Корреспондентам «Чита.Ру» в конце ноября стали массово писать и звонить родственники заключенных из Забайкальского края с просьбами найти отбывающих наказание мужчин. Близкие осужденных предполагают, что их могли завербовать для участия в спецоперации на Украине. Мать одного из арестантов 28 ноября сообщила о готовящейся отправке в аэропорт Кадала около 100 заключенных исправительной колонии № 3. Транспортировку заключенных из Читы подтвердили еще несколько родственников, обратившихся в редакцию. Кортеж машин УФСИН по Забайкальскому краю накануне заметили в аэропорту Читы и на объездном шоссе.
К 1 декабря обращения продолжаются — нам пишут и сами заключенные, и их семьи, которые не могут связаться с родными в колониях и узнать, где они находятся. Наши коллеги из 161.RU еще в сентябре рассказали, что делать в подобных случаях. Мы пересобрали их текст в карточки, в которых написано, как действовать в случае, если вашего осужденного близкого собираются увозить из колонии на СВО.
- Что известно про отправку заключенных на СВО из Забайкалья?
- Законно ли вербовать заключенных?
- Один из аргументов ЧВК — будущее помилование?
- Что еще известно о вербовке?
- Что делать, если я хочу найти человека или не хочу, чтобы он уезжал на СВО?
Что известно про отправку заключенных на СВО из Забайкалья?
До нашего региона волна «призыва» заключенных дошла лишь в ноябре. В других субъектах — например, в Ростовской области, — осужденные начали подписывать контракты еще в конце сентября. Тогда же, когда началась частичная мобилизация. По данным журналистов, вербовать ростовчан прилетал лично Евгений Пригожин, которого называют спонсором частной военной компании, участвовавшей в боях в Сирии, Донбассе и других горячих точках. В конце сентября 2022 года бизнесмен публично признал, что создал батальонную тактическую группу «Вагнер». Челябинское издание 74.RU в октябре сообщало о том, что родные заключенных, сообщивших о вступлении в ЧВК «Вагнер», посчитали, что вербовка могла проходить под давлением.
Официально подтвердить факт отправки осужденных на Украину мы не смогли. И это вряд ли возможно.
Законно ли вербовать заключенных?
Юрист Юлия Федотова, комментируя происходящее в колониях 161.RU, назвала вербовку заключенных незаконной.
— Никаких вербовок заключенных ни на одном легальном основании быть не может. ЧВК Вагнера и все остальные попадают под статью Уголовного кодекса «Наемничество», которая предусматривает наказание вплоть до 20 лет лишения свободы.
Она предполагает, что погибшие на Украине заключенные будут «по документам числиться погибшими в колонии от какого-нибудь несчастного случая».
Адвокат и руководитель правового департамента благотворительного фонда «Русь сидящая»* Алексей Федяров («Русь сидящая» — проект Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям, НКО объявлено в России иностранным агентом. — Прим. ред.) объясняет, что находиться вне колонии осужденный может исключительно в оговоренных законом случаях — например, для производства каких-либо следственных действий, во время этапирования из колонии в колонию.
Один из аргументов ЧВК — будущее помилование?
161.RU сообщало, что ростовским арестантам обещали платить от 100 тысяч рублей в месяц и через полгода отпустить на волю.
По словам Юлии Федотовой, заключенных можно освободить при трех вариантах:
амнистия. Для этого Госдума РФ должна издать указ об амнистии и назвать категорию граждан, которые под нее попадают. Например, в 2013 году амнистию объявили осужденным за экономические преступления, а также за превышение необходимой обороны;
помилование. Этим правом обладает президент РФ. Акты помилования всегда имеют индивидуальный характер, то есть они принимаются точечно в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц. Механизма посмертного помилования в России не существует;
замена наказания более мягким.
Что еще известно о вербовке?
В «Руси сидящей» говорят, что заключенные проходят проверку на полиграфе. Так же, как и мобилизованных, их сначала обучают 2 недели, а затем направляют в зону специальной военной операции. Деньги за участие в конфликте могут получать родственники подписавших контракты заключенных. В случае гибели «вагнеровца» полагаются 5 миллионов рублей компенсации семье. Вместе с контрактом, по некоторым данным, осужденные сразу пишут прошение о помиловании на имя президента.
Основатель фонда* («Русь сидящая» — проект Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям, НКО объявлено в России иностранным агентом. — Прим. ред.) Ольга Романова рассказала 161.RU о прохождении полиграфа так:
— [Задают] тонкие [вопросы]: как вы относитесь к Украине, к специальной военной операции, есть ли родственники на Украине, каких они взглядов, фашист ли Зеленский. Потом смотрят на здоровье.
Что делать, если я хочу найти человека или не хочу, чтобы он уезжал на СВО?
Пресс-служба управления ФСИН по Забайкальскому краю несколько раз отказалась отвечать на любые вопросы журналистов об отправлении заключенных в зону проведения спецоперации на Украине. Родственники осужденных могут обратиться в приемную на сайте УФСИН Забайкалья для выяснения подробностей об их местонахождении.
В «Руси сидящей» советуют писать заявления во все контрольно-надзорные органы. Вот какой они предлагают план:
1. Вооружиться диктофоном и позвонить оперативному дежурному УФСИН, представиться, назвать фамилию, имя и отчество и попросить на основании Приказа Минюста России от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016) «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» зарегистрировать в книге учета сообщений о преступлениях устное заявление о совершаемом и готовящемся в таком-то исправительном учреждении тяжком преступлении.
Если дежурный отказывается, нужно спросить: «Простите, так вы отказываетесь регистрировать мое устное заявление о преступлении?» Регистрация должна выглядеть так: дежурный попросит медленно, чтобы он успел записывать в журнал, продиктовать текст этого заявления, который начинается с «прошу привлечь к уголовной ответственности виновных должностных лиц, которые в настоящее время незаконно готовят к участию в военной операции осужденного такого-то в исправительной колонии такой-то». И далее записывает, что вам известно.
В конце регистрации заявления нужно спросить у дежурного номер, который он присвоил вашему зарегистрированному заявлению, и Ф. И. О.
Телефон дежурной части УФСИН в Забайкальском крае: (3022) 36-40-19.
2. После этого (через 15 минут) юристы фонда советуют позвонить по телефону дежурного уже в самом исправительном учреждении и рассказать, что вы общались с дежурным ГУФСИН и теперь будете просить и его зарегистрировать ваше заявление, только уже в книге учета сообщений о преступлениях исправительной колонии. И рассказываете всё то же самое.
3. Вы также можете попробовать обратиться к уполномоченному по правам человека в регионе. В Забайкальском крае это Николай Николаевич Хлызов. Вот его контакты: (3022) 35-40-88, ombudsman@e-zab.ru.