецова, который после отставки с этой должности весной 2019 года занимал должность первого заместителя в министерстве ЖКХ региона. Чиновнику инкриминируют получение взяток в виде дома стоимостью 5 миллионов рублей и ремонта придомовой территории на 2 миллиона рублей от известного предпринимателя Ольги Лёвочкиной – её с мужем-китайцем Синь Сюемином обвиняют в контрабанде леса в Китай.

Ольга Лёвочкина

Это показательная история – в одном деле пересеклись чрезмерно коррумпированные сегменты забайкальской власти. Количество уголовных дел в мэрии Читы времён Анатолия Михалёва исчисляется десятками, а лесная отрасль в Забайкальском крае давно превратилась в кормушку, из которой питаются чиновники и силовики всех мастей.

В мэрии на уголовные дела чиновников в последние 20 лет смотрели сквозь пальцы, и это было одним из базовых принципов работы администрации города – нарушения в работе с бюджетными деньгами и почти открытое воровство давно перестали быть чем-то экстраординарным. Информационный шум, который сопровождал эти процессы и нарастал вместе с развитием интернета и социальных сетей, насколько я могу судить, воспринимался примерно как жужжание надоедливой мухи.

Чиновники брали квартирами, нежилыми помещениями, долями в бизнесе, деньгами, ремонтами, и остаётся только догадываться, какое количество взяточников и банальных воров остались безнаказанными. Система как бы помогала воровать - брать из бюджета или от благодарного предпринимателя было нормой, и ей следовали. Система провоцировала и провоцирует нарушения закона, часто наблюдая за преступлениями и финансовыми махинациями сквозь сито политической целесообразности – дела выводят в практическую плоскость только тогда, когда некто даёт на это добро.

Лесная отрасль, курирует которую в регионе министерство природных ресурсов, превращена в коррупционный котёл как будто намеренно. Под это скорректировано федеральное законодательство и, кажется, специально дестабилизируется ситуация на региональном уровне.

Ситуация постоянно ухудшается. Слабого и плохо осведомлённого министра меняет ещё более слабый и вовсе неосведомлённый – эти загадочные назначения часто выглядят перспективно, но МПР за несколько лет буквально разгромили. Гослесслужбу вливают в Минприроды, объединяя под одной крышей и одним руководителем разрешительные, контрольные и коммерческие функции – это удобно, но со стороны кажется, что кормушке приделывают ракетный двигатель.

В МПР постоянно работают люди, не увидеть коммерческих интересов в лесной отрасли у которых может только слепой. Правительство региона в начале десятилетия много месяцев выдерживало судебные атаки на краевой закон о противодействии коррупции в лесной отрасли. Вы когда-нибудь слышали, чтобы в российских судах оспаривали антикоррупционные законы? В Забайкалье этому никто даже не удивился, а обжалования тянулись до 2018 года — почти 10 лет по одной и той же схеме (сначала краевой суд, потом верховный). Прошлый, 2019-й, был первым годом, когда закон не атаковали в судах - теперь, видимо, даже он не мешает «работать» с лесом.

Перечислять примеры безумия, которое творится в лесной отрасли, можно часами, а количество уголовных дел в этом секторе исчисляется сотнями, и все прекрасно понимают, что если государство начнёт наводить в лесу порядок, то таких дел будут тысячи.

Все эти проблемы были заложены предыдущими региональными администрациями, а подложка для катастрофического бардака в российском лесу создана Лесным кодексом ещё в нулевых. Ситуация в городской администрации и лесной отрасли с годами только ухудшается – ещё ни один из забайкальских губернаторов не смог хотя бы остановить этот процесс, а последняя более-менее знаковая попытка предпринять хоть что-то относится аж к 2008 году, когда принимался и защищался в судах закон «Об организации деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины».

К сожалению, пока нет никаких оснований для того, чтобы считать намерения действующего правительства Александра Осипова в городской администрации или лесу серьёзными. МПР фактически разгромлено, а в мэрии ограничились косметической заменой слабого Кузнецова на управляемого и удобного Александра Сапожникова. Это, к сожалению, может привести к тому, что в городской администрации пересажают последних чиновников, которые понимают происходящее, а в лесу под завывания о чистом воздухе выпилят последние сосны.

Екатерина Шайтанова: «Единая Россия», ты пьяна, иди домой

Президиум регионального отделения «Единой России» на этой неделе исключил из партии депутата Читинского района Вильгельма Зайделя - «в связи с нанесением ущерба политическим интересам партии». Такое решение единороссы приняли после появления в соцсетях фотографии, на которой Зайдель стоит якобы с жестом «усов Гитлера» рядом с якобы «зигующей» директором библиотек Читинского района Евгенией Ушаковой.

Сказать, что я удивилась - не сказать ничего. Сроду «Единая Россия» никого не исключала из партии.

Откровенная фотосессия руководителя «Молодой гвардии» в регионе, попавшая в «Вечорку» - партия не оценивает этическую и эстетическую сторону изображений.

Видео, на котором мужчина, похожий на спикера краевого заксобрания и главного единоросса Степана Жирякова, занимается сексом с молодой девушкой в месте, похожем на отель «Монблан» - грязные технологии оппонентов.

Пачка уголовных дел в отношении заместителей мэра Читы - пусть сначала следствие разберётся.

Фото Зайделя, на котором он на самом деле посылает в камеру воздушный поцелуй, а к моменту принятия решения об исключении об этом было известно много часов - ущерб политическим интересам партии. «Единая Россия», ты пьяна, иди домой.

Я от лица редакции «Чита.Ру» приношу извинения Вильгельму Зайделю и Евгении Ушаковой - мы обязаны были проверить достоверность фотографии перед публикацией новости, а также предположить, что такого просто не может быть. Я искренне сожалею, что этого не произошло. Но, кажется, хорошо, что вы больше не имеете отношения к этим людям из «Единой России».

Екатерина Рахманова: Кто изощрённее?

Блогер Лёха Кочегар неожиданно принёс в приёмную Путина в Чите уголь и валежник. Такой выпад — способ привлечения внимания к проблеме, которая этой зимой встала в городе особенно остро — проблеме грязного воздуха. Блогер в письме Путину рассказал, что уголь и валежник в Забайкалье — это средство отопления, «ведь без них мы бы не выжили, так как температура в наших краях опускается порой ниже 40 градусов».

Такие поступки хоть и вызывают насмешки, очень показательны. Люди наконец поняли, что их слово может иметь вес, если говорить хором. Так начали устраивать акции на Титовской сопке, петь песни в противогазе, перерисовывать герб. Отдельные пазлы разных историй складываются в красивую картинку про то, как люди больше не молчат и даже отстаивают свою точку зрения.

Жители Соснового Бора в Чите «отбили» у властей участок леса, где собирались построить многоэтажку. Губернатор Александр Осипов поручил зампредседателя правительства региона Геннадию Гусеву совместно с минстроем Забайкалья разработать план развития микрорайона с учётом мнения людей. Да, оказывается, такое тоже возможно. Оказывается, в условиях, когда что-то делается «ради людей», их тоже можно слушать, а самое главное — прислушиваться.

Теперь за каждый необдуманный шаг в адрес властей летят петиции. Несогласные устраивают пикеты, записывают видеообращения, пишут письма. Такое и раньше было, конечно, но не так массово и не так изощрённо. Ведь принести кусок угля и охапку веток в приёмную президента — значит показаться как минимум странным. Зато точно запомниться.

Андрей Затирко: Режим супермена активирован

Руководство Забайкальского края в День всех влюблённых одарило граждан сразу двумя нехилыми обещаниями. Во-первых, объявило об отказе от застройки участка с сосновым леском в Сосновом Бору, хотя протесты шли ещё с ноября, а в январе стартовал поиск подрядчика для возведения дома. Во-вторых, пообещало обнародовать отчёты Фонда развития Забайкальского края, где аккумулируются пожертвования региону от крупных компаний - этого требовало наше агентство после появления информации об оплате фондом предвыборного проекта Александра Осипова «Забайкалье - наш дом».

Истории о разном, но одновременность столь широких жестов намекает на то, что причины у них одни.

Вообще, Осипов до выборов губернатора - бесконечно погруженный в проблемы региона, колесящий по районам, открытый, чувственный и проникновенный губернатор. Только «Чита.Ру» обратило внимание на планирующуюся застройку лесочка на улице Смоленской, тут же отказались от строительства детсада. Стоило к нему обратиться с засорённой канализацией в бараке, как на следующий день сотрудники умирающего ГЖЭУ тут как тут.

После 8 сентября он и его команда явно снизили к себе требования - по районам стал ездить в разы реже, его общественное движение «Забайкалье - наш дом» окоченело, даже на бесконечные протесты из-за зелёных территорий перестали реагировать. До 14 февраля. Причина может быть крайне банальна - грядущее голосование по изменениям в Конституцию, намеченное на апрель. Если это так, то всем забайкальцам с серьёзными проблемами стоит начинать появляться в информационном поле, чтобы команда губернатора их заметила. К примеру, борющиеся против вырубки 40 гектаров жители Атамановки теперь вполне могут надеяться на лучшее.

Режим Осипова-супермена активирован до апреля. Торопитесь, забайкальцы!

Егор Захаров: Книга лучше

Немало смеха на этой неделе вызвала российская прыгунья с шестом Елена Исинбаева, волею судьбы и нашего президента попавшая в рабочую группу по изменению Конституции. «Прочитала Конституцию нашей страны. (…) Теперь я понимаю, что это очень важная книга, и читать её нужно всем. Узнала очень много интересного», - сказала спортсменка. В связи с её новыми обязанностями фраза и верно выглядит забавной. Но оставим в стороне и рассуждения о необходимости переписывания «важной книги» и о компетентности Исинбаевой в этом процессе.

Елена Исинбаева

Важнее то, что она тут выглядит точно так же как примерно половина россиян. То есть тех, кто никогда не читал Конституцию. А это, по данным опроса Левада-центра от 2018 года - 42% жителей страны. Стоит ли смеяться ли над ними? А над собой? Я, например, тоже никогда не читал эту «важную книгу» от корки до корки, довольствуясь знанием о том, что власть принадлежит народу, человек – высшая ценность. Знаете, и этого было достаточно, пока не начали смеяться над Исинбаевой. И тут мне стало страшно.

Но страшнее порой от ощущения того, что большая часть населения у нас не только Конституции не читала, а в ПДД никогда не заглядывала. Не говоря уже о Кодексе административных правонарушений.

Роман Шадрин: Заковыка

В Чите проездом, но с большим концертом побывал московский артист юмористического жанра Алексей Щербаков. Знакомясь с городом, Алексей Сергеевич посетили площадь имени Ленина с горками, фонтаном и новогоднею ёлкою, ровно на сутки оставили об этом событии память в сториз своего инстаграм (запрещённая в России экстремистская организация)а — в виде юморески, конечно, после чего дали тот самый концерт. Где-то между двумя этими событиями Алексею Сергеевичу доложили, что не то городовой, не то думский голова, не то ещё кто-то из титулярных велели убрать ёлку и горки с площади.

Алексей Сергеевич таким свинством был натурально взбешён. Он записал новый манифест с воззванием убрать руки прочь от ёлки, по крайней мере до священного Сагаалгана. В ролике юморист нарисовал себе большие, как у Пьеро, глаза, но ругался, как форменный Петрушка. Так со скандальёзом и укатил дальше, куда-то в сторону Тель-Авива.

Афиша артиста Щербакова на февраль года 2020 от Р. Х.

А городские чиновники остались в Чите и в то же время в какой-то путанице. Вроде бы никто и не собирался спрашивать комиков, когда убирать ёлку и ломать тающий ледовый городок. Но случилась натуральная подстава. Хоть сноси, хоть оставь — всё равно получится, что ты не сам, не своим умом дошёл до этого, а сугубо по указке заезжего артиста. Заковыка? А то!

Алексей Малашенко: Расстрельный пинок

Читинский гарнизонный военный суд начал рассматривать уголовное дело в отношении Руслана Мухатова - срочника из войсковой части в посёлке Горный. Парня обвиняют в издевательствах над восьмерыми сослуживцами, среди которых оказался Рамиль Шамсутдинов, убивший позже из автомата восемь человек. После стрельбы Шамсутдинов скажет, что причиной убийства стали неуставные отношения в части. По итогам его показаний и появится дело против Мухатова.

Рядовой Шамсутдинов после задержания

Последний просил суд рассмотреть дело в особом порядке, то есть был готов признать вину и получить приговор без пересмотра, но с правом на более мягкое наказание. Шестеро потерпевших написали судье, что они не против такой просьбы и вообще не имеют претензий.

Но не Шамсутдинов. Он выступил за общий порядок рассмотрения дела. Адвокат стрелка позже объяснит корреспонденту «Вечорки»: «У нас нет такой цели невиновных посадить, оправдать. Речь идёт о том, что нам необходимо всё-таки установить истину – были всё-таки неуставные взаимоотношения или нет?»

Мухатов, повторюсь, был готов признать вину и, стало быть, подтвердить дедовщину. Но только что это за дедовщина? Срочник по приказу ответственного по роте заставлял молодых людей три часа подтягиваться, отжиматься и прыгать, бил их рукой в боксёрской перчатке, а конкретно Шамсутдинова ещё и один раз пнул по ноге, когда тот пошёл курить в неположенное время.

Безусловно, Руслан Мухатов поступил неправильно (если он всё это делал), когда начал издеваться над сослуживцами. Но то, что он натворил, происходит в российской армии повсюду, и этого явно недостаточно, чтобы подтолкнуть человека к массовым убийствам. Других дел после показаний Шамсутдинова не появилось.

Сейчас цель адвокатов стрелка - доказать, что дедовщина стала причиной устроенной им бойни. В итоге всё внимание юристы сводят к Мухатову, добиваясь этого через ходатайство против особого порядка рассмотрения дела.

Тем временем в военном госпитале лежит в коме Евгений Графов - срочник, чуть не убитый в той мясорубке Рамилем Шамсутдиновым. И ирония в том, что оба они теперь проходят потерпевшими от издевательств Мухатова. Как же оправдать перед родными Графова то, что в него - такую же жертву издевательств - стрелял несчастный сослуживец?

Юлия Скорнякова: Газета «Экстра». Послевкусие

Очередной номер газеты «Экстра» должен был выйти в среду, 12 февраля. Так было последние 23 года, механизм работал без сбоев. Теперь печатной версии газеты нет. Тут надо ставить знак равенства с «нет и газеты».

До этой недели могло произойти всё, что угодно, хоть переворот Земли, но газета не могла быть не сдана в печать. Самым сложным для журналистов был понедельник, день сдачи номера. Самыми динамичными для вёрстки — вечер понедельника и ночь на вторник, когда сданные тексты и фото становились силой: строчки из чего-то авторского из компьютера превращались в газетные строки, которые еженедельно ждало больше 20 тысяч подписчиков.

Когда я в 2005-м пришла работать в газету, «Экстра» гремела. Равным ей по влиянию был разве что «Эффект». Обе газеты были общественно-политическими, и на страницах обеих публиковались материалы, которые напрямую влияли на жизнь края. Но «Эффект» был в то время уже более консервативным, тогда как смелее «Экстры» не было никого. Работать там для студента было каким-то космосом – почти также, как сейчас сразу после вуза начать писать для «Коммерсанта» (для нежурналистов: это очень круто) так это воспринималось.

2011 год, планёрка во время свиного гриппа

Я помню первые стартовые материалы. Моя экстровская история начиналась со статей про то, как власти края пытались забрать здание одного из детских домов, про работу в Чите «Свидетелей Иеговы», которые в тот момент ещё не были запрещены в России и к которым тогда было много вопросов.

Помню ощущение правды, свободы и смелость разбираться в самых сложных делах – за спиной всегда стоял редактор, Сергей Владимирович Шайтанов, обещай к нам приехать с разборками бандитствовавшие сыновья краевых чиновников или звони кто-то из администрации края с требованиями перестать о чём-то писать.

Волейбол "Экстры" на озере Арахлей

Помню его «Ничего не бойтесь, ребята». Помню время, когда за публикациями в газете не стояло ничьих интересов, кроме интереса говорить правду и делать это честно. Помню, как было, когда учредители и информационная политика издания были далёкими друг от друга вещами. Помню, какой был драйв.

Не будь тех свободных почти 9 лет, не было бы той школы независимости, лёгкости, школы настоящей журналистики, которая охраняет не чьи-то интересы и деньги, а объективность и честный взгляд на вещи глаза в глаза.

Коллектив "Экстры" в 2013 году. С верхнего ряда слева направо: Константин Чиров, Андрей Коптеев, Сергей Шайтанов, Андрей Белокопытов, Баир Намсараев. Второй ряд: Татьяна Никифорова, Надежда Шайтанова, Ирина Баринова, Татьяна Белокопытова, Юлия Скорнякова
Константин Чиров, я и Баир Намсараев. Вызываем Андрея Коптеева с больничного, 2013 год
1 из 2
Коллектив "Экстры" в 2013 году. С верхнего ряда слева направо: Константин Чиров, Андрей Коптеев, Сергей Шайтанов, Андрей Белокопытов, Баир Намсараев. Второй ряд: Татьяна Никифорова, Надежда Шайтанова, Ирина Баринова, Татьяна Белокопытова, Юлия Скорнякова

А потом наступили другие времена, и на первое место выдвинулось другое. Газета из общественно-политического издания превратилась в семейную, а из редакции постепенно начало уходить ощущение того, что на журналиста нельзя давить, диктуя ему, что писать. Так было не всегда, но проявлялось всё чаще и чаще. Остро про политику тогда кому-то говорить стало невыгодно.

Когда и в какой момент всё полетело кувырком, сказать сложно, только на несколько лет работы прежние лидеры – «Экстра» по розничным продажам, а «Земля» по подписке – потеряли позиции, практически без сопротивления сдав их «Вечорке». Тем не менее, ещё пару лет назад издание было не то что безубыточным, а работало в плюс.

15-летие "Экстры", коллектив газеты, 2012 год

Новость о том, что шестой номер «Экстры» от 5 февраля станет последним в печатной истории газеты, появилась 4 февраля 2020 года на сайте «Заб.Ру». Издатель заявил, что газета перешла в онлайн-формат. Но ещё ни одно печатное издание в Забайкалье не смогло осилить этот кульбит, потому что никто из тех, кто пытался раскачать интернет-версии, целенаправленно не перетягивал аудиторию в интернет.

По сути, февраль 2020 года стал концом долгой и славной истории газеты, которая когда-то была силой такой мощи, что утра среды ждали во многих кабинетах, а четверга – простые люди из районов и газетных ларьков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления