Россияне начали экономить на товарах и продуктах. При этом большинство граждан сообщают социологам, что в России рецессии нет, но начинают экономить даже на еде, как будто рецессия есть, пишет «Коммерсант Деньги».
Снижение покупательской активности фиксируют как эксперты, так и сами ритейлеры. По данным Росстата, оборот продовольственных товаров во втором квартале этого года снизился на 0,1%, а в первом полугодии в целом вырос лишь на 0,5% – многолетний минимум. Согласно исследованию «Ромир», с весны 2013 по весну 2014 года реальные расходы населения на покупку продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (за вычетом инфляции) снизились на 8,5%, а натуральный объем потребления – на 2-4%. Предыдущие пять лет расходы росли на 10-14% в год. Примечательно, что россияне не экономили на бытовых товарах даже в разгар кризиса 2009 года.
Более откровенно россияне экономят на услугах, свидетельствует статистика. В первой половине 2014 года оборот рынка платных услуг вырос на 0,9% (здесь и далее – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что втрое медленнее прошлогодней динамики. Россияне, которые могли себе позволить зарубежный отдых, в этом году всерьез затянули пояса. Путешественники, которые традиционно брали 5-звездные отели, теперь все чаще стали покупать туры в отели 4-звездные. «Мы наблюдаем снижение турпотока в Европу из-за политической напряженности и роста курса евро, – рассказала изданию пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – В среднем продажи туров сократились на 30%. Принимающая сторона говорит о более серьезном снижении».
Еще один весьма характерный индикатор проблем с потребительским спросом – серьезное охлаждение рынка кредитования. В первом полугодии 2013 года задолженность россиян по потребительским кредитам (без ипотеки) выросла на 2,4%, во втором – на 1,8%, к марту 2014 года она затормозилась уже до 1%, а в апреле вообще было снижение на 0,5%. Банки реагируют на рост неплатежей, сокращая выдачу новых кредитов и повышая на них ставки.