Бизнес Еда Сделано в Забайкалье Колбаса, как в СССР, по-шилкински

Колбаса, как в СССР, по-шилкински

«Для того, чтобы сделать килограмм колбасы, нужно 2 килограмма мяса. Это если делать настоящую, как в советское время, по ГОСТу», - показывает на блюдо Вениамин Чендемеров и от удовольствия цокает языком.

«Для того, чтобы сделать килограмм колбасы, нужно 2 килограмма мяса. Это если делать настоящую, как в советское время, по ГОСТу», - показывает на блюдо Вениамин Чендемеров и от удовольствия цокает языком.

«Я работал у военных на трассе Чита – Хабаровск. Один раз приезжаю из командировки, жена говорит: «Дома сидеть надоело». Купила семечек, помыла их, высушила в духовке и продала по стаканам. Так и пошло, что наше дело началось со стакана семечек», - смеётся Чендемеров.

Он в 80-х годах приехал в Забайкалье служить из республики Марий Эл, да так и остался здесь. Сегодня в Шилке у него свой цех по производству полуфабрикатов, магазин продуктов и магазин автозапчастей, кафе и с недавнего времени – производство колбас.

Мы проходим в продуктовый магазин Чендемеровых. Всё их небольшое производство и бизнес сосредоточены в одном здании.

- Мы стараемся отдавать предпочтение местным производителям: закупаем у сельских жителей и продаём мясо, выпечка есть и местная, шилкинская, и, например, из Холбона. Хлеб привозим из Читы. В первые месяцы народ к открытию магазина выстраивался в очереди, чтобы его купить, - рассказывает Оксана Чендемерова.

1 из 5

- Когда дети ещё в школе учились, я работал на трассе Чита-Хабаровск у военных, дорогу строил. В 1998 году нас сократили, передали ООО «Труд», и надо было как-то начинать всё сначала. Мы решили заняться коммерцией. Сначала взялись за продажу вещей, в Китай ездили, потом на старом рынке открыли точку по реализации мяса. Затем там же открыли кафе-закусочную «Анастасия». Тогда общепит в Шилке был не развит, кафешек не было, приезжим людям питаться было негде, - вспоминает Вениамин Чендемеров.

В 2006 году семье предложили поучаствовать в программе строительства минирынков. Администрация района пообещала помочь деньгами и поручиться по трём крупным кредитам.

- Заложили всё имущество. С администрации не было ни рубля, - вспоминает Вениамин.

На вопрос, как кредиты отдавали, только рукой машет: работали почти без выходных и отпусков. В семейном бизнесе с самого начала сложилось чёткое распределение обязанностей: на Оксане – работа с коллективом, финансы и отчётность, на Вениамине – новые идеи и их продвижение:

- Так вдвоём и работаем, заместителей у нас нет, друг на друга надеемся.

По замыслу программы, из-за которой пришлось брать кредиты, администрация должна была выделить 10 миллионов рублей на запчасти для техники фермеров и артелей для местного автомагазинчика, за которые бы они расплачивались произведённым товаром: мясом, зерном, овощами. Этот товар Чендемеровы бы и продавали на минирынке. Но идея заглохла из-за отсутствия финансовой помощи. Отголоском тех идей остался магазин запчастей для отечественных автомобилей, которые держат Чендемеровы.

- Зимой продажи полуфабрикатов снижаются: люди закололи скот, и у большинства дома есть бабушки, которые налепили пельменей бочку, заморозили их. В это время бизнесу помогают продажи запасных частей. Российские автомобили в районе есть у многих, поэтому запасные части нужны всегда, - объясняет Вениамин.

Мы надеваем белые халаты и проходим в цех по разделке мяса. Сюда туши поступают сразу после покупки. Мясо у населения Чендемеровы покупают по 250 рублей за килограмм свинины и 200 рублей за кило говядины. Ещё берут баранину и конину – она у населения пользуется спросом, потому что дешевле. На любое мясо строго проверяют документы – бичом Забайкалья сегодня стали кражи скота. При этом мясо зарезанных животных легко можно купить на улице.

- Скота пропадает очень много, особенно коней. В прошлом году в Размахнино 20 голов за раз увели. У нас в Шилке во дворах проходят несанкционированные продажи. Люди приезжают с мясом без справок, без документов. Мы и в полицию пишем, и в прокуратуру. Их никто не проверяет. Начинаем доказывать как депутаты – в городской администрации нам говорят, что в этом вопросе наша личная заинтересованность. Не хотят работать, а этим прикрываются. А людям на улице тем временем старую конину как говядину по 280 рублей продают. Когда я на сессии районных депутатов поднял этот вопрос, меня просто-напросто выгнали из зала, - говорит Вениамин Чендемеров.

1 из 3

За поворотом дальше по коридору от разделочного цеха притаилась просторная комната, где несколько женщин лепят вареники и пельмени.

- За день не спеша килограммов 100 могут сделать, - с улыбкой кивает Оксана. – Они молодцы.

- Работа нравится, - посмеиваются те в ответ.

1 из 2

- Ну, теперь пойдёмте, - Вениамин, который до этого провожал из зала в зал, едва не потирает от нетерпения руки. Шаг за шагом нос начинает щипать запах дымного сала, копчёного на крепко просушенных опилках. Оказывается, пахнет не салом. Давней мечтой Чендемерова была варка собственных колбас. Несколько месяцев назад купил для этого технику, изучил рецептуру, начал делать сначала для себя, потом на гостинцы раздавать, а сейчас уже принимает персональные заказы из Читы и других районов.

В небольшой комнатке в коптильном аппарате творится что-то невероятное: с паром из него вырывается запах проваренного мяса, смягчённый дымом.

- Всё это делается вот на таких опилках, которые мы специально из Москвы выписываем. Вкус колбасы зависит от того, на чём её коптят, - чуть встряхивает приготовленные ёмкости с опилками Вениамин. -

Чтобы вкусную колбасу приготовить, важно, откуда берётся мясо. С ребер ли, со стегна – вкусовые качества разные. И важна пропорция. Я делал конскую колбасу по-татарски. Там написано, что мясо нужно снимать с рёбер. Мы первый раз сделали всё по технологии, добавили баранины. Во рту таяла. Второй раз я взял мясо со стегна – уже не такая колбаса!

1 из 3

- Хорошая колбаса сегодня не может стоить дешевле 600-700 рублей, - хозяин провожает нас в кафе, которое находится тут же в здании, где укутанными в зелень салата котлетами, позами, пельменями уже накрыт стол. Разноцветными кольцами красуется на тарелках колбаса.

- Как может «Краковская» колбаса стоить 320 рублей, если килограмм свинины стоит 300? Сейчас есть технологии, когда насыпаешь килограмм белкового крахмала, наливаешь ведро воды, и получается желе как 10 килограмм мяса, - объясняет Вениамин, выкладывая на булку, которую испекли на его предприятии, тонкий кусочек сала, пропитанного солью и чесноком, посоленного здесь же. - Я колбасу в Москву родственникам возил. У них есть какая-то модная, дорогая кошка. Московскую колбасу не ест. Бросили нашу – ест и ещё просит. Не зря говорят, что по кошкам и собакам определяют, много ли химикатов в колбасе.

Разговор заходит о региональном рынке мяса, на котором местным сельхозпроизводителям живётся не сладко: при цене «местной» свинины 250 рублей за килограмм импортную на рынках отдают за 160-180. Поди разбери, что это за мясо.

Сейчас Чендемеровы работают над тем, чтобы договориться о её продаже с супермаркетами Читы. Пока дела идут не сказать, чтобы быстро: магазины предлагают накрутку цены больше, чем на 60%. Если Чендемеровы предлагают килограмм настоящей мясной колбасы без химии за 700-900 рублей, то цены супермаркетов сделают её суперэлитной

- Мы можем реализовывать до 10 тонн в месяц полуфабрикатов и 1-2 тонны колбас. Чтобы это делать, надо строить склады и холодильники, машину-рефрижератор покупать, необходимы большие финансовые вложения. Нам власти говорят: вы сначала купите, а потом мы подадим на субсидию, создадим комиссию, рассмотрим, но мы уже три раза обжигались. Они старое не могут отдать, - отодвигает стул Вениамин и тут же начинает говорить про планируемое со временем расширение производства - азарт и любовь к работе делают своё дело.

Это несмотря на то, что отношения у шилкинских предпринимателей и депутатов Чендемеровых с администрацией, по их словам, непростые: строиться не дают, а здание старой котельной, которую Чендемеровы просили под расширение производства, отдали под разбор.

Оксана с улыбкой смотрит на мужа, у которого от разговоров о любимом деле горят глаза. За всё время работы в бизнесе им ни разу не удалось отдохнуть вместе, ведь главный секрет успеха предпринимателя, уверен Вениамин Чендемеров, в том, чтобы постоянно работать над своим делом и не оставлять его ни на секунду. Это помогло семье пережить кризисы прошлых лет, выручает и сейчас. А отпуск – отпуск подождёт. В конце концов, муж успел слетать в Египет, жена – отдохнуть в санатории «Карповка». И хватит. Оба переглядываются и улыбаются друг другу: справимся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления