Мусоросортировочный завод в Чите запустили с 10-й попытки, ранее сроки открытия сдвигались девять раз. О начале работы предприятия корреспонденту ИА «Чита.Ру» 11 апреля сообщила начальник отдела обращения с твёрдыми коммунальными отходами минприроды Забайкалья Тамара Микаелян.
«Вы понимаете, это эпохальное событие. Запустили завод, ёлки-палки! Это сколько пришлось потрудиться. [...] С 2017-2018 года такой долгострой», — сказала Тамара Микаелян.
По данным пресс-службы минприроды Забайкалья, компания «Автолидер» получила разрешение на ввод в эксплуатацию мусоросортировочного завода, расположенного в Чите по улице Сухая Падь, 11. Теперь отходы будут проходить сортировку, а часть из них – отправляться на переработку.
«Документ, разрешающий работу указанного объекта, был получен собственником завода 31 марта 2022 года. Напоминаем, что на протяжении длительного времени завод, который был построен в 2017 году, фактически не эксплуатировался. В мае 2020 года ООО «Автолидер» выкупило завод у бывшего собственника АО «ЗабайкалСпецТранс», — цитируют на официальном сайте краевого правительства слова Тамары Микаелян.
Специалист отметила, что объект был построен со множеством недочётов и отклонений от проектных решений. С 2020 года компания «Автолидер» занималась вопросом реконструкции завода и доведения его до нормативного состояния. Теперь на территории региона есть первый работающий мусоросортировочный завод.
Проектная мощность объекта составляет 100 тысяч тонн в год. Однако, учитывая, что он вводится в эксплуатацию с апреля 2022 года, на сортировку будет направлено около 70 тысяч тонн мусора. Вторсырьё, которое можно направить на переработку, будут отдельно накапливать, прессовать, а затем направлять в другие регионы. Инфраструктуры по переработке вторсырья на территории Забайкалья пока нет.
«Исходя из того, что процент отбора вторсырья на подобных объектах достигает от 7 до 15%, можно смело полагать, что за период с апреля до конца этого года около 7 тысяч тонн вторсырья можно будет отобрать и направить на переработку. А специальные баки, которые сегодня уже установили на контейнерных площадках Читы для раздельного сбора мусора, станут хорошим подспорьем для увеличения объёмов вторсырья, направляемого на переработку», — добавила Тамара Микаелян.
На мусоросортировочном заводе специалисты будут отбирать не только те фракции вторсырья, которые можно отправить на переработку (пластик, бумага, картон), но и различные утратившие потребительские свойства радиодетали, комплектующие от электроприборов и отработанные элементы питания (их захоронение запрещено).
Минприроды призывает всех жителей пользоваться контейнерами для раздельного накопления пластика и бумаги и помнить, что отходы 1-го и 2-го классов опасности и различные электроприборы запрещено выбрасывать в контейнеры. Их можно сдать в торговых сетях на переработку.
Журналист Чита.Ру Егор Захаров в 2016 году попробовал себя в роли сортировщика мусора на действовашем тогда заводе.
Запуск мусоросортировочного завода в Чите сдвинулся в 9-й раз в начале марта 2022 года. В январе начало работы сдвинулось в 8-й раз. Собственник завода, компания «Автолидер», не успела собрать все документы для подачи заявления на получение разрешения.
Мусоросортировочный завод в Сухой Пади в Чите построили в 2012 году, но из-за нехватки средств на монтаж техники запустили только в ноябре 2015-го. Через 9 месяцев его снова закрыли, и он простаивал до апреля 2017 года.
После года работы в тестовом режиме завод остановился в мае 2018 года. Позднее срок запуска мусоросортировочного завода в Сухой Пади в Чите сдвинули на декабрь 2021 года. Потом запуск завода обещали к концу декабря 2021 года, а затем перенесли на 1 января 2022 года.
Компания «АвтоЛидер» аффилирована с «Олероном+», наполовину принадлежит предпринимателю Геннадию Якушевскому. Последний владеет 32% «Олерона+». Также он в статусе владельца 32% компании ООО «ЗабДорСтрой» руководит этим ООО, которое постоянно выигрывает крупные контракты на ремонты федеральной трассы Чита — Хабаровск в Забайкальском крае. ООО «ЗабДорСтрой», в свою очередь, владеет 51% доли в уставном капитале «Олерона+». Ещё 17% «Олерона+» принадлежат ООО «Служба сервиса», которое полностью принадлежит Якушевскому.
Согласно официальным данным, убыток «Олерона+» в 2020 году составил около 67 миллионов рублей. При этом выручка в 2020 году достигла 942 миллионов рублей — это в семь раз больше, чем годом ранее. Основной подрядчик «Олерона+» на транспортировании твёрдых коммунальных отходов — как раз ООО «Автолидер», которое выиграло соответствующий запрос предложений от «Олерона+» в ноябре 2020 года. Сумма контракта, который действовал до конца 2021 года, составила 532 миллиона рублей.