Экология карточки «Олерон» останется, но в мусоре мы утонем. Поговорили с главой регоператора о долгах

«Олерон» останется, но в мусоре мы утонем. Поговорили с главой регоператора о долгах

Кредиторка компании превышает миллиард

Работа «Олерона» вызывает нарекания, однако что будет, если его работа остановится?

Компания «Олерон+» начала работу в качестве регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТКО) в Забайкальском крае 1 сентября 2018 года. Спустя почти 5 лет, в середине августа 2023 года, стало известно, что «Олерон+» готов остановить работу из-за долга регионального правительства в 168 миллионов рублей и даже забрать 7 тысяч контейнеров с улиц Читы. Такой радикальный шаг не оценили в краевом Минприроды, где заверили, что решать проблемы «Олерона» будут обязательно и, несмотря на блокировку счетов компании на 93,4 миллиона рублей, она не прекратит работу, а потом и вовсе опровергли, что власти Забайкалья должны регоператору. Отсутствие долгов подтвердил и первый заместитель председателя краевого правительства Андрей Кефер.

Редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов побеседовал с генеральным директором компании «Олерон+» Еленой Курдюмовой о том, что будет, если подрядчики, которым регоператор должен больше миллиарда рублей, перестанут идти ему навстречу, и чего «Олерон» на самом деле ждет от регионального правительства.

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 21 августа.

  1. Прекратит ли «Олерон» свою деятельность в Забайкалье
  2. Как сформировалась задолженность «Олерона»
  3. Кому должен «Олерон»
  4. Не занижен ли тариф за вывоз ТКО сейчас
  5. Что «Олерон» будет делать с долгом перед подрядчиками
  6. В каких районах может остановиться вывоз мусора
  7. «Редколлегия» с Курдюмовой
1

Прекратит ли «Олерон» свою деятельность в Забайкалье

— Сам «Олерон» как региональный оператор свою деятельность не прекращает и продолжает ее вести. Вся проблема в подрядчиках, которые занимаются транспортированием ТКО. На сегодняшний день задолженность перед подрядчиками-транспортировщиками и перед подрядчиками захоронения составляет 1,1 миллиарда рублей.

В Минприроды Забайкалья сообщили, что «Олерон+» не прекратит работать в Забайкальском крае, так как по соглашению он должен выполнять обязанности до 2028 года.

2

Как сформировалась задолженность «Олерона»

— В 2019 году был установлен тариф и нормативы, и региональный оператор «Олерон+» был вынужден работать по ним. Когда начали разбираться, оказалось, что тариф был экономически необоснованным на начальном этапе. Из-за всех разбирательств мы проработали на этом тарифе 2,5 года.

В крае установлен единый для всех тариф (стоимость одного кубометра мусора в денежном выражении) и норматив (утвержденный количественный показатель объема ТКО на 1 человека в месяц). Начисления производятся потребителям разных категорий — предпринимателям, юридическим лицам и населению. Начисление может быть как по нормативу, так и по объему контейнера. Последним пользуются юридические лица, чтобы сэкономить: они приобретают контейнер, делают площадку, и мусоровозы оттуда забирают мусор. Если возможности поставить контейнер нет, то потребитель привязывается к площадке многоквартирного дома и расчет идет по нормативу.

Для населения существуют нормативы «МКД (многоквартирный дом)» и «индивидуальные жилые строения». Размер платы устанавливается, исходя из тарифа, умноженного на годовой норматив и поделенного на 12 месяцев: частный сектор сейчас платит 77 рублей 79 копеек с одного прописанного человека, благоустроенный — 111 рублей 85 копеек с одного прописанного человека в квартире. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стоимость одного кубического метра отходов составляет 679 рублей 96 копеек.

— Так и сформировали этот долг перед подрядчиками, которые работают с вами по экономически обоснованным расценкам?

— Есть методика расчета. Чтобы объявить конкурс на транспортирование, региональный оператор делает расчет по этой методике. Он рассчитывает начальную максимальную цену, которая будет номинальной, устанавливает ее, дает в РСТ и Минприроды для согласования. Всё это согласовывается, и дальше уже начинаются торги, на которые может выйти любой, кто посчитал, что рентабельно возить, у него есть техника и так далее. Но в итоге никто не выходил на конкурс: никто из участников-транспортировщиков, которые у нас сейчас есть на постоянной основе, уже третий год, не захотел.

3

Кому должен «Олерон»

— А с кем вы работаете? Вы работаете со своими взаимозависимыми, насколько я понимаю, юрлицами.

— Они не взаимозависимые, это было раньше. Сейчас там изменился состав учредителей, поэтому сейчас мы работаем на взаимопонимании. Если бы все транспортировщики сейчас подали на меня в суд и получились исполнительные листы, всё, «Олерон» бы просто не смог больше вести свою деятельность.

У «Олерона» есть три основных подрядчика — ООО «Автолидер», ООО «Трансвей», ИП Соколов Д.А., они работают в девяти районах края. Первый из них — «Автолидер» — занимался централизованным сбором мусора в Чите до мусорной реформы.

Компания «Автолидер» аффилирована с «Олероном» и до 27 декабря 2022 года наполовину принадлежала предпринимателю Геннадию Якушевскому, который владеет 32% «Олерона+». Также он в статусе владельца 67% компании ООО «ЗабДорСтрой» и руководит этим ООО, которое постоянно выигрывает крупные контракты на ремонты федеральной трассы Чита — Хабаровск в Забайкальском крае. ООО «ЗабДорСтрой», в свою очередь, владеет 51% доли в уставном капитале «Олерона+». Еще 17% «Олерона+» принадлежат ООО «Служба сервиса», которое полностью принадлежит Якушевскому.

Единственным владельцем «Автолидера» с 27 февраля 2023 года является Лариса Логунова. Кроме того, ей принадлежат еще три организации, занимающиеся сбором неопасных отходов, — «Мехуборка Забайкалье» и убыточные «Эко-Гарант» и «Полигон-2».

Согласно открытым данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2022 года выручка «Олерона» составила 1,2 миллиарда рублей (на 14% больше, чем годом ранее), а чистый убыток — 101,3 миллиона рублей. Выручка же «Автолидера» составила 824,4 миллиона, чистая прибыль — 4,1 миллиона.

— Вы сформировали долг перед подрядчиками за 2,5 года?

— И за 2,5 года, и дальше при изменении тарифа. У нас есть индекс платы граждан, который не перепрыгнешь, и если бы в рамках инфляции нам устанавливали тарифы, то сколько бы мы сейчас платили за жилье, это баснословные деньги. Поэтому индекс платы граждан сдерживает, и у нас инфляция превышает этот индекс.

4

Не занижен ли тариф за вывоз ТКО сейчас

— Сейчас тариф экономически обоснован, претензий к нему нет. Мы просто долго этого добивались. В июле 2022 года у нас пошел рост тарифа. Но есть нормативы, и с ними тоже непонятная история. Мы работали по нормативу, который низок даже по Дальнему Востоку и ближайшим регионам. Мы не знаем, как он был принят, на основании чего. Но мы начали добиваться того, чтобы этот норматив пересмотрели.

Муниципалитеты провели четыре сезона замеров, как положено, мы в качестве наблюдателей только предоставили емкости, весы, неделю ездили по всем потребителям, районы определенные были назначены, и неделю у каждого забирали. Если у тебя баночка, то, значит, баночку забирали.

Провели эти замеры, данные все передали в РСТ, и по факту получилось, что у нас колоссальная разница. Например, если мы возьмем сейчас то, что у нас есть, для ИЖС: сейчас установлено 1,307 кубического метра в год на одного человека, а по замерам — 2,61 кубического метра на одного человека, то же самое с МКД: сейчас это 1,97 кубического метра на человека в год, должно быть 3,56 кубического метра.

При этом в отчетах РСТ есть разница между тем, сколько мы начислили в год, и тем, какой объем транспортирован, она составляет 518 тысяч кубических метров. Если перевести в деньги, то это недоначисленных, но транспортируемых отходов на 315 миллионов, а мне-то подрядчик выставил эти объемы. Я их где должна взять? То есть нехватка в этом плане: заложенных в нормативе объемов недостаточно для того, чтобы мне с ними рассчитываться 100%.

5

Что «Олерон» будет делать с долгом перед подрядчиками

— У вас сейчас долг перед контрагентами — миллиард, очень условно. Что вы делать собираетесь?

— Даже если я соберу всю дебиторку (то, что должны регоператору население и юридические лица. — Прим. ред.), которая сейчас составляет 850 миллионов, я не смогу погасить полностью задолженность.

— А у вас какой процент собираемости?

— Сейчас уже общий процент — 90. Причем у юрлиц 100% оплата, а у населения 75%, последний раз было 86%.

— Вы как вытягиваете дебиторку?

— Только через суд. Но эта система работает только в плане получения судебного приказа, а в плане получения денег обратно это очень долгий процесс.

— Вы его доводите периодически до конца?

— Уже есть те, кто полностью рассчитался. Мы из отработанной дебиторской задолженности 200 миллионов уже получили, но мы их получили-то за два года, это длинно всё происходит.

— Что вам правительство говорит?

— У нас финансовый результат сложился за 2022 год — 189 миллионов задолженности по основному виду деятельности. В 2022 году мы еще получили субсидию в 92 миллиона из регионального бюджета, скажем так, на оздоровление. Нам на тот момент этих денег было достаточно для того, чтобы дальше транспортировщики могли работать и погасить задолженность по налогам.

Мы проработали год. Теперь у нас получается, что мы приходим в правительство, но не видим результат, нам не говорят ни нет, ни да. Сейчас Министерство природных ресурсов разработало мероприятия. Мы надеемся, что они всё-таки согласуются и будет финансовое оздоровление. Если его не будет, то налоговая задолженность транспортировщиков 106 миллионов, то есть в любом случае мы еще сможем какое-то время проработать на том, что в запасе есть, ну а потом просто всё встанет.

— Я правильно понимаю, что вы говорите о сумме на финансовое выздоровление. Это по большому счету субсидия или выпадающие доходы. Если вам правительство их возмещает, вы рассчитываетесь со своими подрядчиками, они рассчитываются с налоговой, счета разблокируются, хозяйственная деятельность стабилизируется, и дальше работаем, но вообще этот норматив надо менять.

— Да, по нормативу нам сказали, в правительстве понимание есть, но, опять же, у нас сейчас начинается тарифная сессия на 2024 год, соответственно, применение и увеличение этих нормативов, и то не в полном объеме, как мы предлагаем, произойдет не за один год, это на 3 года растянется. А они-то нужны сейчас.

— То есть у вас 3 года будет копиться эта дебиторка?

— Да, она дальше будет копиться — и кредиторка, и дебиторка, соответственно.

— И региону дальше будет необходимо покрывать эту разницу.

— По сути, получается так. Мы не исключаем возможность каких-то еще регоператоров, мы же сейчас играем по правилам, которые установлены в Забайкальском крае: есть один оператор, но может быть их и несколько. Но у нас же видите, какой район непривлекательный, например, отдаленные районы, там ветки очень длинные. Какой тариф там будет для населения? Это социальное напряжение, и здесь от выпадающих доходов уже никуда не деться.

6

В каких районах может остановиться вывоз мусора

— Сейчас, если не разрешится ситуация с финансированием, останавливаются районы, прежде всего, те, где реально заберут технику, это девять районов, где техника в лизинге, заплатить они их не смогут, есть тоже задолженности по лизингам, соответственно, технику будут изымать, там 15 единиц. Это Борзинский, Агинский, Краснокаменский, Могойтуйский, Нерчинско-Заводский, Карымский, Нерчинский, Шилкинский и Улётовский районы, прежде всего.

Там, где это возможно, на те средства, которые есть у транспортировщиков, что-то будет продолжать работать.

— То есть вы находитесь в режиме ожидания? Вы ждете, что вам скажет правительство?

— Да.

— И вы не понимаете пока, чем это закончится?

— Нет.

— И вы не собираетесь останавливаться, но если технику заберут, то будете вынуждены в этих районах остановиться?

— Конечно.

7

«Редколлегия» с Курдюмовой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления