Культура III Забайкальский кинофестиваль: Сливки пирога мирового кинематографа

III Забайкальский кинофестиваль: Сливки пирога мирового кинематографа

...фестиваль подобного уровня с приглашёнными звёздами, с сильной программой, привлечёт в ваш регион дополнительные ресурсы, и это будет очень хорошим поводом для дальнейшего развития региона в его культурной составляющей. Если кому-то удастся посмотреть

Через месяц в Чите в третий раз откроется Забайкальский кинофестиваль. Даже на первый взгляд обывателя, программа нынешнего киносмотра заставляет узнать, не открылась ли ещё продажа билетов, а после интервью с программным директором кинофестиваля Марией Безенковой хочется с 30 мая по 2 июня уйти в маленький отпуск под кодовым названием «Смотрю кино, не беспокоить». Уж очень всё соблазнительно: «стильная программа», «посмотрите все восемь фильмов — станете экспертом мирового кинопроцесса», «короткометражки — призёры международных кинофестивалей», а ещё «фильмы-концерты, фильмы-оперы» и многое другое.

- Мария, в каких ещё кинофестивалях вы были программным директором?

- Я работала в программной дирекции нескольких российских кинофестивалей, таких как Московский Международный кинофестиваль, где я работала в течение восьми лет в программной дирекции на разных должностях. Начинала — редактором каталога, потом работала в пресс-центре, потом с жюри ФИПРЕССИ и жюри российской критики. Кроме того, пять лет я была заместителем программного директора кинофестиваля «Окно в Европу», который ежегодно проходит в Выборге — это кинофестиваль российского игрового, документального и анимационного кино. Также я работала программным директором на международном ВГИКовском кинофестивале, была составителем программ на «Кинотавре» и Санкт-Петербургского международном кинофоруме.

- Есть ли у Забайкальского кинофестиваля единая концепция?

- Для меня было важно подобрать все программы, включая конкурсную, чтобы, с одной стороны, они соответствовали единой теме, тому направлению, которое мы избрали совместно с оргкомитетом — теме союза и созидания, а также затрагивала бы разговоры о вечных, нравственных ценностях: о семье как основе жизни. Соответственно, эта тема проходит через бОльшую часть отобранных фильмов. С другой стороны, для меня важно было подобрать фильмы, которые были бы интересны зрителю, для того, чтобы не делать фестиваль ради фестиваля, а сделать фестиваль для зрителя, людей, которые бы пришли в кинотеатр и увидели такое, что затронуло их самих, каким-то образом изменило бы их жизнь или просто понравилось как хорошее кино. Если же говорить о формальных вещах, то выбор фильмов был обусловлен тем, что конкурсные фильмы должны быть новыми, вышедшими за последние два года, либо, если мы говорим о ретроспективных показах, чтобы они соответствовали той тематике программы, к которой относятся.

- Получается, что III Забайкальский кинофестиваль — фестиваль современного кино?

- Да, безусловно. Даже если мы говорим о программах, которые включают старые фильмы, то эти фильмы являются как бы началом разговора о новых фильмах. У нас есть программа «Возвращение», посвящённая фильмам из одной из бывших советских республик — Киргизии. Невозможно говорить о современном киргизском кино, не увидев то, с чего оно начиналось. Это фильмы 60-х - 70-х годов XX века: «Первый учитель», «Белый пароход». Эти картины стали основой для современных тенденций киргизского кино. Два современных фильма «Пустой дом» и «Похититель света» показывают эту преемственность.

- Мария, а современное кино — оно какое?

- Оно разное. Мне как раз хотелось в программах показать, насколько оно разное, чтобы не было зацикливания только на российском кино, или только на европейском, или американском. Разнообразие жанров, форматов, выразительных средств, которые предлагает нынешний кинематограф, позволяет в наших программах создать общее представление о современном мировом кинематографе, продемонстрировать те тенденции и тренды, которые существуют в мировом киноискусстве в целом. Поэтому в конкурсной программе у нас будут и американские, и западноевропейские, и восточноевропейские, и азиатские, и российские фильмы. Вообще в программах будет достаточно много азиатских картин, которые уже получили призы и признание публики. Это действительно зрительское кино, и мне очень жаль, что оно часто не доходит до российского зрителя. Разнообразие — это главное, что есть в современном кино.

- На прошлом кинофестивале зрителям не хватало в конкурсной программе русского кино, а хочется знать — какое оно современное

- По роду своей основной деятельности я занимаюсь кинопрокатом, а также являюсь историком кино. Поэтому я вижу, к сожалению, что наш зритель отвык от российского кинематографа. Для меня было очень важно подобрать такую программу из разного советского и российского кино, на которую бы пошёл зритель. Чтобы всё-таки не прерывались отношения между современным российским кино и современным российским зрителем. Очень часто современный российский зритель имеет условное представление о современном российском кино, и оно негативное, сформированное скорее телевизионной, а не кинематографической эстетикой.

- Какие, по-вашему, фильмы из программы третьего кинофестиваля нельзя пропустить, на какие стоит привести родителей, на какие — младших братьев, сестёр, на какие правильно идти компанией?

- Я, конечно, зову всех на конкурсную программу, потому что конкурсная программа концептуальная и если кому-то удастся посмотреть все восемь конкурсных фильмов, то этот человек станет экспертом в современном мировом кинематографе. Потому что это сливки с пирога мирового кино. Очень интересной получилась подборка документальных фильмов, которая включена в программу «Современная история, или история в современности». Это документальные фильмы, которые были сняты на территории Забайкалья, там участвуют жители забайкальских территорий. Это интересный взгляд режиссёров-документалистов, людей, которые умеют запечатлевать реальность, на ту среду, в которой вы существуете. В этих картинах есть объективный взгляд, разговор о людях, которые там живут, разговор о соседствующих территориях. Эта программа, на мой взгляд, будет особенно интересна для молодежи. Ещё хочу обратить внимание на то, что у нас будет монгольская картина «Люди с голубыми глазами: крайне мало подобного кино появляется на кинофестивалях, и это не просто такая экзотика, а это современное кино европейского уровня. Мне кажется, что его тоже будет достаточно интересно смотреть. Что касается традиционных программ, то интересной получилась подборка ночей короткого метра. Мы сделали её сплошь из призёров международных кинофестивалей, получивших зрительское признание. Обращаю внимание, что для возрастной аудитории, для людей, которые нечасто ходят в кино, мы подготовили отдельную программу «Лики Мельпомены». Это демонстрация классических проектов, таких как фильм-опера, фильм-балет, фильм-концерт на большом экране кинотеатра. То, что было в советское время, а потом исчезло, мы покажем в этой программе. Здесь будут самые известные, самые яркие за последние несколько лет произведения. Это «Богема» - фильм-опера, «Щелкунчик» в формате 3Д и фильм-концерт «Музыкальная Одиссея» с Дмитрием Хворостовским. На эти фильмы я зову всех мам, бабушек, вместе с дедушками и папами, чтобы они обязательно сходили. Этого вы нигде не увидите, это очень мощная программа.

- Поступают от забайкальцев заявки на участие в конкурсе короткометражного кино и киносценариев?

- Мы получаем очень много заявок на конкурс короткометражного кино, на сценарный тоже. У нас ещё конкурс продолжается. Осталось полмесяца. Но даже уже сейчас есть из чего выбрать, чему мы очень рады. Если кто-то ещё не подал заявку, пожалуйста, присылайте как можно раньше, потом останется мало времени для выбора, поэтому хотелось бы, конечно, посмотреть всех.

- Мария, как вы, в целом, оцениваете идею проведения кинофестиваля в Чите? От Москвы мы далеко, некоторые считают, что город не настолько достоин организовывать здесь что-то грандиозное?

- Здесь близость к Москве не имеет никакого значения. На мой взгляд, Чита, в данном случае, занимает удачное стратегическое положение, и как раз я для себя, когда формировала концепцию фестиваля, достаточно хорошо представила вот это самое отдельное место для вашего забайкальского фестиваля. С одной стороны, вы находитесь на территории России, и соответственно относитесь к европейскому мироосознанию, с другой стороны, вы живёте в окружении Азии и связаны серьёзными связями с подлинной Азией, не придуманной, древней, и сами корнями в эту Азию проросли. На мой взгляд, некий евразийский посыл, когда соединяется европейское сознание с азиатскими формальными элементами или наоборот, как раз этот перевёртыш — что есть Европа, что есть Азия — это может стать очень хорошей идеей, темой будущих забайкальских кинофестивалей. Для нашего третьего это уже стало большой такой темой. Мне как раз кажется, что фильмы подобраны очень разные, как раз, чтобы показать, что азиатское кино может быть европейским, и европейское кино может обладать азиатским потенциалом.

Кроме этого, мне кажется, что фестиваль подобного уровня с приглашёнными звёздами, с сильной программой, привлечёт в ваш регион дополнительные ресурсы, и это будет очень хорошим поводом для дальнейшего развития региона в его культурной составляющей.

- Получается, что наш забайкальский кинофестиваль может претендовать на отображение мирового кинопроцеса?

- Всё зависит от программ. На мой взгляд, конечно, может. Мировой кинопроцесс, мировые кинотренды, они на сегодняшний день точно неопределимы. Нет такого, как это было в 90-е годы, когда пять лет было модным иранское кино, в следующем году было модным югославское кино, а потом, скажем, румынское. Сейчас миром правит разнообразие, и есть возможность найти свою нишу. Чем раньше мы её займём, чем раньше фестиваль определится в своём едином направлении, тем больше именитых гостей и интересных фильмов каждый год будут появляться на экранах Читы.

- На прошлых кинофестивалях казалось, что порой внеконкурсные фильмы смотрятся гораздо сильнее конкурсных. Может такое быть?

- Я не хочу никоим образом судить программу предыдущего кинофестиваля. Вы должны понимать, что конкурсные фильмы отбираются двумя путями. Первый путь — когда отбираются чисто новые фильмы, что вышло в Европе или России, самое новое, и это становится конкурсной программой. Это вариант так называемого премьерного конкурса. Второй вариант — когда конкурсные фильмы подбираются в некой концепции, в общем понимании генеральной темы, генеральной линии. Тогда конкурс смотрится таким единым существом. Каждый фильм является частью мозаики, которую можно собирать. Я пошла как раз по второму пути, и мне кажется, что в этом году конкурсная программа очень-очень сильная. Все программы подбирались не по принципу — дайте нам только новое, а исходя из главенствующей темы фестиваля. Под каждую программу я писала небольшое пояснение, чему посвящена эта программа, и все фильмы соответствовали главной идеи той или иной программы. Соответственно, все они являются частью общей мозаики кинофорума . Я считаю, что уровень конкурсной программы в этом году очень и очень высокий.

- По какому принципу отбиралось жюри для третьего международного кинофестиваль?

- В этом году для нас было принципиально важно, чтобы были представлены и европейские, и азиатские, и российские специалисты в разных областях кинопроцесса. Председателем жюри любезно согласился стать Владимир Иванович Хотиненко, который, сегодня, безусловно, является лидером современной российской режиссуры. Это человек, который прекрасно знает что такое современное российское кино, работает в нём, кроме этого, он блестящий педагог, преподаёт во ВГИКе и на Высших курсах режиссёров и сценаристов. Кроме того, за свою долгую творческую биографию он проработал и художником, и сценаристом, снялся в нескольких фильмах как актёр. Он недаром стал председателем, это человек, который знает всё в кинопроцессе. Кроме него в жюри вошла блистательная актриса Ирина Алфёрова. Она будет оценивать фильмы с точки зрения актёрской работы, мы надеемся, что она найдёт достойных. Есть два иностранных члена жюри. Мяоянь Чжан - звезда современного азиатского артхаусного кино. Его картина «Чёрная кровь» считается началом «новой волны» в современной киноиндустрии и он один из тех, кто на мой взгляд, видит или предвидит будущее азиатской ветви кинематографа. Он интересный режиссёр и достойный кандидат для нашего жюри. Том Палмен — шведский кинодеятель, по-простому — фестивальщик, организатор кинофестивалей, человек, который организовал свой фестиваль в Упсале. Он занимается продвижением молодых кинематографистов и их фильмов по кинофестивалям Европы. Он очень хорошо разбирается в европейских трендах в кинематографе и очень положительно относятся к развивающемуся российскому кино. Жюри получилось у нас комплексное.

- Мария, сколько фильмов вы отсматриваете за год?

- Я попыталась начать считать, но не смогла. Для забайкальского кинофестиваля мною было осмотрено порядка 300 фильмов, это включая короткометражные. Что же касается вообще по жизни, если учесть то, что я киновед, мне даже страшно подумать, сколько их просмотрено за последний год.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления