В Чаре завершился VI-й Всероссийский внедорожный фестиваль
Как и ожидалось, не всё из этой недельной программы реализовано. Уж слишком они, говоря коротко, замахнулись. Но и то, что эти ребята сделали на земле каларской, достойно восхищения. Не могу сказать, что оно же достойно и подражания. Лично мне очень жалко техники, которую они взяли себе в поддержку, возложив всё же (не хочу ошибиться) основную нагрузку на себя. Слышу в доказательство: «Вдоволь наболотились, накаменились, налебёдились», что в переводе на более русский язык означает: и с марями-болотами пришлось досыта повозиться; и камней-курумников удоканских и кодарских перекидать сотни тонн, и лебёдкам в каждом маршруте пришлось поднапрячься.
Мне досталось побыть рядом с ними только в течение одного дня, только в одном маршруте. Позавидуйте мне, дорогой мой читатель. Устал физически до чёртиков. Зато душа трепыхала, радовалась увиденному и услышанному. Вроде бы чему ещё удивляться, когда за плечами сорок пять журналистских лет, отданных БАМу, Удокану, Чине, Первому забайкальскому урану? Но VI-й съезд внедорожников эту копилку обогатил весьма ощутимо.
От ведущего организатора этого фестиваля читинца Семёна Шифрина услышал в тот день: «Что такое пять предыдущих фестивалей? Это, в сравнении с каларским, колонна из отлично подобранных машин, это езда по довольно хорошим дорогам. Иное дело здесь. Такого ещё не было. Но будет вновь и вновь, поскольку сюда нельзя не возвращаться. Земля эта с её набором внедорожных экстримов уникальная».
И ещё слышу: «Русские называют дорогой то место, по которому хотят проехать».
Да, земля эта заманила их прежде всего своим бездорожьем. И заманила очень даже вовремя. Ещё вчера, в советские времена здесь строили-возводили эти дороги колоссальными темпами и невероятными для местных условий качествами. К примеру, из конца в конец Читинского ПриБАМья (от Хани до Витима, 330 километров) можно было проехать за пять часов. Те наши горно-таёжные северяне дожили даже до асфальта. С помощью властей новых, взявших себе в помощь разные перестройки и рынки, вся эта дорожно-транспортная система ликвидирована. Чтобы, например, одолеть (если, понятно, сумеете) названные 330 километров, сегодня потребуются сутки, не менее. Разогнан даже местный дорожный участок, ещё недавно считавшийся самым старым и самым испытанным предприятием района. Со всеми местными разрухами ребята из фестиваля назнакомились вдоволь. Смею предположить, что они, внедорожники, как-то порадовались этому возвращающемуся автобездорожью. Но, как бы в компенсацию, я видел, как они возмущались ликвидации железной дороги Чара-Чина-Карьерная, что была пробита в горах Центрального Удокана уже новыми властями. Их же руками она и уничтожается. Воистину умом Россию не понять! Кстати, они, собравшиеся чуть ли не со всего бывшего Союза (от Эстонии до Хабаровска) утверждали здесь: «Эта железная дорога так похожа на современную Россию! Россия доказала, что умеет одолевать даже такие уникальные проекты. Россия же показала, как надо с этими проектами расправляться».
Откровенно сказать, перед этой поездкой рассчитывал увидеть малознакомых, узконастроенных технарей-экстремалов. Ошибся очень даже! Видел их глаза, когда они знакомились с Удоканским меднорудным гигантом. И когда они пробились к штольне № 5, где в 1966 году должен был прогреметь первый ядерный взрыв из громадной удоканской серии. Кстати, в честь 45-летия НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ядерного взрыва ребята достали из своих погребков большую бутылку красного «Абрау-Дюрсо» и пустили её по кругу. Короче говоря, это оказались и любопытнейшие краеведы, и умные, уже много повидавшие и испытавшие россияне с их остающимися друзьями из Ближнего Зарубежья.
А ещё меня порадовало то, что во главе, в центре этого каларского фестиваля наконец-то оказались читинцы, пусть для начала внедорожного. Но будет завтра, и на его месте может стать весь прибамовский туризм. Столичной Чите давно пора обернуться к своим северным природным уникальностям.