Политика К нам приехал, к нам приехал

К нам приехал, к нам приехал

Проследить ход мыслей и действий представляющих регион на уровне федерации политиков удаётся либо через другие СМИ, реже - соцсети и вот такие визиты.

В Забайкалье завершился визит сенатора Баира Жамсуева. Он успел побывать в Чите и Агинском, дать интервью и пресс-конференцию. Целью визита политик назвал обсуждение с губернатором текущей ситуации в регионе и совместных шагов перед федеральным правительством, и, конечно, посещение Агинского Бурятского округа, который он возглавлял 11 лет.

К федеральному чиновнику в регионе копится много вопросов, но конкретика привычно уходит на второй план, потому что людям оказывается важнее услышать оценку происходящего. Жамсуев на запрос общественности ответил. Что из этих ответов получилось и какие выводы можно сделать?

Баир Жамсуев имеет два высших образования и учёную степень. Начинал в середине 1980-х работать инструктором в читинском обкоме ВЛКСМ, после секретарём в агинском и читинском обкомах. С 1991 года был назначен постоянным представителем Агинского Бурятского автономного округа при правительстве России, позже был избран депутатом Госдумы, с 1997-го возглавил автономный округ и был его руководителем до объединения с Читинской областью в 2008 году. После два года работал помощником руководителя администрации президента, затем главным федеральным инспектором региона, с 2013 года стал сенатором сначала при Константине Ильковском и затем уже при действующем губернаторе края Наталье Ждановой.

После сентябрьских губернаторских выборов 2016 года сенатор Баир Жамсуев остался своём на посту, а вновь избранный тогда же депутатом от Забайкальского края Иосиф Кобзон даже пророчил ему кураторство над своими коллегами в Госдуме. Сформировалась ли в итоге на постоянной основе коалиция забайкальских депутатов и удалось ли им консолидировать свои действия, пока неочевидно. Проследить ход мыслей и действий представляющих регион на уровне федерации политиков удаётся либо через другие СМИ, реже - соцсети и вот такие визиты.

Интересовало общественность мнение сенатора о выделении квартиры в Чите погорельцу Наталье Калининой, которая в июне дозвонилась до президента Владимира Путина во время прямой линии. Жамсуев назвал эту ситуацию ненормальной, а такую жёсткую централизацию власти неуместной в решении неглобальной проблемы. Жамсуев по сути стал единственным чиновником, которого о Калининой спросили, и прокомментировал произошедшее без лишних эмоций, которых было много у обывателей.

«В масштабах страны выделить одному погорельцу квартиру — это ненормальная ситуация. Насколько там есть юридическая правовая основа, не могу сказать, но, как я понимаю, с точки зрения закона, ей была выделена квартира в Ясной, она отказалась там жить. По закону ей вообще не должна была там предоставляться квартира, поскольку она не была прописана в сгоревшем жилье. Это политическое решение, и это ненормально», - считает политик, подчёркивая авторитет президента и органов госвласти. Тем не менее, по мнению сенатора, в более масштабных вопросах централизация полезна для Забайкалья.

О полезности централизации говорят и региональные чиновники - риторика сменилась ещё в период выборов в сентябре и даже раньше, когда после загнанного в глубокий дефицит бюджета стало понятно, что без координации со стороны правительства страны любым властям не выбраться из финансовой ямы. Такая иерархическая опция полезна для стабилизации ситуации, которую команда под руководством Натальи Ждановой обозначила как приоритетный курс в ближайшие три года. Но для прогресса, который важен для дотационного региона в перспективе не меньше, чем стабильность, она вряд ли подходит том виде, в котором существует для Забайкальского края. И если Жамсуеву история Калининой видится ненормальной, то он явно не считает её показательной с точки зрения работы внутри региона. Когда речь заходит о причинах, следствиях и реакциях на подобные казусы, все могут определить, что где-то в системе есть дыра. Но никто не берётся выяснить, чьими руками она была сделана. В том числе потому, что квартиры, оказывается, даются так быстро.

Что касается прогресса и его экономической составляющей, то Жамсуев видит вполне чёткое административное решение в рамках централизации. Он говорит о том, что забайкальские чиновники завидуют Дальнему Востоку из-за большего административного ресурса. У Жамсуева есть основания так говорить.

«Конечно, мы с завистью смотрим на Дальний Восток, где есть достаточно серьёзный административный ресурс, когда полномочный представитель президента [в Дальневосточном федеральном округе] одновременно является заместителем председателя правительства [России]. Создано Министерство развития Дальнего Востока», — сказал Жамсуев, вспоминая и Северный Кавказ с отдельным министерством для него. Своей задачей сенатор назвал изменение отношения федерального центра к Забайкалью - чтобы оно не было как к среднему субъекту Российской Федерации, как к Ярославской или Иркутской областям.

«Потому что специфика Забайкальского края абсолютно другая, начиная от климатических условий и заканчивая тем, что мы являемся заложниками того военно-политического противостояния, которое было в конце XX — начале XXI века. Взамен ушедшим военным с их военными городками, с их инфраструктурой, с их экономикой, к сожалению, ничего не пришло. И без федерального центра это не произойдёт. Мы сами не сможем решить те проблемы, которые есть по подъёму экономики, а значит и всех сфер деятельности человека», - думает сенатор. Такие речи были и раньше, но с приходом к власти Ждановой на них словно выдали талоны и дали карт-бланш. Вся проблематика в результате уместилась в лозунг одного их эсэровских кандидатов в депутаты Госдумы от Забайкальского края «Москва услышит Забайкалье». Москва, которая одновременно должна навострить ухо на 85 субъектов перед президентскими выборами, санкции и импортозамещение, военное, экономическое и политическое вмешательство за пределами страны. Как бы однозначно для кого-то не выглядели выборы издалека, никто не даст гарантии, что риторику, а вслед за ней и набор действий, не придётся сменить уже к весне 2018-го.

Да и высказывания Жамсуева далеки от дел. Наблюдая за публикациями на том же сайте Совета Федерации можно сделать вывод, что политик не так настойчив в словах, находясь в Москве. А отношение к региону, судя по всему, не особо изменилось, потому что на повестке у Совфеда совершенно другие вопросы. Возможно, что-то делается кулуарно, но этого не чувствуется здесь.

Хотя сам Жамсуев предчувствует изменения, говоря о законе, который отменяет постановку условий или запреты при предоставлении дотаций регионам. Теперь региональные власти будут самостоятельно определять цели, на которые направить средства федерального бюджета. Это, безусловно, расслабит пояса. Но это не является целенаправленной работой кого-то конкретного на благо Забайкальского края. Поэтому говоря о точечной поддержке субъекта федеральным центром, надо разделять опции общие и частные, не смешивая их в популистском коктейле. Последними - частными - можно было бы считать принятие плана социально-экономического развития или получение Краснокаменском статуса территории опережающего развития, но переходя с бумаг такие возможности теряются в долгосрочной перспективе, обещаниях, надеждах и ряде чувственных эпитетов, по идее не свойственных государственной политике.

Помимо региональных тем, обсуждали с Жамсуевым и геополитику. Так, ИА «Забмедиа» опубликовало новость, в которой сенатор комментирует отношения с США. Политик считает, что попытки изолировать Россию и сделать её ареной новых «цветных революций» будут продолжаться.

«Как член Совета Федерации, который на постоянной основе работает в комитете по безопасности, могу отдавать отчёт в том, что политика сдерживания России, попытки сделать её ареной очередной «цветной революции» вряд ли прекратятся в обозримом будущем. Это показали последние санкции, которые были приняты Соединенными штатами Америки. Заокеанские «партнёры» России по-своему будут готовиться и к президентским выборам, которые пройдут в 2018 году. Это повлияет на характер предвыборной кампании. Именно поэтому мы создаём временную парламентскую комиссию по защите суверенитета и противодействию вмешательства во внутренние дела Российской Федерации», - цитирует СМИ Жамсуева. Он при этом полагает, что попытки изолировать страну провалились, и Россия остаётся авторитетным членом международного сообщества и активным участником мировой политики.

В связи с обсуждением политических решений ему пришлось коснуться и слияния Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью в 2008-м перед его 80-летием. Если спустя 9 лет вопрос целесообразности так или иначе возникает, значит, на это пока есть основания. Жамсуев, которого в округе любят и как политика, и как земляка, в интервью телеканалу ГТРК «Чита» подчеркнул, что округ «был, есть и будет вне зависимости от правового статуса», потому что это уникальная территория со своей ментальностью, бытом, историей и характером. Под шумок на пресс-конференции решили узнать, правда ли, что вице-премьер по социальным вопросам края Аягма Ванчикова является его племянницей. Выяснилось, что нет. Но такое родство сенатору было бы приятно.

Не отпустили обратно в Москву Жамсуева, не спросив про ТМО - территориальные медицинские объединения. Не устав от разнообразия вопросов, политик сравнил реакцию на образование подобных форм учреждений с оптимизацией 2013-2016 годов. Недавняя реформа вызывает отторжение, считает он, и потому люди не готовы к централизации. Ведь ТМО по своей сути ей и является. Сам же проект краевого минздрава сенатор оценил положительно.

Затронул Баир Жамсуев и тему оттока населения - до него на этом уже успели сделать акцент и забайкальские депутаты, и исполнительные власти. Миграция из села в город, из провинции в центр, как естественный процесс в нынешнем веке по-прежнему вызывает у чиновников ужас, который они срочно предлагают обезвредить экономическими мерами. Сенатор в этом вопросе не пессимист и не оптимист, и считает, что возможно повернуть отток вспять только неординарными мерами. Но какими, у него слов не нашлось.

Общее впечатление от прибытия чиновника в регион не пессимистичное и не оптимистичное - никакой конкретики в духе политики, никакого очевидного жителям края, за вычетом Агинского округа, выхлопа по традиции, никаких полномочий напоказ. Когда-нибудь федеральные чиновники устанут ездить для галочки - возможно, это произойдёт, когда централизованная система обучится, как нейронные сети, не озвучивать в перспективе, а принимать неординарные, эффективные, работающие решения одно за другим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления