Бизнес Антон Тутов - молодой чиновник с большим туризмом

Антон Тутов - молодой чиновник с большим туризмом

- Никто не говорит, что Тутов придёт, щёлкнет пальцем и, как по волшебству, у нас будет куча китайских туристов.

Почти полгода прошло, как появился департамент по туризму Забайкальского края и назначен его руководитель — Антон Тутов. Молодой чиновник запомнился общественности участием в громких проектах, а теперь, занимая высокую должность, держит в руках все карты для развития туризма. О своих планах на далёкую перспективу, почему нужно тащить инвестора в Забайкалье за руку и как построить Хилтон в центре города, Антон Тутов рассказал «Чита.Ру».

— Раньше туризм был в ведении министерства внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. Откуда появилась необходимость создавать отдельный департамент?

— Разговоры о создании отдельного органа велись не меньше полутора лет и среди общественников, и предпринимательского сообщества. Одним из двигателей идеи создания департамента выступало и само министерство внешнеэкономических связей. Оно прекрасно понимало — туризмом надо заниматься более системно. Фактически там в этом направлении трудилось три-четыре сотрудника, но надо понимать, что заниматься текущей работой, стратегическим планированием, развитием, реализацией инвестиционных проектов и их курированием в системе невозможно при таком штате - сил не хватало. Туризмом надо заниматься основательно и только им. Это отдельная сфера экономики, она не может быть приклеена к чему-либо. Глядя на другие регионы, мы отчётливо видим, что туризм - это свободный элемент экономического планирования, толкающий вперёд инфраструктуру, с отдельной информационной политикой, тесной работой с инвесторами. Более предметный разговор состоялся на выездном заседании правительства осенью в Дульдурге – тогда участники сошлись во мнении, что нужно менять отношение к туризму в крае. Поэтому и было принято решение всё же создать совершенно новый департамент. Документы о создании были подписаны 15 декабря 2015 года, а дальше пошёл процесс формирования штата и расстановки сил.

Департамент с нуля

— Есть информация, что департамент был создан по инициативе Константина Ильковского как рабочее место исключительно под Антона Тутова. Насколько это правдиво?

— Это абсолютно не так, работа по созданию департамента началась задолго до моего появления как кандидатуры на должность руководителя. Насколько мне известно, рассматривалось ещё несколько человек, но Константин Константинович (Ильковский, экс-губернатор Забайкалья – авт.) остановился на моей кандидатуре. Вопреки расхожему мнению, не скрываю: было непросто согласиться на эту работу. Создавать новый орган, систему и отрабатывать механизм взаимодействия гораздо сложнее, чем возглавлять какое-то учреждение или ведомство с богатой историей и слаженным, уже выверенным годами планом работы. Я понимал, что отрасль нова для меня. Хоть и прожил некоторое время в Китае, знаком отчасти с турбизнесом Китая, я осознавал, что далеко не все будут в восторге от моего назначения. Это связано, в том числе и с моим возрастом, а также и с тем, что я абсолютно новый человек в этой сфере. Но и в этом есть плюсы: как у человека, недавно погрузившегося в эту отрасль, взгляд не замылен. И я могу сказать, что турфирмы по сути работали не благодаря, а вопреки сложившийся системе. Хотя тут возникает отдельный вопрос - была ли эта система?

Было действительно достаточно непросто уходить с молодёжки (управление молодёжной политики в министерстве образования края, где Тутов был начальником – авт.) , там сформировалась отличная команда, было огромное количество планов, проектов которые находились на стадии реализации. Сейчас ребята продолжают то, что мы начали, идёт большая работа, в том числе и по волонтёрскому корпусу, и по развитию студенческих отрядов.

— Многие проекты и дела пришлось перенимать от министерства, или вы работаете автономно друг от друга?

— Процесс перевода шёл не одну неделю, на протяжении зимы передавались дела, сейчас мы смотрим весь накопленный ими архив. Министерство накопило достаточно большую базу по проектам в сфере туризма. К примеру, Наталья Солдатова (заместитель министра – авт.) провела большую работу, — в прошлом году они активно поработали с Москвой по включению Забайкальского края в целевые программы. Преемственность, безусловно, существует, просто тот функционал, который был у них в плане туризма, требовалось расширить, что мы и сделали.

— А раньше это не позволялось внутри министерства?

— Представьте, если бы сельским хозяйством Забайкалья занимались три человека? А между тем в соответствии с федеральным законодательством, туристская деятельность признана одним из приоритетных отраслей экономики России. Он относится к несырьевой сфере, сфере услуг, и его развитие имеет большое значение для нашей страны, особенно на фоне мирового падения цен на сырьевые ресурсы. Это важная задача с точки зрения импортозамещения, создания рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в том числе и в бюджет региона. Но, к сожалению, сегодня приходится констатировать тот факт, что денежные поступления находятся на уровне арифметической погрешности в общем объёме доходов бюджета Забайкальского края. При этом въездной и внутренний туризм имеет все шансы превратиться в высокодоходную отрасль народного хозяйства.

Благодаря туризму сглаживаются диспропорции в развитии - особенно это важно нетрадиционным для туризма территориям, таким как моногорода, сёла, северные территории России, а именно Сибири, Дальнему Востоку и Арктике. Если смотреть объективно, то во многих удалённых районах нет условий для развития промышленности, но при этом туризм может развиваться практически везде. На один вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли. Одно рабочее место в сфере туризма создаёт до пяти рабочих мест в смежных отраслях.

— Как подбирался штат в департаменте? Коллектив молодой?

— Наш коллектив достаточно молодой, средний возраст — около 30 лет. Достаточно энергичный, креативный, считаю, что в туризме это одно из основных качеств. Например, Антон Сычёв пришёл из секретариата зампредседателя правительства региона по социальным вопросам. Он сам активный турист, обожает дикий туризм, походы — это его стезя, практически все выходные пропадает где-нибудь под открытым небом.

— А вы сами занимаетесь чем-то подобным?

— Мы с семьёй пристрастились к конным прогулкам в Бургень. Для нас это стало настоящим открытием, поход на дистанцию в 24 километра, скачки галопом - это действительно очень круто. Это как раз пример, когда идея взялась из ниоткуда и «выстрелила». Сейчас записаться на конную прогулку достаточно сложно, хотя этим и занимается, чуть ли не пол-Бургени, потому что такое времяпрепровождение пользуется спросом. Спрос и рождает предложение. Если позволит время, планировали с друзьями съездить на Кодар – признаюсь честно, этой идеей нас заразил Кирилл Бодров.

«Инвестора в край надо тянуть за руку»

— Какой из туристических проектов в Забайкалье, попавших в федеральную программу, наиболее реальный?

— Почти готов к реализации проект парка «Восточные ворота России «Забайкальск - Маньчжурия». Планируется строительство туристического комплекса, с конференц-залами и выставочными центрами, зонами отдыха, разнообразными стилизованными объектами культуры, магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, да и в целом развитие инфраструктуры Забайкальска.

Ещё для привлечения иностранных туристов будут созданы объекты показа с национальными особенностями, бытом и культурой народов, проживающих в Забайкалье, например, музей под открытым небом «Русская деревня». Имеются все необходимые ресурсы, инфраструктурные объекты, и земельный участок в 91 тысячу гектаров, а в непосредственной близости с границей с КНР таможенный пост «Забайкальск». Мы видим потенциал благодаря реализации международного проекта «Великий Чайный путь», плюс проекта этнотуризма «Темуджин (Чингисхан) человек тысячелетия - забайкалец», основанного на исторических данных, и подтверждающих рождение и захоронение Чингисхана на территории Забайкальского края. Уже сейчас туристический поток в город Маньчжурия составляет около 4 миллионов человек в год. Реализация парка «Восточные ворота» позволит создать условия для их обслуживания. Могу сказать, что компания-инвестор из Москвы активно работает в направлении этого проекта, и он поддержан Ростуризмом.

1 из 2

Помимо "Восточных ворот" на 2017 год запланировано финансирование Ивано-Арахлейского автотуристского комплекса, там планируется строительство инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) на 746,4 миллиона рублей. Думаю, что и Дарасун к 2016—2017 году выйдет на финишную прямую, концепция подготовлена, финансовая модель просчитана, инвесторы есть, сейчас отшлифовываем разные варианты, рассчитываем до мелочей объёмы инвестиционных вложений.

Если говорить о перспективах, то тут стоит особое внимание уделить инвестиционному проекту «Нерчинск – исторический», стоимостью 2,5 миллиарда рублей и с прогнозируемым туристическим потоком в 150 тысяч человек в год. Прежде всего, там необходима реконструкция исторического центра города, после чего можно заниматься размещением в отреставрированных помещениях гостиницы и кафе и рестораны. Также средства пойдут на реконструкцию и модернизацию уже имеющихся гостиниц; строительство спортивных объектов, реконструкция санатория «Ургучан», с расширением перечня предоставляемых им услуг. Город Нерчинск обладает историческим потенциалом федерального уровня – это старейший город в Восточной Сибири.

Я считаю, что нам необходимо вместе с министерством культуры Забайкальского края начать работу по включению его в перечень исторических городов России, тогда мы сможем войти в федеральные программы по сохранению историко-культурного наследия. Кстати, инфотур «Великого чайного пути» показал, как китайцам, на удивление, очень нравится все, что связанно с Забайкальским казачеством. Казачество в Забайкалье самобытно, интересно, поэтому можно реализовать туры на два-три дня с посещением исторического Нерчинска, созданной там казачьей станицы, куда входит дегустация русской кухни, конные походы, и весь уклад прошлых поколений. С этой инициативой к нам вышли местные предприниматели, мы уже неоднократно встречались, а на прошлой неделе был разговор с главой Нерчинского района, и он тоже очень заинтересован в развитии проекта.

— Откуда должны появиться финансы?

- Это, наверное, самый сложный вопрос, в наших экономических условиях. Обострилась борьба за федеральные деньги, и инвесторы тоже ведут себя крайне сдержанно и аккуратно. Надо понимать, что сами по себе природные красоты Забайкалья не притянут массово туриста в наш край, как и инвестора. Посмотрите сами, каждый регион нашей страны интересен и уникален по-своему, та же Камчатка — это гейзеры, вулканы, Хабаровск - это тайга, красивейшие места, Иркутск - это Байкал, а Алтай, Красноярск — это красноярские столбы. На данном историческом отрезке у нас два пути развития событий – либо сидеть сложа руки, заниматься самобичеванием, оправдывая себя отсутствием денег и интереса к нам и в это же время смотреть, как мимо Забайкалья проходят, поверьте, просто колоссальные возможности, в том числе, и финансовые, либо зубами вцепиться в инвестора и очень плотно работать с федеральным центром, ночуя у дверей министров, если понадобится.

Я провёл достаточно много встреч в Москве и вижу, что некоторые субъекты фактически так и делают. Сегодня нужны нестандартные подходы и решения, иначе пройдёт ещё 20 лет, а в Дарасуне так и будут стоять еле живые лечебные корпуса, построенные во времена СССР. Другой пример - Арахлей: огромное количество застроенной территории, но условия не отвечают требованиям качественного отдыха, для многих, к сожалению, пределом мечтания становится в лучшем случае фанерный домик. В пик активности — летом, базы действительно пользуются спросом, потому что тепло, но а как выехать, к примеру, с маленьким ребёнком осенью, весной или зимой? Да это практически невозможно. И эта ситуация, к сожалению, не меняется годами.

Но если вернуться к ФЦП, то тут, конечно, есть свои сложности: на каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, в среднем приходится 3,6 рубля внебюджетных инвестиционных вложений. Так за период действия программы из федерального бюджета профинансировано 14,3 миллиарда рублей, привлечено внебюджетных источников на сумму 51,3 миллиарда рублей. В 17 регионах работа не начата ввиду отсутствия достаточного софинансирования. Поэтому хочу подчеркнуть ещё раз, что работа с инвестором сегодня выходит на первый план и пример того же Дарасуна показал, как частно-государственное партнёрство открывает перед нами удивительные возможности. Да, читинцы ездят в отпуск в Таиланд, Вьетнам и другие жаркие страны - это, от силы, 20 дней в году. Но, а остальные 345 дней они проводят-то в Забайкалье. Как им отдыхать?

— А иностранцы?

— Ростуризм говорит, что в 2015 году китайцы стали лидерами въездного турпотока в Россию, оттеснив на второе место туристов из Европы. И это при том, что Россия стоит лишь на 12 месте в списке стран, куда китайцы ездят отдыхать. В прошлом году Россию посетили 670 тысяч китайцев, это практически в 2 раза больше чем в прошлогодние годы. Вклад китайскийских туристов в экономику страны составляет порядка 2,5 миллиарда долларов, из них почти 1 миллиарда приходится на Москву. Конечно, решающим фактором стало ослабление рубля, сделавшее отдых в РФ более доступным. Если посмотреть на Забайкалье, то количество китайских туристов в 2015 году составило 22 тысячи человек, и мы также показали удвоение показателя. Глядя на статистику, мы видим, как из южных районов Китая ежегодно до 6 миллионов туристов посещают северные провинции страны. В среднем, по официальным данным, за день пребывания китайский турист тратит от 400 до 500 долларов. Представьте, какой объём денежной массы мы получаем, если хотя бы 100 тысяч человек из этой шестимиллионной массы перейдёт через границу в Забайкальске и посетит наш регион?

Ряд стран тратит колоссальные суммы на продвижение своего бренда на внутренних площадках Китая. Важным шагом по продвижению внутреннего российского турпродукта стал запуск национального туристского портала Russia.travel. Мы с ними начинаем активно работать, уже подготовлен контент для загрузки на портал. Я думаю, для продвижения нашего региона нам необходимо создавать свою уникальную интернет-площадку с мобильным приложением. Мы пока собрали и изучаем опыт других аналогичных проектов в регионах.

— Турбизнес иногда жалуется, что власть якобы на них не обращает внимания. Как департамент выстроил взаимодействие с турсообществом? Уже встречались?

— Можно отмахнуться от проблем бизнеса, зарыться в кипе бумаг, законов, но важно выстроить форму диалога, потому что туристическому сообществу виднее: они работают с туристом один на один и каждый день. Это тем более важно, что в России произошло качественное изменение структуры туррынка. За последние два года туристская отрасль пережила несколько серьёзных потрясений. Банкротство более 20 туроператоров, в том числе крупных игроков в сегменте выездного туризма, банкротство второго по размеру авиаперевозчика страны «Трансаэро», приостановка авиационного сообщения с Египтом, приостановка туристского обмена с Турцией.

С Общественной палатой мы начали взаимодействовать давно, неоднократно посещали их общественный совет по туризму, встречаемся на уровне заместителей председателей правительства на совместных совещаниях. К нам приходят десятки людей с предложениями - это и неравнодушные граждане, и крупные предприниматели. Мы выстраиваем конструктивный диалог со всеми. Это необходимо, потому что сфера достаточно противоречивая, сложная и без этого диалога рождается масса слухов, подчас очень далёких от действительности.

1 из 2

Сейчас мы готовим к запуску в социальных сетях официальные странички департамента, где будет выкладываться оперативная информация о департаменте. Не так давно мы встречались с порталом "ChitaTravel", это достаточно молодые креативные ребята. Очень конструктивно, уверен, удастся поработать с ребятами из проекта «Open Kodar», ребята просто заразили нас своей энергией, мы просто не могли остаться в стороне. Кроме того, сейчас мы начинаем активно работать с туристическими фирмами, с туроператорами, налаживать обратную связь.

Департамент начал свою работу 15 декабря с организации форсайт-сессии – мозгового штурма, на которой присутствовали десятки заинтересованных людей. Фактически начата работа по написанию стратегии развития туризма Забайкальского края. Это серьёзный, основополагающий документ, поэтому в ближайшее время будет создан экспертный совет по туризму при департаменте, в который мы приглашаем всех, кто заинтересован в развитии забайкальского туризма. Это будет рабочий орган по выработке конкретных решений. В него войдут представители туриндустрии, СМИ, общественники, предприниматели.

— Забайкалье в Москве уже стали узнавать? Или приходится объяснять, где мы вообще находимся?

— Ситуация стала меняться в лучшую сторону. Тут и близость к Китаю накладывает свой отпечаток, Москва тоже понимает, что не использовать этот ресурс- преступная халатность, 6 миллионов человек посещают Маньчжурию, практически у нас под носом.

«Дарасун» курортный — круче Байкальска

— Проект комплекса «Дарасун» — он, конечно, гвоздь этого года. Почему появилась такая идея?

— В 2015 году перед нами была поставлена задача консолидировать и обработать всю имеющуюся информацию по «Дарасуну» — концепции, предложения, из чего было необходимо подготовить инвестиционный проект. После этого состоялся ряд встреч с крупными федеральными инвесторами, позже достигли договорённости, что один из инвесторов заходит в «Дарасун».

Курорт славится уникальным целебным источником минеральной воды и своим горно-таёжным ландшафтом. Кстати, когда мы смотрели свойства и уникальность курорта, качество его воды, выяснилось, что она является второй по своим лечебным свойствам, первые - это Кавказские минеральные воды, а третья - Шмаковка в Приморском крае. Золотым стандартом, определяющим лечебные свойства воды, является высокое содержание в ней углекислоты — 3,2 грамма на литр и минеральных веществ – это более 2 грамм на литр. Так вот, в Дарасуне минерализация достигает 2,5 грамма на литр, углекислота до 3,6 грамма. Воды Дарасуна используются при болезнях кровообращения, нервной системы, костно-мышечной системы, органов дыхания, органов пищеварения, печени, желчного пузыря, эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. То есть, по объективным сведениям, мы вполне можем конкурировать с санаториями Кисловодска.

1 из 2

- И как он будет выглядеть?

Проект предполагает строительство курортного отеля с ресторанным комплексом, спа-зоной, реконструкцией дома культуры. Создание спортивно-досугового центра, водно-оздоровительного комплекса, включающего бассейн с минеральной водой, общая стоимость доходит до 2 миллиардов рублей, и 360 миллионов — это доля государственного участия на дорожную инфраструктуру. Основным преимуществом курорта является источник минеральной воды, лечебный климат первого ранга с высоким для рекреации климата, потенциальная близость к федеральной трассе, к Алханаю, плюс наличие разработанных маршрутов в Агинский дацан.

— Уверен, что проект рентабельный, и люди туда поедут? Успех можно просчитать?

— Это не то расстояние, которое может стать препятствием, если мы говорим о лечебном туризме. Когда человек знает, что эта вода ему точно поможет, то расстояние едва ли будет препятствием на пути к здоровью, тем более при развитой транспортной логистике.

В советское время количество посещений «Дарасуна» доходило до 18 тысяч человек ежегодно, сейчас эта цифра колеблется от 4,5 до 6 тысяч. Ежегодно мы видим увеличение количества посетителей курорта, но тем не менее на сегодняшний день та инфраструктура, которая находится на базе Дарасун, с учётом соотношения цена- качество играет не в пользу курорта.

— Сложно будет восстанавливать всё это или проще новое построить?

- Большинство объектов будет строиться заново, только часть будет реконструироваться. База по объективным причинам морально устарела – сегодня уже и требования населения серьёзно возросли. Одной уникальностью воды не заманишь, предложение должно соответствовать спросу. Но «Дарасун» будет общедоступным, гостиничные номера будут разной категории.

Хилтон в центре города и вежливые горничные

— Как и Хилтон? Отель этой сети в Чите — шутка?

— На самом деле ничего космического и сказочного в этом нет, просто хороший бизнес-проект. Ряд читинских предпринимателей запланировали строительство гостиницы в Чите, относительно небольшой по своим размерам в сравнении с Монбланом, и потребность такая есть. Инициатива пошла от них, мы поддержали их проект.

— Но почему Хилтон? Нельзя было просто построить новую гостиницу?

— Дело в том, что строительство такой гостиницы позволит вывести на новый уровень гостиничную индустрию Читы и скорректировать ценовую политику. Конкуренция только на пользу этой отрасли и вообще сфере услуг. Поэтому было желание строить под определённой маркой, с чёткими критериями отбора. У Хилтона есть несколько подразделений в зависимости от класса, и ведь никто не говорит, что в Чите будет пятизвёздочный отель - это будет бизнес-гостиница в категории Хилтон-Inn. В конечном итоге, наши предприниматели строят гостиницу по требованиям и стандартам сети.

Антон Тутов

— Найдено ли место для его строительства?

— Проект уже подготовлен, ключевой вопрос в земле. Построить-то несложно, вопрос — где? Например, улица Бабушкина не удовлетворит требование Хилтона, Амурская, Новобульварная тоже не подходит. И слухи о том, что якобы Хилтон возведут на территории Машзавода – тоже отпадают. Это должен быть самый центр, максимально близок к площади Ленина – таковы условия сети.

— А когда будет строительство?

— Об этом пока говорить достаточно рано. Я хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день мы говорим лишь о такой возможности, о чём и вышла информация в СМИ, но многие восприняли это как состоявшийся факт. Это в корне неправильно, и говорить об этом преждевременно. Всё возможно, в том числе, и сеть по независящим от нас причинам может отказаться от участия в проекте, но тогда мы будем искать другие варианты. Есть ещё множество иных сетей федерального и мирового уровня – не выйдет с одними, получится в другом. Руки не опустим.

— Соль в том, что надо привести инвестора. А как?

— Никто и не говорит, что Тутов придёт, щёлкнет пальцем и, как по волшебству, у нас будет куча китайских туристов. Нужна кропотливая ежедневная конкретная работа, с подготовкой, в том числе с расчётами финансовой успешности проекта, привести за руки и, если так можно сказать, показывать на пальцах, насколько эффективны будут его вложения - этим мы сейчас и занимаемся. Думаю, что порядка двух лет целенаправленной работы в сфере туризма позволит продвинуть Забайкалье, не только как туристический регион, но и увеличить доходную часть от туризма в бюджете края. Ранее туризм не развивался, он был событийным либо был направлен на выезд, а системной работы внутри не было. Если соотнести штат департамента, количество полномочий, функционала, возложенного на департамент, можно сказать, что это будет один из самых эффективных органов, тем более нашу работу очень легко посмотреть и проверить, она на виду.

В обществе, знаю, есть мнение, что у подобного рода амбициозных проектов розовое и весьма расплывчатое будущее, и надо заниматься более земными делами. Когда в СМИ публикуется информация о проектах типа Дарасуна, возникает определённый ажиотаж. Но никто не говорит о том, что на самом деле ведётся кропотливая ежедневная работа, как в части законодательства в сфере туризма, рамкам федеральных целевых программ. Сами представители туриндустрии называют ряд проблем, которые не дают принять высокий поток туриста по тому же Арахлею – это и высокая цена электричества, арендная плата за землю, и завышенная кадастровая стоимость. Сейчас мы подключились к проработке этого вопроса.

Также непросто обстоят дела и с МАПП Забайкальск, на него сейчас приходится достаточно серьёзная нагрузка, это связано прежде всего с нашим местным шоп-туризмом. Планируется перенаправить часть этого потока по железной дороге. Сейчас ходит пригородный поезд Забайкальск-Маньчжурия, и мы говорим в возможном продлении этой ветки до Краснокаменска, обсуждаем с китайскими коллегами вопрос, связанный с продлением широкой железнодорожной колеи до аэропорта в Маньчжурии. Для этого необходимы небольшие вложения со стороны наших партнёров, но зато это значительно сократит прохождение границы и займёт не более часа. Рассматривается возможность выделения отдельного прохода именно для туристов без большого багажа, для более быстрого прохождения границы, чтобы туристы, путешествующие ради туризма, налегке, не застревали на границе.

- А ты сам никогда не планировал из Забайкалья уехать?

Могу сказать, что на ближайшее время в мои планы входит, прежде всего, развитие туристической индустрии в нашем регионе. Этой работой активно буду заниматься, насколько хватит сил. Я коренной забайкалец, как и мои родители, и не думаю пока уезжать из региона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления