Бизнес Народная премия CHITA.RU «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Что происходит с рынком одежды в Чите

«Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Что происходит с рынком одежды в Чите

Эту сферу вскоре ждут перемены

«Cейчас очень много молодых дизайнеров, которые выходят на российский рынок и создают красивые модели»
Источник:

Предприниматель из Читы Галина Мещанова бизнесом занимается с начала 1990-х. Учитель русского языка и литературы тогда решила кардинально изменить жизнь. «Вся страна жила в ритме перестройки, ну и я решила перестроиться», — говорит она. Начинала, как и все в то время, с торговли на рынке, но быстро поняла, что нужно расти и выделяться. Поехала в Москву, Турцию, Европу, в том числе в Польшу и Италию, чтобы привезти в забайкальскую столицу модные и эксклюзивные вещи. Вскоре она открыла магазин EGOIST, который в 2024 году отметил 30-летие. В интервью «Чита.Ру» Галина Мещанова рассказала о том, как сфера торговли одеждой отреагировала на санкции, умеют ли мужчины самостоятельно выбирать себе наряды, с какими сложностями сталкиваются читинские предприниматели, а также о нововведениях на этом рынке, которые коснутся абсолютно всех.

Салон мужской одежды EGOIST в 2023 году вошел в топ-10 второй Народной премии CHITA.RU в номинации «Магазин одежды и обуви года».

Народная премия CHITA.RU — федеральный проект, который Shkulev Media Holding, городской портал «Чита.Ру», входящий в состав холдинга, и ассоциация «Забайкальское землячество» с 2022 года проводят при поддержке губернатора Забайкальского края, Фонда развития Забайкальского края и Быстринского ГОКа — ПАО ГМК «Норникель». Лучший бизнес города выбирали сами читинцы: лучших из лучших определили читательским голосованием.

«Главный плюс — видеть своих гостей, мужчин нашего города, красивыми, ухоженными, в нормальной одежде»
Источник:

Почему, когда вы открывали свое дело, не стали торговать китайской одеждой? Ведь до соседней Маньчжурии проще добраться, чем до Москвы, и тем более до Европы.

— Потому что это было у всех. Тогда Китай, конечно, первым вышел на рынок, он всегда в этих вопросах первый. Эта страна и сейчас очень много выставляет моделей. Доля китайских вещей в магазинах до сих пор остается огромной. Наша Поднебесная охватила товарами всю Россию, все города. Они прямо молодцы, у них стоит поучиться. Не уступают они и в качестве. Взять тот же Гонконг или Пекин. Там есть фабрики, которые отшивают на экспорт на весь мир. Не думаю, что сейчас стоит бояться китайской одежды, но всё равно, конечно, лучше выбирать качественную.

Никогда не думали расширить ассортимент товарами из Китая?

— В «Эгоисте» — нет. Просто наши гости привыкли, что здесь нет Китая, и я не хочу это менять.

В вашем магазине сегодня есть отечественные вещи?

— Да, у нас есть продукция и российская, и импортная. Сегодня всё стало намного проще в этом плане, не как раньше, когда тебе нужно лично доехать до каждого поставщика или фабрики. Сейчас можно сделать это удаленно или приехать на специализированную выставку в Москву или Турцию, где сразу заказать всё и оплатить. Но при этом, когда ты уже знаком со всеми фабриками, с которыми работаешь, ты начинаешь вести дела иначе и получаешь возможность самостоятельно корректировать модели одежды, перекраивать, выбирать всё, вплоть до материала.

Для забайкальцев можем делать вещи, например, более утепленные, более модные. Мы берем и итальянские модели — немного, но есть гости, которые любят именно коллекции из Италии. Верхнюю одежду вообще всю перекраиваем. Поэтому мое убеждение, что работать надо не на количество, а на качество.

У кого-то, возможно, сложился стереотип, что российская одежда не самого высокого качества. Так ли это сегодня?

— Это неправда, сейчас очень много молодых дизайнеров, которые выходят на российский рынок и создают красивые модели. Конечно, единственное, у нас наблюдается недостаток тканей в России. Это же прерогатива Турции, Китая. Ткани мы закупаем, фурнитуру тоже берем там. Но очень много талантливой молодежи. Я вообще считаю, что наша современная молодежь — она очень способная. У меня несколько разных рабочих коллективов, и в каждом есть молодые, креативные. С ними очень интересно.

Прогресс затронул и качество российской одежды. Технологии не стоят на месте, везде внедрена компьютеризация на производстве. И, конечно, мы можем конкурировать с европейцами. России просто надо дать больше возможностей для творчества, для развития, не зажимать молодежь, а давать им дорогу, открывать двери. Они будут создавать ТАКИЕ вещи!

Вы упомянули итальянские коллекции. Разве санкции не повлияли на ваш бизнес?

— Нет, потому что мы официально всё растаможиваем, нам нет разницы. Это никогда не запрещалось, даже в самое трудное время, завозить товары в Россию. Дороже получается. Но это всё нормально. Да, усложнилась логистика, но есть компании, которые этим занимаются. У меня голова на этот счет не болит, я вообще сейчас не касаюсь груза. То есть фабрика отгружает, передает перевозчику, который делает доставку, и я получаю товар в самом салоне. Нужно только вовремя оплатить таможню, тем более всё идет через расчетный счет, официально.

Санкции, честно, на нас не сказались. Конечно, в общей массе у всех были моменты, когда снижаются продажи, потом повышаются и так далее. Но если ты спокойно к этому относишься, ты работаешь, то всё равно остаешься в строю. Санкции, наоборот, больше стимулируют тебя к поискам новых идей, новых моментов. Русский человек привык перестраиваться.

И уход западных брендов из России никак не почувствовали?

— Мы же отшиваем в основном под своими брендами либо под брендами фабрик. Поэтому мы этой темы не коснулись. Мы не берем готовую продукцию, а делаем под заказ. Проблем нет. Продукция сразу сертифицируется, идет со всем пакетом документов.

Для меня моя работа — это в первую очередь творчество. Мы очень тесно работаем с фабриками, бывает, что и они со мной консультируются, спрашивают, зайдет ли на рынок та или иная модель. Что в ней нужно добавить, а что убрать? Какое сырье поставить, какой наполнитель? Это в верхней или костюмной одежде. А в обуви вообще мы сами подбираем, из какого материала изготовить подошвы, чтобы это было комфортно. То есть это полностью творческий процесс, он интересный. Не спекуляция.

Есть магазины в Чите, которые работают по такому же принципу — не перепродают готовое, а заказывают напрямую на фабриках? Насколько конкурентный этот рынок?

— Такое, конечно же, есть. Но я думаю, что, наверное, по фабрикам, с которыми работаем, мы не пересекаемся. Очень редко бывают совпадения с другими предпринимателями. Но каждый старается привезти в свой салон что-то достойное. Когда есть конкуренция, то это здоровая конкуренция. С большим уважением отношусь к тем, кто работает, ведь у нас предпринимателей не так много, даже в городе. Кажется, магазинов немало, но в основном нишу заняли одни и те же бизнесмены. Если молодые приходят, быстро уходят, мало кто задерживается, ломаются от сложностей. Это очень непросто на самом деле удержаться на плаву при таком количестве товаров и такой конкуренции.

Кроме конкуренции, что еще в Чите может отпугнуть начинающего предпринимателя? Может, цены на логистику в существующих условиях?

— Логистика действительно подорожала, но не так сильно. Основное — это наши налоги, конечно. С нас таможня берет, с нас за маркировки берут. Да, мы на УСН (упрощенная система налогообложения. — Прим. ред.), есть и патент (дает право на ведение определенного вида предпринимательской деятельности и уплату налога по льготной ставке. — Прим. ред.), но в конце года мы платим еще 1% сверху на эти налоги. И причем это в Забайкальском крае. Я знаю, что Бурятия очень лояльна по налогам. И знаю, что многие наши предприниматели сейчас регистрируются там и в других регионах. Потому что у нас налоговая нагрузка на предпринимателей очень высока. Неважно, в какой ты сфере работаешь.

У нас почему-то до сих пор не научились ценить предпринимателя. Знаете, как считают: «А, эти барыги». Но ведь это человек, который создает рабочие места, создает свое предприятие. Попробуй сам создай свое предприятие. Поставь всё, чтобы оно у тебя работало, продержись 30 лет — целую эпоху. И коллективы хорошие надо создать, обучать сотрудников постоянно — это очень сложная работа.

А вы никогда не думали уехать из Читы, вести дела где-нибудь в Москве?

— Мне и здесь работы хватает, и я не зациклена только на магазинах, есть и другой бизнес. Мне комфортно в Чите, здесь круг друзей, круг общения. Я забайкалка — выросла в Красном Чикое, родилась в Калганском районе. Поэтому у меня много друзей в крае. Наверное, ехать искать новое что-то надо молодым. А я очень люблю свой город, и мне иногда обидно за него, потому что хочется, чтобы в Чите было больше площадок для отдыха, для молодежи, больше парков.

Но при этом фабрик, где вы могли бы заказывать одежду, в Чите нет? Где ближайшая, с которой вы работаете?

— Ближайшая — это Москва. Есть фабрики и ближе, но столица всегда конкурирует по ценам с Сибирью. Я не знаю, почему так принято, чтобы в Сибири ставили цену выше. Почему-то не рассчитывают, что есть конкуренты, которые всё равно сделают цену чуть ниже. И разнообразие моделей предложат. А везти — особо нет разницы.

Как вы считаете, при развитии рынка одежды в России и нашем крае роль вещевых рынков сегодня снижается?

— Думаю, что рынки всегда были и останутся, потому что каждый человек ищет что-то дешевле, доступнее по своему карману. Но, если взять Европу, посмотрите: там сохранились небольшие, индивидуальные магазинчики, в которых ты всегда можешь найти что-то, чего нет ни у кого. И в котором комфортнее. К тому же сегодня на смену рынкам пришли большие торговые центры. Но там же всё одинаковое. Индивидуальность теряется.

Я очень люблю путешествовать, если есть свободное время, то всё — рванула куда-нибудь. И в поездках всегда захожу в небольшие магазины, салоны, наблюдаю за людьми, как они ведут себя, как они одеты. Нам надо еще многому учиться. Интеллигентности у нас в этом плане пока не хватает, особенно в Чите.

Желающих одеваться лучше, интеллигентнее, как вы сказали, наверняка с каждым годом становится больше?

— Желающих одеваться более эксклюзивно — да, искать какие-то свои индивидуальные модели. И это даже не говорит о том, что нужно известные бренды надеть на себя, но более стильную, качественную, современную одежду. К нам вот сейчас поступили модели, в которых брюки у костюмов очень широкие. Это настолько стильно смотрится, а берут зауженные. Я объясняю, что зауженные уже всё, уходят. То есть вы перестраивайтесь. Они отвечают: «Ну вы что!» К нам мода задерживаясь приходит. Но кто-то понимает, а кто-то нет. И остается с тем, к чему привык.

Количество гостей салона действительно только растет. Безусловно, растут и цены, но за последний год мы вынуждены были переписать ценники только один раз, когда рубль сильно обвалился. Рынок цен же мы тоже постоянно анализируем, чтобы оставаться конкурентоспособными, пытаемся их сдерживать. И наши гости — представители власти, бизнеса, иностранцы, в том числе из Китая, жители других городов, приезжающих в Читу, забайкальцы из районов края — конечно, всё чаще выбирают более качественную одежду. Более стильную, особенно молодежь. Готовы заплатить больше, но выбрать лучше. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Дешевые быстро из моды выходят, быстро разваливаются.

Вы предлагаете любую мужскую одежду, но не детскую. Не знаете, почему детские вещи порой дороже взрослых?

— Вот у меня тоже этот вопрос всегда. Я покупала ребенку вещь и обратила на это внимание. У меня нет точного ответа. Знаете, там используют те же ткани, требования к ним те же — например, использовать хлопок. Я думаю, проблема в том, что это малоразвитая ниша. Конкуренция небольшая. Значит, нужно создать бо́льшую конкуренцию, тогда цены на детские товары упадут. Но в моих магазинах их нет. В основном начинаются модели с 44-го размера, то есть уже со старшеклассников. Мы, кстати, каждый год одеваем одного выпускника детского дома в подарок. Это уже давняя традиция. Они сами выбирают, приходит представитель детдома, с ним мальчик. И мы полностью подбираем наряд. Вы представляете, сколько радости у него в глазах? И у нас тоже.

Считаю, что каждый предприниматель, уважающий себя, должен отвечать и на социальные запросы, заниматься благотворительностью в разных формах. Я думаю, у нас в городе очень много таких, многих знаю лично.

Расскажите о главных плюсах, которые вы отмечаете в вашем бизнесе?

— Главный плюс — видеть своих гостей, мужчин нашего города, красивыми, ухоженными, в нормальной одежде. Сейчас мужчины стали больше уделять этому внимание. Но сами они не умеют одеваться. Заходят и говорят: «Девочки, меня надо переодеть». И всё, коллектив подключается, старается. Это здорово. Даже идя по городу, я всегда обращаю внимание, как одеты мужчины.

А минусы?

— Есть не совсем минус, а скорее задача, которая потребует дополнительной работы и вложений. Сейчас это связано с ужесточением требований, связанных с полной маркировкой всех наших товаров.

Раньше не доводилось слышать о маркировках на одежде? Это какое-то новое требование?

— Изначально это коснулось всех меховых изделий, уже давно. Были введены так называемые КИЗы — контрольно-идентификационные знаки утвержденного образца. Это такой код, который отсканировал — и сразу понятно, чье производство, из чего сделано и так далее. На остальной верхней одежде затем появилась так называемая марка. Без нее мы не имеем права такую вещь продать. С 1 апреля вводится маркировка на всю одежду, вообще на любую. Мы уже начали маркировку рубашек, брюк, костюмов, блейзеров.

Я не знаю, как это будут вещевые рынки делать. Потому что теперь для исполнения требований требуется новое оборудование, сканеры, кассовые аппараты, специальные программы, чтобы всё было подотчетно и не было никакого контрафакта. Марка стоит 60 копеек. Вы представляете, вся Россия сколько купит таких марок?

Немаркированные товары ты не имеешь права у себя держать в магазине. Изымут как контрафакт. Еще и штраф могут выписать. Думаю, по многим предпринимателям ударит, не все готовы это делать.

При этом я считаю, что читинские предприниматели в любом случае сильные люди, чтобы работать и выстоять в существующих условиях. Своего рода закаленные, ими можно гордиться. И у меня в планах, чтобы дальше работать в Чите, одевать мужчин в красивую одежду и всегда быть открытой к чему-то новому.

Мы уже писали про другие компании, которые вошли в топ-100 Народной премии CHITA.RU: поговорили с преподавателем языкового центра Speak Free Ксенией Фишер, а также обсудили работу частных детских садов с директором детсада «Крошкин дом» Светланой Ивановой. Рассказали о магазине женской одежды melove — филиале иркутской сети шоурумов. Кроме того, описали историю семьи успеха семьи Гудратовых из Читы — они владеют «Туркменскими пирогами». И про ресторан быстрого питания Roket`s Diner, который отличается стилистикой американского придорожного кафе 60-х и космическим дизайном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления