Дороги и транспорт Снегопад на юго-востоке Забайкалья «Автомобильные дороги Забайкалья» в прошлом. Кто теперь обслуживает местные трассы, где в снегу застревали машины

«Автомобильные дороги Забайкалья» в прошлом. Кто теперь обслуживает местные трассы, где в снегу застревали машины

К 1 октября дорожники продолжали устранять последствия воскресного снегопада

Такой была обстановка на дорогах юго-востока края после воскресного снегопада

Источник:

Первый в 2024 году осенний снегопад, который прошел по юго-востоку Забайкалья в воскресенье 29 сентября, не только доставил много проблем коммунальным службам и энергетикам, но и напомнил о слегка подзабытой проблеме: в крае больше нет организации, которая бы централизованно отвечала за обслуживание дорог регионального значения, имея свои базы в районах, чтобы в том числе максимально оперативно реагировать на сюрпризы погоды.

Это хорошо видно по тому, как быстро от выпавшего снега очищали федеральную трассу на участке от Борзи до Забайкальска. Движение по дороге, понятное дело, временно ограничивали для большегрузов — для их же безопасности, потому что тяжеловесы начали буксовать. В Упрдор «Забайкалье» тогда сообщили, что на федералку вышли сразу шесть единиц снегоуборочной техники, плюс две специализированные машины направили из Ононска и Агинского. Ограничение, введенное в 18:00, сняли уже через четыре часа, но спецтехника продолжала работать всю ночь.

Но вот на региональных трассах всё было не так беззаботно. Например, на дороге между Забайкальском и Краснокаменском (от станции Мациевской) фуры встали сами собой, потому что проехать было невозможно. Застревали легковушки и даже автобусы, возвращавшиеся из Маньчжурии. Один из них пришлось откапывать и возвращать в Забайкальск, где туристы, в том числе с детьми, провели ночь. При этом очевидцы отмечали, что никакой снегоуборочной техники на региональной дороге не видят. Минстрой края, напротив, утверждал, что спецтехника занимается уборкой снега.

И пока эта техника где-то убиралась, сотрудники МЧС помогали вытаскивать застрявшие в сугробах машины. В общей сложности таковых оказалось два автобуса и 21 легковой автомобиль. Больше всего проблем было на дороге от Забайкальска до Краснокаменска (и рядом с самим городом), а также недалеко от Приаргунска.

К понедельнику погода улучшилась, но сложная обстановка, по заявлениям краевых минстроя и управления ГАИ, на региональных трассах сохранялась. Автомобилям было сложно двигаться по дорогам: Молодежный — Досатуй и Калга — Приаргунск в Приаргунском районе; на трассах Краснокаменск — Кайластуй и Краснокаменск — Досатуй в Краснокаменском районе; а также в Александрово-Заводском, Калганском и Нерчинско-Заводском районах. То есть проблемы оставались в пяти районах, где в общей сложности работало всего 12 (!) единиц техники. Выглядит так, что реагировали уже постфактум.

Раньше обслуживанием и ремонтом дорог общего пользования в крае — региональных и межмуниципальных — занималось краевое государственное унитарное предприятие «Автомобильные дороги Забайкалья». В его структуру входили дорожно-эксплуатационные управления (ДЭУ) в разных районах региона, что позволяло оперативно реагировать на дорожную обстановку. Учредителями предприятия были департамент госимущества и минстрой края. В последние годы организация испытывала серьезные финансовые проблемы. На конец 2022 года чистый убыток составлял 284,8 миллиона рублей, была задолженность по налогам, из-за чего региональное УФНС арестовало 120 миллионов на счетах предприятия.

В 2023 году стало известно, что «Автомобильным дорогам Забайкалья» перестали выдавать госконтракты на ремонт дорог в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» из-за долга перед субподрядчиками и кредиторами в полмиллиарда рублей. Долги, к слову, привели и к тому, что подрядчики, не получавшие вовремя деньги, стали хуже следить за дорогами в крае, о чем высказывался и губернатор Александр Осипов во время своих командировок по районам. О долгах предприятия и работе на изношенной технике на «Чита.Ру» выходил текст.

В апреле 2024 года стало известно, что краевое предприятие, работавшее при ЧС и обслуживавшее полсотни дорог в крае, обанкротят, а имущество продадут на аукционах, чтобы закрыть долги. Его ДЭУ в районах края решено было передать в аренду частным организациям. Бывший гендиректор предприятия Алексей Изюрьев в октябре 2023 года говорил, что возможное банкротство не означает ликвидацию, а скорее наоборот, выздоровление. По его мнению, этот шаг позволил бы вывести компанию из кризиса. Но в апреле 2024-го руководитель на тот момент еще существовавшей (а позже реорганизованной) Службы единого заказчика края Елена Рыжкова признала: «По идее мы предприятие потеряли, однако последние 4 года те дороги, которые содержало КГУП, фактически не содержались».

В конце 2023 года стало понятно, что следующие полтора года обслуживать местные трассы там, где работали «Автомобильные дороги Забайкалья», будет ООО «ЗабДорСтрой» Геннадия Якушевского, который владеет региональным оператором по обращению с ТКО «Олерон+».

Компания по итогам электронных торгов на сайте госзакупок заключила целый ряд контрактов на содержание автомобильных дорог в Забайкалье на общую сумму в более чем 2,3 миллиарда рублей. В ее зоне обслуживания вплоть до лета 2025 года теперь 25 районов, в том числе Приаргунский, Забайкальский и Краснокаменский. Последние два района достались «ЗабДорСтрою» не сразу. В конце 2023-го, когда пачкой заключались эти контракты, один из них на сумму более 125 миллионов рублей отошел компании «ВостокСтройСервис» из Улан-Удэ. Но вскоре контракт расторгли на основании решения об одностороннем отказе от его исполнения. И в марте 2024 года контракт заключили с «ЗабДорСтроем». Обслуживание дорог в Приаргунском округе (вместе с Александрово-Заводским и Калганским округами в одном контракте) на этот период обойдется краевой казне в 274,5 миллиона рублей.

В описании объектов закупок сказано, что на плечи подрядчика ложится и зимнее содержание дорог, в том числе расчистка их от снега.

— Снегоочистка должна производиться таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечивать бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств и не создавать на полотне дороги препятствий, которые могут вызвать снежные заносы. Запрещается допускать накопление снежных отложений более 0,2 метра в период снегопада (метели) и оставлять по краям дороги снежные валы. Их необходимо полностью разбрасывать или разравнивать за бровкой земляного полотна, — говорится в документации.

В перечне региональных и межмуниципальных дорог, за которые теперь отвечает «ЗабДорСтрой», есть все те трассы, проблемы с движением на которых, по данным минстроя края, сохранялись на следующий день после снегопада. При этом 29 сентября в ГАИ сообщали, что глубина снега на дорогах в Борзинском, Забайкальском, Приаргунском и Краснокаменском районах местами достигала полуметра. Люди на местах связывают столь запоздалую реакцию на снег с нехваткой спецтехники у подрядчика, который, к слову, работу эту отдает на субподряды.

— С краевыми дорогами ситуация вообще в другом измерении. Я много раз писал и говорил о том, что правительство региона намеренно кончило краевое предприятие «Автомобильные дороги Забайкалья». Подряды теперь выигрывает небезызвестное ООО «ЗабДорСтрой», которое использует для работы с субподрядчиками ООО «Храм», которое де-факто выполняет роль прокладки. Проблема в том, что ООО «Храм» перестало стабильно платить субподрядчикам, они начали разрывать контракты с этим «Храмом», и к «Храму» возникли серьезные вопросы у целого ряда муниципалитетов — в Краснокаменском районе есть проблемы, в Красночикойском, в Нерчинском. Где-то участки дорог вообще не обслуживаются. Где-то подрядчики замазывают глаза властям — обслуживают участки впритык к населенным пунктам, а дальше нет. Всё это дурно очень пахнет и рано или поздно создаст серьёзные проблемы прежде всего районам, — писал в августе 2024 года в своем telegram-канале депутат Госдумы Андрей Гурулёв.

В Министерстве строительства Забайкальского края корреспонденту «Чита.Ру» 1 октября сообщили, что проезд по региональным дорогам в Краснокаменском районе в данный момент обеспечен. При этом на автодороге Краснокаменск — Богдановка проезд затруднен, так как погрузчик чистит там выемки от снега.

— В Приаргунском районе в настоящее время проезд по автодороге Молодежный — Досатуй (в районе села Погодаево) затруднен, сейчас на этом участке работает автогрейдер по очистке от снега. На автодороге Калга — Приаргунск автогрейдер завершает работы по очистке от снега с 58-го по 51-й километры, затем автогрейдер переедет на автодорогу «Подъезд к селу Староцурухайтуй». В Забайкальском районе выполняются работы по очистке проезжей части на автодороге «Подъезд к поселку Красный Великан» и на дороге Забайкальск — Приаргунск с 21-го по 38-й километры, — сообщили в пресс-службе министерства.

Там добавили, что генподрядчиком в указанных районах действительно выступает ООО «ЗабДорСтрой», однако в Приаргунском и Забайкальском районах работает субподрядная организация ООО «Забтех», а в Краснокаменском районе субподрядчик — ООО «Храм».

— На сегодняшний день по нашему району в направлении Юбилейного дорога есть, дорога обслужена. Да, есть небольшой гололед, но это из-за подтаивания снега, дорога расчищена, до Юбилейного можно спокойно проехать. По границе [района] с дорогами чуть сложнее, но техника туда ушла, справляются специалисты. До Капцегайтуя, Кайластуя и Среднеаргунска проехать можно, есть небольшие заносы. Дорога Краснокаменск — Мациевская тоже почищена, проехать можно. На сегодняшний день оператор справляется полностью, — прокомментировала исполняющая обязанности главы Краснокаменского района Наталья Щербакова.

Компания «ЗабДорСтрой» образована в 2010 году и зарегистрирована в Москве. Директор — Геннадий Якушевский, ему же принадлежит 67% капитала. Еще 33% принадлежит Валерию Метелеву. Ранее они владели другими компаниями, которые составляют из себя мусорный бизнес Забайкалья. «Олерон+», принадлежащий Якушевскому и в меньшей степени Метелеву, в качестве субподрядчиков по вывозу мусора нанимает фирму бывшего совладельца «ЗабДорСтроя» Владимира Стёпкина «Эко-альянс». Другая его фирма, «Полигон», содержит мусорные полигоны в крае. По данным системы «Контур.Фокус», на конец 2022 года выручка «Забдорстроя» составила 3,2 миллиарда рублей, прибыль — 64 миллиона. По итогам 2023 года выручка выросла до 6,3 миллиарда рублей, а чистая прибыль — до 81,5 миллиона.

ООО «Храм», которое среди прочего занимается ремонтом дорог, создано в 2012 году и зарегистрировано в Чите. Руководит и владеет компанией Александр Семигузов. По состоянию на конец 2023 года выручка компании составила 131,6 миллиона рублей, а чистая прибыль — 150 тысяч. В 2024 году компания занялась ремонтом дорог города Краснокаменска за 34,2 миллиона рублей. При этом в ней, по данным системы «Контур.Фокус», числится всего три сотрудника.

ООО «Забтех» образовано в 2021 году и зарегистрировано в Могойтуе. Владеет компанией Баир Дамдинжапов. Выручка организации на конец 2023 года составляет 2,9 миллиона рублей, чистая прибыль — 395 тысяч.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления