Дороги в центре Читы активно ремонтируют по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» (БКД) — программа масштабная, денег выделятся много. Однако кое-где на новых, только что сделанных участках ситуация складывается очень странная. Мы посмотрели на проблемные места и постарались разобраться, почему и из-за кого так происходит и насколько эффективно используются средства. Помогло в этом забайкальское отделение общественного движения «Народный фронт», которое организовало рейд по дорогам. Вместе с экспертами и журналистами в рейде также поучаствовал начальник МКУ «Городские дороги» (эта организация выступает заказчиком работ) Сергей Паргачев.
Накануне рейда стало известно, что активисты Народного фронта направят президенту Владимиру Путину доклад о рассинхронизации работ различных ведомств и администрации Читы, из-за чего в городе проводят раскопки на только что уложенном асфальте.
Тротуар как трасса
Первая остановка — участок улицы Генерала Белика от Комсомольской до Крымской. Дорога тут еще ремонтируется и находится на стадии завершения. Замечаний к качеству ремонта нет, дело в другом — еще до ввода в эксплуатацию здесь появились следы вандализма.
По проекту здесь размещен длинный и широкий тротуар, идущий параллельно Белика вплоть до перекрестка с Трактовой. И многих водителей он манит нарушать правила — вместо того чтобы стоять в частых пробках перед перекрестком, читинцы минуют затор, объезжая его прямиком по тротуару. Чтобы этого не происходило, подрядчик установил бетонные препятствия, но водителей и они не остановили — их просто подвинули.
Каких-либо камер на месте нет, поэтому водителям тут полное раздолье. Эксперты уверяют, что это ставит под угрозу безопасность пешеходов. К тому же на новом ровном асфальте любителей погонять становится еще больше.
— Не знали просто, что люди будут тут так нагло себя вести и бамперами толкать эти ограждения. Решить проблему очень просто — мы эти полусферы засверлим, вставим туда арматуру, заанкерим, и всё. Такое указание подрядчику дадим, думаю, они сильно возражать не будут, — объяснил заказчик Сергей Паргачев.
Неприятно, но не фатально. Едем дальше.
Дорога новая. Но уже будто старая
Следующая остановка — улица Геодезическая. Здесь сделанная месяц назад дорога выглядит убитой. Проблем целый вагон: разметка пешеходного перехода уже выцвела, тактильная плитка положена криво и покрылась трещинами, а люки, которых тут и без того необычно много, стали проваливаться под асфальт. Какие-то участки оказались вовсе не заасфальтированы.
К тому же дорогу сковала наледь. Эксперты отмечают, что причина тому — водокачка возле дороги, из которой льется прямиком на свежий асфальт. Огородили ее простым бордюром, водоотведения нет.
С этой дорогой уже были проблемы — работы не принимали из-за большого количества недочетов. Кроме общих недостатков в качестве работ прослеживается и явное в отсутствие взаимодействия с ресурсниками.
Ремонтом улицы Геодезической от улицы Шилкинской до улицы Инструментальной за 25 миллионов рублей занималась компания ООО «Ремонтно-дорожно-строительное» (РДС). По данным системы «Контур.Фокус», РДС образовано в Чите в 2008 году. Генеральным директором там работает Манвел Керобян, который владеет компанией вместе с Самвелом Керобяном. По состоянию на конец 2022 года чистая прибыль компании составила 59,1 миллиона рублей.
— И что получают жители Забайкальского края? Вроде бы праздник, нам наконец отремонтировали дорогу, тротуар, поставили ограждение, но если мы вернемся, условно, через полгода, то мы увидим то же самое, что было здесь до начала работ. Отсутствие взаимодействия между заказчиками и ресурсниками — это боль Забайкальского края, яркий тому пример улица Коханского, вскрытая сразу после ремонта. Забайкальский край будет блистать в отчете президенту, и это не самая лучшая реклама края. В отчете указано, что это проблема становится систематической. Президент, наверное, задумается, стоит ли давать столько денег Забайкалью на ремонт, если мы просто не умеем их использовать так, как нужно, — рассказывает эксперт Народного фронта.
По поводу проваливания люков Паргачев заявил, что ответственность за это всецело лежит на ресурсоснабжающих организациях и поднимать провалившийся коллекторы должны тоже они.
— Задача дорожников — установить верхнюю крышку плавающего люка в проектном положении, а если проседают стенки люка, то это недостаток ресурсоснабжающей организации, — сказал он.
Еще один очень странный момент — треугольник на перекрестке с улицей Евгения Гаюсана, который остался почему-то не заасфальтирован вообще. На нем так и лежит слой песка с булыжниками, и машины при повороте проезжают прямо по этому месту.
Как и почему ремонт с таким большим количеством проблем вообще был принят? Общественники считают, что это пресловутая забайкальская байка про то, что строительный сезон заканчивается и нужно как можно скорее осваивать выделенные деньги. Эксперты Народного фронта предполагают, что вопросы тут по большей мере не к подрядчикам, а к проектировщику. Но глава «Городских дорог» Паргачев возразил, что проект здесь в принципе не подразумевался.
— Давайте так: мухи отдельно, котлеты отдельно. Этот участок ремонтировался из дорожного фонда края. Это был не капремонт и не реконструкция, а ремонт. Он проводился по дефектной ведомости, сделанной в течение двух недель, а не по проекту. Соответственно, какая водокачка тут может быть учтена? Мы вообще о чем говорим? Давайте мы будем говорить о дороге. К асфальту есть претензии? Нет. К тротуару претензии есть? Нет. К перильному ограждению? Нет. Я считаю, что приемка проведена правильно и качественно, — заявил Сергей Паргачев.
Мы спросили, а как же участок на дороге, который оказался не заасфальтирован вообще? Неужели по нему тоже нет никаких замечаний? Глава «Городских дорог» ответил, что якобы это место уже не входило в границы ремонта. Однако другой участок, также не попадающий под ремонт, решили почему-то сделать.
— Здесь была огромная просадка, и из соображений безопасности мы эту просадку заделали. Дополнительные работы мы сделали, которые не оплачивались, — отвечает Паргачев.
— На этот треугольник просто не хватило денег, так? — уточняют журналисты.
С ответом на этот вопрос Паргачев замялся. Ответили на него представители Народного фронта, заявив, что будут обращаться к депутатам, которые инициировали ремонт дороги, чтобы продолжить работы.
— Жизнь-то не заканчивается. У нас в планах продолжать, но уже в 2024 году, — подтвердил заказчик. — Здесь по наказу депутатов 190 миллионов рублей было выделено на восемь улиц. На что денег хватило, то и сделано. Выделили бы 380 — делали бы улицу до конца, но, к сожалению, извините.
«Деньги закончились там, где они закончились»
— Даже если 190 миллионов. Я думаю, все читинцы со мной согласятся, что пусть будет сделано не пять улиц по принципу «на сколько хватило, так и сделали», пусть будет сделано три улицы, но так, чтобы к их ремонту больше не нужно было возвращаться, — ответил ему активист Народного фронта.
Паргачев согласился.
«Лоскутный ремонт»: старый и новый асфальт на одной дороге
Есть улицы, которые попали в нацпроект БКД, но странным образом оказались отремонтированы не полностью — некоторые участки из проекта были исключены по тем или иным причинам. Таких улиц в Чите эксперты насчитали восемь. Улица Подгорбунского — один из таких примеров. Она отремонтирована, но участок от Богомягкова до Журавлева в программу не попал. Причина такого «лоскутного ремонта» всё та же — опять неотлаженное взаимодействие с ресурсниками.
— Это недоработка и недостаток, который нужно устранять. Мы хотели бы выйти на общественные слушания, чтобы эти участки в проект включить, довести их до ума и доделать, чтобы по центральным улицам полностью сеть была готова и отремонтирована. <...> Когда будут итоги реализации проекта БКД, все-таки город будет негативно выглядеть в плане того, что формально можно будет озвучить, что в Чите по БКД недоделаны улицы, — говорят в Народном фронте.
Получается, у городских властей явные проблемы с коммуникаций с ресурсоснабжающими компаниями. И это не безвыходная ситуация — можно договориться, сопоставить планы работ.
— Смотрите, они говорят: «У нас есть план, в этом году в этом квартале сделать работы, а через год — в том». И мы как должны? Либо улицы вообще не делать, либо делать между ними. Поэтому домино такое получается, — объясняет Сергей Паргачев.
— А договориться?
— А мы пока договариваемся, раз — и 2024 год, кончился нацпроект БКД, и деньги федеральный центр не дает. Нужно просто искать сразу более подходящие объекты, на которых не предусматриваются работы. А уже потом, когда ресурсники закончат свое, доделывать. Зачем друг другу мешать?