Экология «Краевидение»: «Дзен» приграничных городов

«Краевидение»: «Дзен» приграничных городов

Городок выглядит неопрятно, поэтому действительно становится стыдно за Родину и хочется город быстрее проехать.

Наш автопробег «Краевидение» отправился по городам Забайкалья, чтобы понять, чем можно удивить и порадовать путешественников. Забайкальск, Борзя и Краснокаменск из-за своего приграничного положения кажутся совсем нетуристическими для жителей региона, но это только на первый взгляд. По пути в Борзю заканчиваются подступающие к трассе леса, начинается степь и будто бы другая страна.

Автопробег «Краевидение» был организован «Радио Сибирь» при поддержке сети салонов автомобилей «Садко Моторс», «Чита Моторс» и «Садко Авто» — официальные дилеры Mitsubishi, Nissan и Toyota в Чите, компании «Читаоблгаз», автошколы «АБВ», салона «Королевство цветов», оконной компании «Гринвуд», департамента по туризму Забайкальского края, информационного агентства «Чита.Ру» и телеканала «СТС-Чита». Задачей участков пробега было проехать регион по федеральным, региональным дорогам и узнать, насколько они пригодно для путешествия. Кроме этого, учитывалась степень качества придорожных кафе — так называемых «заежек» - заправок и гостиниц. Путешественники останавливались в крупных населённых пунктах и искали достопримечательности, а наблюдения записывали в журнал.

Борзя и автобан

Мы поехали в Борзю из Нерчинска через село Шелопугино. Трасса здесь не самая хорошая, а главное, что возможных путей добраться до города не меньше трёх. Навигатором здесь по пути лучше не пользоваться, и проложить маршрут заранее. В противном случае дорога, которую вы выберете, может сильно огорчить.

1 из 2

Нам повезло, что по трассе недавно прошёл грейдер, поэтому она не была разбитой или размытой дождями. На всём протяжении мы почти не встретили машин, а за окнами простирались потрясающие пейзажи.

1 из 3

Местами на дороге появляется асфальт. Участники автопробега на привале пошутили, что дорогу можно сравнить с историей России: в ней сначала идёт плохой эпизод, потом хороший. Так и асфальт на этой трассе - появляется на промежуток в два километра, а дальше снова бездорожье. Ехать по дороге можно, но очень утомительно. Мобильной связи, как и заправок, кафе или чего-нибудь, напоминающем о цивилизации, здесь нет. Пару раз на пути попадались деревеньки, живущие совсем в другом ритме жизни.

На отвороте к Борзе закончилась щебёнка и начался асфальт, но намного хуже гравийной дороги. Просадки, провалы, кочки, через которые пробираться нужно аккуратно, теряя скорость.

1 из 3

Борзя - молодой город и достопримечательностями обзавестись ещё толком не успел. В прошлом здесь дислоцировалась 36-я десантная армия, теперь она под Улан-Удэ.

В 25 километрах юго-западнее города есть памятник природы — Борзинское солёное озеро. В засуху озеро мелеет, образовывая солевую корку. Здесь в XVIII—XIX веках добывали соль - до 100 тысяч пудов. Дальше расположен Даурский заповедник.

1 из 2

В центре Борзи можно погулять, пройтись по магазинам, если нужно. Здесь есть всё для отдыха туриста - обилие кафе, гостиниц, магазинов и сервисных центров. Посмотреть можно на обелиск жертвам политических репрессий и храм в честь преподобного Сергия Радонежского, краеведческий музей. В районе школы №15 есть старое кладбище - правда, сейчас разграблено и похоже на свалку.

1 из 2

Переночевать можно в гостинице «Армения», что находится на выезде из города. Номера тут оформлены в китайском стиле, уютные, с душем, и стоят от 900 рублей с человека за ночь. В стоимость входит завтрак. Сравнивая с условиями в Нерчинске, хочется сказать спасибо за такой хороший сервис. Огорчает, что город грязный и почти отсутствуют асфальтовые дороги, от чего впечатление о городе портится.

Одна из особых достопримечательностей - федеральная трасса, проходящая через город, с бетонным покрытием. Это самый лучший её участок на всём протяжении от Читы до Забайкальска. Ездить на ней одно удовольствие, словно по немецкому автобану.

1 из 2

По пути из Борзи в Краснокаменск придорожных кафе мало. Мы поели в «Радуге» с адекватным меню и приемлемыми ценами.

Молодой Краснокаменск

1 из 2

Чтобы попасть в Краснокаменск, нужно проехать по дороге местного значения от станции Мациевской. Жизненно необходимую дорогу строят уже несколько лет, каждый год в строительство вливаются значительные суммы из бюджета. Сейчас трасса почти готова, но ехать по ней ещё нельзя. Хороший асфальт манит, но приходится всё равно ехать по щебёнке.

На трассе мобильный телефон связь цепляет редко и плохо. Ехать нужно аккуратно и быть готовым к тому, что можно пробить колесо на каком-нибудь камне.

1 из 2

Город Краснокаменск встречал нас уже на исходе дня. Закатные лучи отражались от стёкол кирпичных и панельных домов - деревянных здесь практически нет. Из-за этого, возможно, Краснокаменск и производит впечатление современного города в духе советского модерна.

Город долгое время был стратегически важным объектом, куда не было доступа простым туристам. В мае 1963 года здесь открыли Стрельцовское месторождения урана. Одну из скал ярко-красного цвета, служившую ориентиром для геологов, назвали Красным Камнем. Отсюда пошло название посёлка. Геолог Владимир Зенченко утверждает, что название городу дал именно он:

Когда открыли первое месторождение, вокруг была безводная степь. И лежал примечательный камень с лимонитовыми натёками, который в лучах заходящего солнца становился красноватым. Поэтому я взял и написал на колышке карандашом «п. Краснокаменск». Так и закрепилось это название».

Город делится на микрорайоны, в которых нет улиц. Ориентироваться поначалу сложно, но, если понять принцип, можно быстро найти нужный дом. Например, если номер дома 407 - значит, это четвёртый микрорайон. Есть два микрорайона с буквенным обозначением — центральный и восточный, где к номерам домов добавляются буквы «Ц» и «В». При этом есть в Краснокаменске проспект Строителей - единственная улица с названием.

Считается, что климат в Краснокаменске самый мягкий в Забайкалье. Здесь растёт слива, яблоки, абрикосы, кто-то даже умудряется вырастить арбузы. Если путешествуете в августе-сентябре, купите баночку краснокаменского варенья на рынке.

1 из 2

Достопримечательных мест в Краснокаменске мало. Посмотреть можно на храм нерукотворного образа или на аллею труженикам урановой отрасли за Домом культуры «Даурия». На здании размещён портрет Сталя Покровского - бывшего директора градообразующего Приаргунского производственного горно-химического объединения, доктора наук. Некоторые местные жители говорили нам, что портрет не радует, и скоро его уберут. Останутся белые стены. Нам же показалось, что это очень стильное и яркое изображение, придающее особое настроение городу.

1 из 2

Внимания в городе заслуживают его улицы. Нет, по моему мнению, в Забайкалье города чище и уютнее, чем Краснокаменск летом. Здесь радуют глаз прямые проспекты без надоедливой баннерной рекламы, обилие зелени и широкие тротуары, по которым можно гулять часами.

1 из 2

Во дворах спокойно оставляют машины на ночь, но есть нюанс - нельзя автомобиль ставить на тротуар всеми четырьмя колёсами. Двумя - можно, а если четырьмя - штраф в 5 тысяч рублей. Постановления выписывают быстро, общественный контроль в городе работает чётко. Дотошная бабушка позвонит в полицию, тут же приедут сотрудники и оформят нарушение.

Первоначально в 60-е годы прошлого века здесь начали строить временный посёлок Октябрьский, который, как оказалось, возводился над одним из рудоносных участков. Жителей посёлка переселили в Краснокаменск. В городе построили отдельный микрорайон, который так и назвали - Октябрьский. Местные жители рассказывают, будто у района скверная репутация, потому что живут тут пьяницы, «деревенские» без образования и преступники. Лучше туда не ходить вечерами.

1 из 3

В городе есть несколько гостиниц, одна из них Red Stone считается самой дорогой и модной. Есть подешевле и проще, но удобнее всего - снять квартиру посуточно. Можно найти отличный вариант в центре города всего за 2,5 тысячи рублей за сутки.

Забайкальск

Из славного города Краснокаменска автопробег отправился в приграничный с Китаем посёлок Забайкальск. Здесь есть станция Забайкальской железной дороги, на которой находится железнодорожный пункт пропуска российско-китайской границы - напротив города Маньчжурия, а с северо-запада на юго-восток посёлок огибает азиатский маршрут AH-6 по автодороге А-350. Юго-восточнее посёлка располагается автомобильный пункт пропуска «Забайкальск», через который можно на своём автомобиле проехать в соседний Китай либо бросить машину на стоянке и уехать на автобусе, как турист. Билет на автобус стоит всего 450 рублей, а охраняемая стоянка автомобилей - 50 рублей в сутки.

1 из 3

Пункт пропуска считается самым большим в России, и это, наверное, единственное, чем может похвастаться город. Забайкальск, к сожалению, оставил после себя тоскливое впечатление - улицы разбиты, дома подкосились, обилие безвкусной рекламы притупляет внимание. На фоне приграничной китайской Маньчжурии городок выглядит неопрятно, поэтому действительно становится стыдно за Родину и хочется город быстрее проехать. Это огромный минус для внутреннего туризма.

1 из 3

Есть и хорошие моменты - город богат трансграничной историей. Например, через Забайкальск проходит древнее оборонительное сооружение - Вал Чингисхана. Он протянулся на 700 километров по территориям современных Китая, Монголии и России. Северный Вал начинается в 30 километрах к югу от устья реки Шусын-гол, впадающей справа в реку Онон-гол, затем на протяжении 375 километров проходит по территории Монголии параллельно границе с Россией. В Забайкалье вал проходит по линии Забайкальск - Рудник Абагатуй - Кайластуй.

Вытянутая с запада на восток система состояла из девяти городищ, рва и вала. Городища расположены на расстоянии до 30 километров друг от друга. Высота вала не более 1,5 метра, а ширина около 15 метров. Легенды приписывают создание вала Чингисхану, который повелел построить укрепления для защиты своей империи. Есть мнение, что вал построил потомок Чингисхана, дабы воспрепятствовать миграциям животных. Согласно ещё одной легенде у могущественного Богдын-хана была дочь, которой был вреден солнечный свет. И тогда отец повелел построить стену, вдоль которой можно было передвигаться, не выходя из тени.

В городе много гостиниц, цены в них, как в Чите - от 1,5 до 3 тысяч рублей, в зависимости от качества обслуживания. Завтрак в большинстве из них не входит в стоимость.

1 из 2

Забайкальск переполнен дальнобойщиками. Мы остановились у кафе «Ага», ориентируясь на правило «чем больше машин, тем лучше». Пообедав, я пошла фотографировать посетителей и познакомилась с водителями из разных уголков страны - от Камчатки до Урала.

Каждый из них рассказывал истории, спешил угостить чем-нибудь вкусненьким, спрашивал, откуда приехали мы. Дальнобойщики, как правило, не начинают жаловаться на сложные условия жизни, а, наоборот, хвастаются лишениями в пути с присущей только им романтикой.

1 из 2

- Мы уже неделю тут стоим, ждём груз, - рассказывал совершенно по-особенному мне водитель из Нижнего Новгорода. - Некоторые любят говорить сейчас «познал дзен». Так это про нас.

Вдоволь поговорив с местными жителями, путешественниками и водителями большегрузов, отведав вкусных поз, мы поехали в посёлок Агинское - сердце забайкальского буддизма.

Продолжение следует...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления