В отличие от самых популярных в апреле новостей «Чита.Ру», десяток самых читаемых статей не столь насыщен темой коронавируса.
10
Десятое место у статьи Тани Пояркиной о том, как бизнес Читы выживает в условиях кризиса. Предприниматели из разных сфер бизнеса рассказали, как пытаются сохранить своё дело. Кто-то смог по-хорошему договориться с коллективом на неоплачиваемый отпуск: «Все прекрасно понимают, что зарплату платить нечем, налоги платить нечем, коммунальные услуги платить нечем. Мы поговорили с коллективом и друг друга поняли. Будем надеяться, что 30 апреля нас откроют, хотя это маловероятно. Думаю, что это всё затянется до июня, а может быть и до июля. У нас есть обязательные ежемесячные платежи и кредитные обязательства».
Другие ушли на дистанционную форму работы или доставку. Получается с разным успехом. Но предпринимателей объединяет одно — они не верят в поддержку государства и надеется только на себя: «На поддержку государства не рассчитываем. Я даже уверена, что ничего не будет. Были бы приятно удивлены, если бы были какие-то льготы в налогообложении, каникулярные месяцы. А так, чтобы финансовая реальная помощь, никто её не даст».
9
На девятом месте статья того же автора об учителях, вынужденных уйти на работу онлайн. Педагоги заявили о возросшей нагрузке из-за дистанционного обучения. У части школьников дома нет компьютеров, а в 58 сёлах региона вообще нет интернета и даже сотовой связи. Минпросвещения заявляет о возможности досрочного завершения учебного года. Возможно и потому, что система онлайн-образования в стране пока хромает.
«Нагрузка сейчас увеличилась в несколько раз. Рабочий день растягивается до ночи. У половины детей дома нет компьютеров. Они пишут в тетрадках и скидывают на проверку фотографии в Viber или Whatsapp. Это очень сложно проверять, потому что все правки нужно выписывать словами», — комментирует учитель математики.
Добавляет, что платформы, на которых можно вести обучение, постоянно виснут.
«А ещё на них слишком лёгкие задания. Если класс шёл по сильной программе, то такими заданиями сбивается уровень. По большому счёту, надо выбирать между дистанционкой и качеством», — говорит она.
«Проблема ещё и в родителях. Многие требуют, чтобы все задания были сделаны на пятёрку, потому что учёба же из дома. А детям и так непросто перейти на этот новый для них формат работы, а ещё надо выдерживать напор от родителей. И по большому счёту дистанционное обучение становится фильтром, повышающим по факту оценку, а не реальные знания ребёнка», — рассказывает ещё один учитель.
8
Замечательный текст со старыми чёрно-белыми фотографиями помог читателям отвлечься от набивших оскомину тем коронавируса и самоизоляции и погрузиться в воспоминания о Чите 60-х годов..
На эту водокачку мы ходили с папой и нашей собакой Лаской с коромыслом и вёдрами.
Человек мира
Снимок сделан с Чайковского — Курнатовского. Лицевой стороной стоит дом, в котором я жил. Перед ним хлебозавод и водокачка. Мы перелазили через забор и тырили горячий чёрный хлеб, было очень вкусно.
Алексей Пенягин
Мы просили пряники на фабрике «Восток» и запивали водой из этой водокачки.
Елена Шемякина (Самусь)
Хлеб и булочки были наивкуснейшие.
Валерий Степанов
7
Седьмое место у текста Тани Пояркиной, которая уж очень глубоко погрузилась в тему кризиса. Здесь она рассказала о влиянии коронавируса на работу такси в Чите.
«Таксисты Читы во время карантина оказались практически бесправными. Теоретически они могут продолжать возить пассажиров, только у более 80% таксистов города нет разрешительных документов на работу. И здесь проблема в многолетней рабской схеме отношений между службами заказа и водителями. К тому же теперь количество заявок сократилось в 5-6 раз», —председатель городской профсоюзной организации таксистов Игорь Сарапулов рассказал, почему таксисты стали пленниками пандемии.
6
На шестом месте — историческая статья Александра Баринова о первом председателе КГБ Иване Серове и его командировках в Забайкалье.
Иван Александрович Серов прожил долгую (почти 85 лет), яркую и противоречивую жизнь. Дослужился до звания генерала армии и был удостоен золотой Звезды Героя Советского Союза, которой впоследствии его лишили. Обычный крестьянский парень, ставший офицером-артиллеристом, он не по своей воле стал работать в органах внутренних дел. Прошёл Великую Отечественную войну, блестяще выполняя все порученные ему дела.
В 2012-м во время ремонта гаража на дедовской даче в Подмосковье внучка Ивана Александровича Вера Серова нашла два замурованных в стену чемодана, в которых хранились дневники генерала. Вёл он их с 1939 года. По её просьбе известный журналист и депутат Госдумы Александр Хинштейн отредактировал отсканированный и систематизированный материал, сопроводив его своими комментариями. В 2016 году Российским военно-историческим обществом была издана 700-страничная книга, названная «Записки из чемодана».
5
Середину топа занимает интервью экс-министра образования Забайкальского края Анатолия Чумилина. Он рассказал, что ни одно учебное заведение, готовящее строителей, в регионе во времена оптимизации закрыто не было, объяснил, почему на стройках работают жители Китая и дал несколько советов нынешнему губернатору.
Статья появилась в ответ на комментарий губернатора Забайкальского края Александра Осипова 9 апреля во время «Прямого разговора». Он заявил, что в крае почти нет строителей и рабочих других специальностей, потому что давно закрыты учебные заведения, которые бы их выпускали.
4
Следующее место занимает эксперимент журналистов редакции «Чита.Ру», когда они попробовали купить алкоголь в условиях запрета. От внезапно объявленного сухого закона вечером 2 апреля опешили все без исключения. Вечером перед вступлением закона в силу, забыв про запрет и самоизоляцию, народ толкался в торговых центрах, тележками вывозя элитную и не очень продукцию различной крепости, порой оставляя в кассе по несколько десятков тысяч.
Роман Шадрин, Татьяна Акишина, Андрей Затирко и Екатерина Шайтанова мгновенно решились на эксперимент и попытались купить спиртное. Из 8 торговых точек в двух им это удалось.
«Легендарная «Айпара» на Ленинградской номинально закрыта, о чём говорит, во-первых, запертая стеклянная дверь, а во-вторых, нацарапанное красным карандашом на куске картона объявление — с 28 марта по 5 апреля кафе не работает. В закрытое «кафе» постоянно, с частотой примерно раз в две-три минуты, проникают мужчины разных возрастов. Я сунулся тоже.
Прочитав объявление и подёргав дверь, уже было развернулся, но поймал не себе вопросительный взгляд с той стороны стекла. Невысокий молодой человек среднеазиатского типа открыл дверь и спросил: «Чо надо?» Ну понятно, что не шоколада. Отодвинув меня в сторону, он выглянул на улицу, быстро окинул взором Ленинградскую на предмет опасности и буквально втолкнул меня внутрь.
Внутри как бы магазин. За прилавком ещё один молодой человек — покрупнее, явно земляк первого. Сразу предупреждают: выходить придётся с другой стороны. Затем проводят дальше, в какую-то глухую комнату, где на полу и на столе расставлены батареи самых разных бутылок. Хочешь виски? Какой тебе? Обстановка вокруг меньше всего напоминает кафе или магазин. Быстро сунув мне в руку нужное и получив расчёт, парни возвращаются на исходную позицию в «закрытый» торговый зал. А меня с моим чёрным пакетом провожает на задний двор их другой земляк, невысокий мужчина почтенного возраста.
На улицу я, как и другие сегодняшние клиенты «Айпары», выхожу со двора, с чёрным пакетом в руках, чувством победы в душе и адреналином в крови».
3
Тройку победителей открывает всё та же Татьяна Пояркина с текстом про выживающий бизнес. Автор опросила владельцев флористической студии, магазина здорового питания, магазина одежды, службы доставки замороженных стейков, йога-центра и центра прогрессивного отдыха.
«Если власти не хотят, чтобы большая часть ИП и ООО закрылись, то нужно поддерживать — не отсрочками, а реальными деньгами и выплатами. Может быть, даже не бизнесу, а населению. Чтобы население эти деньги тратило и поддерживало бизнес».
«В центре у нас не то, чтобы всё критично и паника. У нас есть подушка безопасности, которая позволит нам просуществовать какое-то время в условиях даже нулевого дохода. Но тем не менее, неприятно наблюдать за той поддержкой, которую якобы нам оказывают. Половине всего микробизнеса настанет конец. В этот ближайший месяц. Может даже до среднего это доберётся.
Мы по-прежнему платим сотрудникам зарплаты, платим за аренду помещения, потому что никто нам не сказал: «Пандемия, ребята, не платите». Мы несём те же расходы, что и всегда. Только не зарабатываем так, как при текущей нормальной работе».
2
Второе место — у статьи, в которой Егор Захаров разбирался, кто такие два новых министра, внезапно появившиеся в правительстве региона с лёгкой руки губернатора.
Александр Осипов 13 апреля заменил двух министров. На оперативном совещании глава региона представил главного кардиолога края Анну Шангину в качестве министра здравоохранения, а главу Петровск-Забайкальского района как нового главу минприроды.
Замена произошла так стремительно, что находящийся на больничном экс-глава минздрава Валерий Кожевников ничего не понял. В комментарии «Чита.Ру», он заявил, что до сих пор возглавляет ведомство, а Шангина временно исполняет его обязанности. К концу дня пресс-служба губернатора сообщила, что после больничного Кожевников оставит пост по собственному желанию. Министром Анна Шангина станет после того, как её кандидатуру согласует Минздрав РФ.
1
Победитель апрельского топа — вспышка коронавируса в Могойтуйском районе. С 15 апреля число заболевших коронавирусом в Забайкальском крае начало расти с беспрецедентной скоростью. Основной прирост в 17 человек за одни сутки обеспечил Могойтуйский район, куда вирус занёс прибывший из Пензы военнослужащий. Где конкретно началась вспышка коронавируса и при чём здесь военные разбирался Андрей Затирко.