Новосибирский цирк-шапито «Звёздный» раскинулся на КСК. За железным заборчиком — палатки, вагончики, машины. Гуляет весенний ветер, и тихо. Артисты приехали в Читу 11 марта, но так и не дали ни одного представления – в день премьеры вышло постановление о запрете работы из-за мер против коронавируса. Мы побывали в гостях и выяснили, как здесь живут люди и животные, почему артистов удивила Чита, и почему законопослушным циркам сложно бороться с нарушителями.
Мнение о Чите поменяли
Артисты Дмитрий и Максим сами захотели приехать с выступлением в Читу, потому что никогда здесь не были. За свою карьеру они обколесили почти всю страну и решили отправиться в сторону Владивостока. В столице Забайкалья они должны были пробыть месяц, а затем поехать дальше. Ограничительные меры поломали планы. Зрители сдали билеты, но остались единицы, которые до сих пор этого не сделали – они верят, что выступление состоится.
Купол, раскрашенный как оранжево-синий праздничный леденец, и говорящая надпись «Цирк», устроившиеся на КСК, вскоре начали беспокоить горожан, ведь выступлений и, соответственно, заработка сейчас нет. Читинцы стали выспрашивать, как у артистов дела, и даже начали приносить еду для животных.
«Я объездил всю страну много раз. И, как правило, всем по большому счёту всё равно. А здесь – наоборот. Приезжали даже депутаты, интересовались, чем помочь. Мы говорили, что не нуждаемся, но они всё равно привезли помощь. Чита не то что приятно удивила, а мы на самом деле впечатлены», — говорит Дмитрий.
Пошли навстречу и крупные предприниматели. Хозяин площадки не стал брать деньги с цирковых, а соседний «Абсолют» предложил свою помощь – стал привозить продукты. Даже один местный фермер дал скидку на овощи и фрукты.
«Там, за Улан-Удэ, думают, что здесь очень злые люди. А мы сюда приехали, нам все улыбаются. Конечно, не без инцидентов, но это везде бывает. Мнение о Чите мы поменяли», — говорит Максим.
Сами артисты стараются не покидать свою территорию, но подрабатывают, когда есть возможность. Один воздушный гимнаст даже устроился на подработку грузчиком и представителем торгового ряда в «Абсолют», чтобы не потерять форму и не раскиснуть в эти ленивые карантинные дни.
Теперь артисты ждут помощь от государства – уже оформили заявку, так как попали в список наиболее пострадавших отраслей.
Вальсирующие козочки и тигры, которые обнимают людей
Мы идём к огромной клетке, и Дмитрий предупреждает, что сейчас выйдут котики. «Они у нас не как у Куклачёва», — смеётся артист. Он без страха заходит внутрь и зовёт из домика кого-то словами «Коты, выходите». И коты, перепрыгивая через него, выходят. Вот три упитанных тигра с разбросанными по гладкой шёрстке чёрными полосками гуляют по клетке вместе с человеком. Для них Дмитрий лучший друг. С ними он может обниматься и даже бороться.
Местные пожарные предложили привезти для тигров воды в бассейн. Пока что от апрельского читинского солнца звери уходят в свои домики. Или отдыхают в клетке, порой по-домашнему перекатываясь на спинке. Рядом с Дмитрием можно даже положить руку на сетку, чтобы один из тигров её лизнул. Тот ещё адреналин.
Чуть дальше в своих загончиках лениво пожёвывают траву гладко причёсанные пони. В соседней палатке устроились чешские козы – при виде гостей они встают на задние ноги и любопытно вертят головой – ластятся и просят погладить. Козочки умеют вальсировать под музыку, ходить по барьеру, делать поклоны. Максим хотел научить их катать дикобраза в шаре по залу. Но нехватка времени не позволила осуществить задуманное.
Рядом с ними устроились верблюды Актуша и Лейла. Они жуют что-то своё и поглядывают на нежданных гостей. Говорят, они плюются в тех, кто им не понравится – причём очень метко. Они не терпят запах алкоголя, но любят запах сигарет, реагируют на резкие движения и обожают детей.
В клетке на земле живут шустрые хорьки. Самого спокойного разрешают брать на руки, остальные кусаются. В руках человека зверёк крутит головой и беспокойно обнюхивается, но, кажется, кусаться не планирует.
В соседнем своём домике на солнышке пригрелся дикобраз. Но на нас он даже не реагирует.
Чтобы не потерять форму, артисты принесли под купол тренажёры и железо. Здесь же проходят регулярные репетиции. Животные знают, что в манеже они работают. Сделать трюк на улице их не заставишь – там они играют и отдыхают.
Из-за музыки во время репетиций как-то приходили сотрудники «Росгвардии» — кто-то из жителей написал заявление. Жаловались люди и на то, что в леваде на улице гуляли лошади и верблюды – боялись загрязнения территории.
Артисты живут на накопленные деньги и кредиты. Говорят, хватает. Но когда читинцы приносят еду для зверей, не отказываются, приглашают в гости и позволяют самим покормить или посмотреть, как едят животные.
По словам Дмитрия, три их тигра в день съедают по 20 килограммов мяса. Столько простой житель не принесёт, конечно.
«За 10 лет накопили негатива столько, что одним позитивом не перебить»
Негатив, существующий вокруг цирков и зоопарков, во многом оправдан, считает Дмитрий. За много лет в стране появились дилетанты, которые не соблюдают требования.
«Сейчас ездит 200 частных цирков по нашей стране. С этого года вышли нормы о содержании – о размере клеток, о врачах. Должны мы соответствовать этим нормативам. Из 200 цирков соответствует только 10. Десять человек 200 не перекричат», — с грустью отмечает Дмитрий.
Некоторые артисты объединились в ассоциацию для борьбы с такими нарушителями. Но идеи, сформировавшиеся в головах людей годами, трудно побороть. Говорит, люди стали избирательнее. Раньше цирк делал минимальную рекламную кампанию, и зрители ждали представления – залы собирались легко. Теперь с изначально заложенным негативным настроем к циркам приходится бороться.
«Мы сталкиваемся с позитивной стороной, когда люди нам помогают, и с негативной, когда начинают писать, что мы мучаем животных, морим голодом. Нет. Мы последнее отдадим, сдадим всё, квартиры, машины. За много лет всякое было, но не бросали это дело никогда. Это наша жизнь», — утверждает артист.
Что радует цирковых, так отношение людей к животным. Публика перестала воспринимать жестокость. С кнутом или палкой артиста не примут. Да и сами цирковые давным-давно от этой практики ушли – изменилась дрессура, перестала быть агрессивной и жёсткой. Животные о таком отношении и не подозревают.
Верблюду – сухарик, хорьку – колбаску
Животные знают, что в конце каждого трюка их ждёт вкуснятина. Верблюды ждут сухарики, хорьки – колбасу. Все они, по словам Максима, любят работу. Если зверю не нравится, он откажется. Они прекрасно знают и свою музыку, и если включить её без них, пушистые будут возмущаться и рваться в манеж.
И работу свою они знают лучше, чем люди, говорит Дмитрий: «Бывает, вернёшься из отпуска, выходишь на манеж и думаешь: «А что дальше делать?». А животное тебя поведёт, смотрит на тебя и словно говорит: «Ты что забыл?».
У артистов жёсткий график, многие такого не выдерживают – постоянно жить вдали от дома и друзей. Для Дмитрия и Максима понятие дом – этот вагончик, где есть всё необходимое для жизни. В своих квартирах они не бывают по 10 месяцев.
И все эти палатки, пластмассовые стульчики, одноразовые ложки и вилки как отражение бродячей жизни, где дом — это не место. Это люди с тобой и эти беспокойные, требующие ласки и внимания звери. И всё здесь пропитано не жаждой денег и разовых выступлений, а жизнью. Плещущей, устроившейся в каждом дне, каждом отточенном движении на сцене, каждом взгляде.
«Цирк называют болотом, потому что затягивает. Но это жизнь», — говорит Дмитрий.
Мы бродячие артисты,
Мы в дороге день за днём.
И фургончик в поле чистом,
Это наш привычный дом.
Мы великие таланты,
Но понятны и просты.
Мы певцы и музыканты,
Акробаты и шуты.