Город Мирный в Якутии — это суровое и морозное Забайкалье на максималках. Шапки снега на деревьях, белый накат на дорогах, щипающий щеки и захватывающий дыхание воздух. Самое главное отличие — городу повезло родиться на алмазных месторождениях. Это определило его судьбу, сделав поселением горняков и рабочих, обогатив во всех смыслах. В Мирный едут жить и трудиться со всей России, в том числе и из Забайкалья. Что их там ждет, каково спускаться в шахту на глубину 400 метров и выкладывать картины алмазами на тысячи долларов — проверил журналист «Чита.Ру». И выписал со всей любовью к людям труда.
Добычей алмазов в Мирном с 1957 года занимается компания «Алроса». Она привлекает работников из Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья. Компания добывает в среднем каждый четвертый алмаз в мире. Основные горно-обогатительные комплексы размещены в Якутии — Мирном, Айхале, Удачном, вахтовом поселке Накын, а также в Архангельской области.
Мирный основали как промышленный город в 1955 году. В год, когда геологи отправили зашифрованную радиограмму правительству СССР: «Закурили трубку мира, табак отличный». Так они оповестили об открытии кимберлитовой трубки «Мир», которая впоследствии стала самым большим по объему алмазным кратером в мире: его глубина составляет 525 метров, а диаметр — 1,2 километра.
С тех пор и до настоящего времени Мирный остается городом рабочих, но не местом жизни вахтовиков. В нем зарегистрировано около 33 тысяч жителей. Власти всячески привлекают работников из разных областей. Так, медики при переезде и трудоустройстве в Мирном получают по миллиону рублей от администрации района и республики, еще 500 тысяч перечисляет компания «Алроса» — итого 2,5 миллиона рублей.
Учителя и медики имеют право на дополнительный оплаченный проезд в отпуск. Как жители Крайнего Севера они могут воспользоваться такой опцией раз в два года, но жизнь в Мирном позволяет им бесплатно путешествовать по стране каждый год.
Работники компании «Алроса» обеспечены большими преимуществами: компенсацией процентов по ипотеке, ежегодным отдыхом в санаториях Геленджика, Сочи, Краснодарского и Алтайского краев, Белокурихи, на Кавказских Минеральных Водах, в Пятигорске, страховкой на медуслуги, бесплатными занятиями спортом, кружками и секциями для детей.
По мнению начальника отдела экспертизы и методологии управления минерально-сырьевой базой компании «Алроса» Евгения Гончарова, разведанных запасов алмазов хватит примерно на 40–50 лет, при этом геологи ищут новые месторождения.
Например, в 2023 году планируется возобновить работы на трубке «Мир». Проект получит название «Мир-Глубокий», он подразумевает освоение глубоких горизонтов трубки. Сложность заключается в том, что добыча из карьера уже невозможна, потребуется более сложное веерное наклонное бурение.
В августе 2017 года на руднике «Мир» произошла авария. Тогда были полностью разрушены горные выработки и горно-шахтное оборудование, а также затоплены два горизонта. Погибло 8 шахтеров, 143 человека удалось спасти.
Забайкалец Сергей Мозгунов приехал из села Мордой в Кыринском районе Забайкальского края в Мирный 12 лет назад. Он окончил Забайкальский горный колледж по специальности горного техника, затем отучился в Иркутске на инженера и работает маркшейдером. До кризиса 2008 года он работал вахтой в геолого-разведке в Чаре, затем в артели в Газимуре добывал золото — там пришлось жить полгода.
— Мне надоело работать вдали от семьи — по полгода не видел их. Моего коллегу, с которым мы учились в Чите и Иркутске, сюда пригласили, он позвал меня с собой, — рассказал забайкалец.
Спустя полгода он смог перевезти в Мирный жену с годовалым ребенком. Супруга Сергея — геолог, они познакомились во время учебы в Иркутске. Сейчас детей у них уже четверо, старшей 13 лет. Она ходит в театральную студию, сын — на брейк-данс и плавание.
Сергей рассказал, что старается раз в год навестить родственников в Забайкалье: «У меня там две сестры, мама с папой — в Красночикойском и Кыринском районах. Тут от Забайкалья отличие одно — в Забайкалье мало снега. А так родной край такой же суровый по температурам и ветрам. Здесь же — снежная красота завораживает».
За алмазами мы спустились в рудник «Интернациональный» — вниз на 400 метров. Сопроводил неопытных журналистов начальник рудника Николай Шепелов.
Трубка «Интернациональная» была открыта в 1969 году. Добыча открытым способом началась в 1971 году, а подземный рудник был запущен в 1999 году. Алмазы «Интера» уникальны по своим ювелирным качествам и особенно ценятся на мировом рынке. Рудник имеет очень высокое содержание алмазов в руде — более 8 карат на тонну.
Подготовка к спуску заняла много времени — пройти службу безопасности получилось быстро, а вот одеться и собраться — не очень. Форма шахтера состоит из нательного белья, штанов, куртки, резиновых сапог, каски, очков и респиратора. Отдельно выдают налобный фонарь с увесистым аккумулятором, который крепится на ремень брюк. И обязательное дополнение — шахтный самоспасатель на ремне, ходить в шахте без него запрещено.
Самоспасатель — это баллон со сжатым воздухом. Его используют в случае ЧП. В экстренной ситуации с него нужно сорвать крышку, тогда высвободится мешок, и трубку. В трубку нужно с усилием дунуть. Если всё сделать правильно, то мешок начнет нагреваться — это значит, что воздух поступает. Его хватит на час, если шахтер будет идти. Если затаиться и ждать помощи — дольше.
Из средств защиты у шахтеров есть прибор, который измеряет показатели в воздухе, — если что-то пойдет не так, он запищит. Одна из особенностей и опасностей этого рудника — газ. Его выпускают до начала работ на каждом участке перед проходкой, однако запах в воздухе остается.
Спускаются на нужный уровень на специальном лифте. Скорость в нем такая, что шахтеры рассказывают, как иногда видят зависшую в воздухе каплю воды.
По разным участкам шахты нас возили в специальном автобусе.
Девиз рудника гласит: «Если нельзя выполнить задачу безопасно — делать ее не нужно». На всех этапах в конечном итоге безопасность зависит от каждого человека. Так, никому нельзя брать вниз телефоны. Малейшая искра может привести к трагедии.
Перед проходкой каждый участок сначала укрепляют. После извлечения руды участок «замуровывают» закладочной смесью. Так в шахте не остается лишних полостей.
Один из следующих этапов в добыче алмазов — их сортировка и оценка. В Центр сортировки алмазов (ЦСА) поступают все добытые в Якутии алмазы.
Здесь их классифицируют по 16 размерно-ситовым группам, сортируют и проводят предварительную оценку перед отправкой в Москву в Единую сбытовую организацию.
Правила безопасности в центре строгие — перед входом на участок квалификации и хранилища сотрудники оставляют свои телефоны на специальной стене. Здесь работают сортировщики и инженеры-технологи.
Здесь алмазы распределяют по размеру и по весу.
Алмазы засыпают в пирамиду из стоящих друг на друге сит. Затем на 10 минут ставят их на вибрационный грохот. Так каждый кристалл попадает в нужное сито.
Следующий этап — оценка каждого алмаза. Эксперты обращают внимание на их цвет, форму, наличие дефектов. Чаще всего специалисты пользуются 6-кратным увеличением. Если нужно рассмотреть алмаз более подробно и убедиться, что на нем нет никаких дефектов, то 10-кратным.
При этом оценщики утверждают, что человеческий глаз ничто не заменит — оценить крупные алмазы можно только вручную.
Увидеть алмазы вблизи удалось в демонстрационном зале — помещении, где на столе из драгоценных камней выкладывают рисунок.
Каждый раз панно разное, оно не живет дольше недели — потому что эти алмазы должны отгрузить дальше. Ориентировочная стоимость экспозиции, оказавшейся перед нами, — 400 тысяч долларов.
Эта традиция в компании сложилась очень давно. Сейчас этой работой занимается эксперт по оценке алмазов Татьяна Нышко.
— Иногда раз в неделю выкладываю, иногда раз в месяц. Спонтанно появляются заказы. На эту работу ушло 2,5 часа. У меня стаж работы 29 лет, поэтому алмазы для меня ничего уже не значат, но красотой их восхищаюсь.
У Мирного — особая атмосфера. Это уютный небольшой и чистый город. За 15 минут можно дойти до любой важной точки. Сейчас у властей разработан мастер-план по обновлению города, он рассчитан до 2030 года, также разработан отдельный проект строительства аэропорта, с которым управиться планируют до конца 2023 года.
Город, который часто называют алмазной столицей России, — отдельный мир, где всё продумано с заботой о людях. Его компактность придает особый шарм, а возможности — манят новых охотников за алмазами.