Политика История Забайкалья в эпоху Петра I «Забайкалье Петра Великого»: Источники знаний

«Забайкалье Петра Великого»: Источники знаний

Это первый материал из нового исторического проекта, который расскажет о Забайкалье во времена правления Петра I.

Вместе с редакцией «Чита.Ру» мы начинаем новый исторический проект — рассказ о людях и событиях нашего края в тот период, когда во главе России был царь, а затем император Пётр I. Оказалось, что и сегодня это один из самых малоосвещённых этапов нашей истории. И вместе с тем именно он — один из самых важных в истории российского Забайкалья. В первом материале хочу рассказать о том, как для себя открывал это удивительное время.

Пётр I

В русле ценных указаний

В 1976 году я поступил на отделение истории историко-филологического отделения ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского. В курсе отечественной истории о петровском периоде говорилось много. Это понятно, ведь именно при Петре I появилась регулярная армия (включая гвардию), которая в конце концов разгромила шведов и основательно побила турок. При Петре I была построена новая столица — Санкт-Петербург, это окно в Европу. При Петре I создана Академия наук и первый музей (Кунсткамера). При нём стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Он одел в европейскую одежду элиту, мужской части которой сбрил бороды.

Этот список можно было продолжать достаточно долго, но в нём тогда не было или почти не было упоминаний о том, что же Пётр Великий сделал для Забайкалья. Было даже как-то обидно за то, что Пётр Великий почему-то обошёл вниманием наш край.

Сразу стоит уточнить тот временной отрезок, о котором пойдёт речь. Дело в том, что формально Пётр I вступил на царство вместе со старшим братом Иваном V после смерти отца царя Алексея Михайловича в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Понятно, что в этот первый период правили не братья, а их сестра Софья, ставшая при них регентшей. Управляла она страной до 1689 года, когда была свергнута и заточена в монастырь, где впоследствии и умерла. Но затем два повзрослевших царя вроде бы правили вместе. Да, лидером был Пётр, но он должен был оглядываться на старшего Ивана.

Вот когда тот скончался в 1696 году, началось единоличное правление Петра I, продолжавшееся до его кончины в 1725 году. Почти 30 лет Пётр Великий перестраивал доставшееся ему государство, и, как выясняется, ему и членам его ближайшей команды дело было до всего, в том числе и до такого медвежьего угла, каковым было тогда Забайкалье (к слову сказать, Дальний Восток — за исключением Якутии и Камчатки — ещё не был присоединён к России).

В конце 1960-х годов в издательстве «Наука» в Ленинграде была издана 5-томная «История Сибири». Во втором томе, появившемся в 1968 году, речь шла частично и о петровском периоде. В 1982 году в том же издании, но уже в Новосибирске был издан том «Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период», в который вошла часть тех историй и с тем же посылом. Этими фундаментальными трудами были определены приоритетные направления для советских исследований на десятилетия.

Во-первых, речь в них шла о классовой борьбе (история бунтов, восстаний, заговоров). Поэтому не были обойдены вниманием ни бунт нерчинского казачества в 1695–1698 годах, ни нерчинский заговор 1700 года. Во-вторых, исследовалась история формирования рабочего класса, а значит, промышленного развития и соответственно геологических открытий. Открытие месторождений серебра и золота оказалось в центре внимания.

В-третьих, освещалась история научного изучения Сибири, в том числе и Забайкалья, начатая при Петре I, тем более, что первыми исследователями были учёные из Европы, которые часть своих трудов там же и издавали. Игнорировать их было как-то неудобно. И, в-четвёртых, рассказывалась история присоединения сибирских народов, а также дипломатические отношения с соседними народами и государствами. Тут и комментарии, как говорится, излишни.

А вот роль личностей, будь то те же воеводы или губернаторы, да и сам царь Пётр I, оставалась, так сказать, за кадром. Главным методом фальсификации истории в то время был метод умолчания.

Когда информации кот наплакал

В 1972 году в Чите была издана «Хрестоматия по истории Читинской области», это был первый сборник архивных документов по истории Забайкалья. В неё были включены шесть документов (или выдержек из них), имеющих отношение к петровскому периоду: это описание острогов Нерчинского уезда 1704 года, три архивных документа (один из Центрального государственного архива древних актов и два из нашего Читинского архива), датированные, как мы сегодня говорим, нулевыми годами XVIII века.

И выдержка из статьи Ф.Р. Качанова о нерчинских заводах, напечатанная в журнале «Московский телеграф» в 1826 году. Указано, что автор этой статьи в 1710–1715 годах был начальником нерчинских заводов.

И только один — это царский указ (причём не указано, что Петра I). Это документ, подписанный императором (каковым Пётр I стал в 1721 году) 10 апреля 1722 года «О ссылке преступников в Дауры на серебряные заводы и о переводе 300 семейств туда же для поселения на удобных к хлебопашеству землях». То есть указ был императорским, а не царским, но это так, к слову.

В хронологии, помещённой в конце «Хрестоматии», приведена только одна дата: «1704 г. Открылся первый в России Нерчинский сереброплавильный завод».

Уже в ХХI веке после образования Забайкальского края спросил нашего известного историка Владимира Исаковича Василевского, почему в «Хрестоматию» не были включены хотя бы фрагменты из наказов Петра I даурским воеводам. Неужели наши краеведы о них не знали?

— Знали, конечно, — ответил Владимир Исакович, — но они очень не понравились курировавшим это издание работникам обкома партии. Ведь получалось, что как ещё Пётр определил основы политики центра в отношении нашего региона, так они, по сути дела, не изменились и при советской власти. Это была крамола, о которой лучше было промолчать. И историки, и краеведы продолжали работать в стол.

В 1976 году в областной библиотеке им. А.С. Пушкина был издан рекомендательный указатель литературы к 125-летию Читы как областного центра, названный кратко «Чите — 125». Его редактором был замечательный краевед Виктор Фёдорович Балабанов, а ответственной за выпуск — лично директор библиотеки легендарная Нина Степановна Лапенкова. Кроме списка литературы, здесь так же, как и в «Хрестоматии», была помещена хронология основных событий в истории Читы, названная «Летописью событий». В ней было добавлено две даты:

«1715 — Читинский острог имеет гарнизон в 20 казаков. При остроге живут 13 пашенных крестьян, обрабатывают семь десятин земли.

1724, июль — проездом посетил Читу Даниил Готлиб Мессершмидт, командированный Петром I. Дал первые сведения о растительности Забайкалья».

Вот с таким минимумом информации на закате советского периода истории имел дело работавший над книгой «Серебряный капкан» Георгий Рудольфович Граубин. Издана книга была уже в новые времена — в 1993 году. На почти 550 страницах автор попытался по-журналистски ярко и интересно рассказать о нашей истории с момента прихода сюда казаков-землепроходцев до революционного 1917 года.

Рассказ о событиях и людях петровских времён в книге рассыпаны по нескольким главам. Глава «Тринадцать пунктов истории» впервые была посвящена важнейшему документу в истории края — «Наказным статьям Даурским нерчинским воеводам». И всё же и это было только начало рассказа о тех интереснейших и важнейших для будущего края временах. Георгий Рудольфович назвал много новых имён, но кем были эти люди до и после их забайкальского периода, он знал мало, а о некоторых, кроме имён, не знал ничего. Но он их назвал, и это само по себе было уже важно.

И кроме того, писатель подметил главное: «Это время стало водоразделом: кончились романтические и героические страницы истории Забайкалья. Начались драматические, а порой трагические».

Снимаю шляпу…

Сразу скажу, что я не историк, изучающий в архивах документы петровских времён. Помню, что первый раз довелось увидеть редчайшие документы той поры, хранящиеся в нашем архиве, на занятиях по древнерусской словесности, которые вела у нас Галина Алексеевна Христосенко.

1 из 3

Красавица и умница, отличавшаяся какой-то аристократической внешностью, она была просто влюблена в эти красивые «каракули», которыми были покрыты хрустящие листы документов ХVII-ХVIII веков, хранящихся в нашем архиве. Дело в том, что тогда и знаков препинания-то не было. Да и язык был, мягко говоря, несколько иным. Не говорю уж про «красивости» написания. После историка Виктора Григорьевича Изгачёва, основательно изучавшего в архиве историю Забайкалья в этот период, она стала, наверное, первым исследователем скорописных документов нерчинской деловой письменности ХVII-XVIII веков, сделав по этой теме ряд серьёзных публикаций.

Позже в архиве «переводили» эти тексты архивист Татьяна Андреевна Константинова, Людмила Мусалимовна Корчанова, краевед Анатолий Константинович Халецкий. Сотрудники архива по праву гордятся изданными в 2003 и 2008 году сборниками архивных документов «Нерчинское Забайкалье» и «Край, устремлённый в будущее».

1 из 2

Уже в наши дни специалистами в этом непростом деле стали молодые исследователи — историк Алексей Мясников и филолог Юлия Бигтимирова. Их публикации документов петровского времени сделали многое для его изучения и освещения.

Начатый в конце 90-х годов проект «Энциклопедия Забайкалья» стал своего рода краеведческой революцией или революцией в краеведении Забайкалья. Он не только обобщил то, что было известно о событиях и сколько-нибудь заметных людях нашего края, но и чётко определил белые пятна нашей истории. Более того, он вызвал интерес к прошлому и возврат в нашу историю работ, казалось, навсегда забытых или вычеркнутых из нашей коллективной памяти.

Были предприняты и первые попытки обобщить новую информацию. Это очень неплохо получилось в изданной в Чите в 2002 году книге супругов Александра Васильевича и Натальи Николаевны Константиновых «История Забайкалья (с древнейших времён до 1917 года)». И очень неважно — в появившихся в 2007 году 2-томных «Очерках истории Восточного Забайкалья». Но в обоих изданиях по чуть-чуть появилось и что-то новенькое по петровскому периоду.

1 из 2

Огромный вклад внесли и сотрудники Российского государственного архива древних актов, находящегося в Москве. Ими расшифровано и размещено на сайте архива большое количество документов, имеющих непосредственное отношение к освещению петровского периода в Нерчинском Забайкалье.

Внесли свою лепту и историки и краеведы соседних территорий, прежде всего Бурятии и Иркутской области, с которыми Забайкалье в то время было наиболее тесно связано.

Вместе с тем, не секрет, что и в годы Гражданской войны, и в период Великой Отечественной архивы понесли большие потери. А если к этому добавить то, что документы далеко не всегда хранились в условиях, которые были для этого необходимы, то ясно, что количество потерь просто огромно.

Вот что об этом писал первый историк Забайкалья генерал-майор Владимир Константинович (Каллистратович) Андриевич (1838–1898): «Пожар в Иркутске — бывшем центре управления всей Восточной Сибирью — уничтожил архив Главного управления, и потому дельных и вполне достоверных сведений о прошлом Забайкалья, обстоятельно характеризующих жизнь этой области, в Иркутске теперь добыть нельзя.

Нельзя добыть этих сведений и в Забайкалье, так как Селенгинский и Кяхтинский архивы пересланы в Москву, а Нерчинский — исчез вследствие отсутствия заботы о нём. Архив областного штаба содержит дела сравнительно недавнего времени, и архив войскового хозяйственного правления, тоже недавно учредившийся, далеко не полон».

Однако позже исчезло и то, с чем знакомился тот же Андриевич.

Возвращённые имена и… труды

В 2003 году родные (супруга и дочь) собрали воедино все работы нашего известного краеведа Виктора Фёдоровича Балабанова и издали их отдельной книгой «История земли Даурской», многие его статьи, написанные им на основе архивных данных, касались и петровского времени.

Затем в Читинской области в министерстве культуры был задуман один интересный проект — предполагалось издать серию хрестоматий под единым заголовком «Забайкалье — сокровищница веков». К сожалению, в Новосибирске в 2007 году был издан только первый (он же оказался последним) том «Записки путешественников и исследователей (вторая половина XVII–XVIII вв.)». Для нашей темы это очень хорошо. Плохо, что на этом проект и оборвался, как, впрочем, и проект «Энциклопедия Забайкалья».

Разными путями приходили в мою библиотеку эти книги. О каждой можно рассказывать отдельно. Но ценность их в том, что авторы не просто рассказывали в том числе и о петровском времени в Забайкалье, они делали это на основе документов, которых сегодня может уже не быть.

В 2007 году в Москве была переиздана «История Сибири. От Ермака до Екатерины II» Петра Андреевича Словцова (1767–1843), ушедшего из жизни ещё до образования в 1851 году Забайкальской области со столицей в деревянной деревне Чите, объявленной столичным городом. В Москве её и купил во время одной из командировок, когда работал главным редактором «Забайкальского рабочего».

А во время одной из поездок в Благовещенск, когда уже работал в управлении Забайкальской железной дороги, приобрёл 3-томник «Забайкальские казаки», написанный нашим земляком, казачьим офицером Афиногеном Прокопьевичем Васильевым (1872–1942), создавшим этот труд в начале ХХ века (последний том был издан в грозном 1918 году). Предприниматель и краевед Анатолий Васильевич Тевлюк (ушедший из жизни в 2020 году) смог в Благовещенске переиздать эту уникальную книгу, а вот в Забайкальском крае это так никто и не сделал…

Наконец, в одном из книжных магазинов Читы приобрёл книгу уже упоминавшегося Владимира Константиновича Андриевича (1838–1898) «Краткий очерк истории Забайкалья от древнейших времён до 1762 г.», изданную в Москве в 2013 году. Книга произвела на меня просто неизгладимое впечатление, вызвав радость открытия и возмущение от того, что сведения, приводимые в ней, так долго скрывались.

А уже в этом году бесценный подарок мне сделал мой старый друг, сенатор Баир Баясхаланович Жамсуев, с которым дружим со студенческой скамьи. Он привёз репринтное издание 6-томной («упакованной» теперь в три книги) «Истории Сибири» всё того же В.К. Андриевича.

Понятно, что при этом каждый автор уделял внимание не только петровскому периоду, а потому в них были рассыпаны «пазлы», которые ещё предстояло собрать в единую картину. Понятно и то, что в предлагаемом цикле статей полностью это сделано не будет. Но это будет первая попытка обобщить всё самое интересное о событиях и людях Забайкалья времён Петра Великого, который, как теперь известно, не просто уделял много внимания Забайкалью, но и внимательно следил за тем, что здесь происходило, а также принимал судьбоносные для нашего края решения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления