Образование Экс-министр образования края Томских — о зарплатах учителей: оптимизация не решает проблемы

Экс-министр образования края Томских — о зарплатах учителей: оптимизация не решает проблемы

Бывший министр высказался после отчета Минобра

Андрей Томских

Андрей Томских — бывший министр образования края, который покинул свой пост в 2020 году из-за открытых конфликтов с губернатором Александром Осиповым. Томских работал и при Наталье Ждановой, и даже при Константине Ильковском — предыдущих губернаторах региона. Экс-министр остался работать в сфере образования — сейчас он в ЗабГУ и продолжает комментировать разные ситуации, которые в этой сфере складываются. Недавно он был в проекте «Чита.Ру» «Редколлегия», где рассказывал о том, почему из региона уезжают учителя. В этот раз Томских высказался после публичного отчета Минобра края за первое полугодие 2022 года.

На отчете глава ведомства Татьяна Клименко рассказала о неэффективных тратах в сфере образования на общую сумму 2,3 миллиарда рублей. Среди этих трат — оплата административно-управленческого и прочего персонала и другие расходы, которые возникают из-за большого числа малокомплектных школ (их сливают с крупными школами в районах), размещения учреждений в нескольких зданиях и неиспользуемых площадей в связи с сокращением численности школьников.

Тезис первый. Деньги на повышение зарплат нужны до оптимизации, а не в результате нее

Андрей Томских считает, что оптимизация не поможет решить проблему с зарплатами учителей — они по-прежнему низкие не только на уровне края, но и в сравнении с другими регионами.

— Тема оптимизации расходов во всех областях социальной сферы возникла в 2014 году. Эта история связана с указами президента от 2012 года — майскими указами. Одним из инструментов повышения зарплат учителям, медикам и прочим бюджетникам была как раз оптимизация расходов. Михаил Лазуткин тогда занимался этим в медицинских учреждениях, так же было в школах, так же — в культуре. У нас есть подписанное соглашение еще во времена Ильковского. Есть план оптимизации ежегодный, он периодически рассматривается, приезжает комиссия Минфина РФ — смотрит резервы (которые, как они считают, у нас есть). И поэтому те цифры, которые они называют, мне знакомы.

Я 7 лет работал в министерстве и застал все эти периоды. Они говорят о том, что образование Забайкальского края потребляет лишние ресурсы. Наш Минфин считал, что это 3–3,5 миллиарда в год — это те ресурсы, которые можно было бы перенаправить в другие сферы. Например, в медицину. Но здесь проблема вот в чём, и Клименко (действующий министр) об этом говорила — у нас большое количество малокомплектных школ, их около 300. Есть нормативы наполняемости классов, еще чуть ли не с советского периода: в городском классе — 25 человек, в сельском — 20 человек. И когда из Москвы приезжают, они начинают нас сравнивать с кем-то: вот у вас наполняемость классов где-то 11 человек в среднем по региону, а в сельской — семь человек. При этом у нас достаточно школ, где наполняемость в классе еще меньше — два, три человека сидит. И с этим ты ничего не можешь сделать.

Тезис второй. Если сокращать количество малокомплектных школ, то деньги всё равно придется тратить — на подвоз и сопутствующие оптимизации расходы

Есть инструмент подвоза — на школьных автобусах детей развозят по крупным школам. Таких маршрутов сейчас 324, около 8 тысяч детей ежедневно отправляются в такие поездки. Но это тоже затратно. Но хорошо — мы не тратим на коммуналку и прочие расходы. И начиная с 2014 года таких волн оптимизаций было несколько — и школы оптимизировали, делая их подразделениями более крупных школ, и автобусы запускали, и сокращали количество заместителей и самих директоров в этих школах.

Но где-то с 2018 года я постоянно находился под давлением и губернатора Забайкальского края Александра Осипова, и Минфина края — они требовали дальше оптимизировать.

«Невозможно оптимизировать 3 или 2 миллиарда без хирургических вмешательств»

Придется закрывать школы или детские сады — ты не можешь в трехэтажной школе топить два этажа, а один не топить. Если оптимизировать за счет кочегаров и прочих работников, то нужно опять же вложиться: поставить какие-то котлы и так далее. А мы хотим просто всё оптимизировать сначала.

В аналогичной ситуации с медиками наш полпред Юрий Трутнев в прошлом году дал задание разработать другую схему решения проблемы нехватки врачей в ДФО, потому что нынешняя схема с оптимизацией сработала негативно — сегодня мы видим, что медиков массово не хватает. Я думаю, что предложение полпреда должно лечь и в решение проблем в сфере образования Забайкальского края.

Тезис третий. Подход к решению проблемы с зарплатами не меняется, и в этом тоже проблема

— Мне не очень нравится история «вы сначала оптимизируйте, а мы вам потом дадим денег на повышение зарплат». Дело не в целевых показателях, которые в регионе крайне низки. Дело в том, что мы проигрываем другим регионам по зарплате, и наши учителя убегают. Такая связка неприлично выглядит. Эти 2 миллиарда рублей — они их не найдут вдруг. Это всё рассказы нашего Минфина, который поддерживает губернатор. Я эти рассказы слышал много лет — ничего нового в них нет. Единственное, что может исправить ситуацию с зарплатами — это если Минфин России решит выделить дополнительные деньги. А такими методами, которые озвучила Татьяна Клименко, их не оптимизировать.

Почему повышение зарплат учителей — это критично важный вопрос?

Здесь разобраны причины, которые привели к застою сферы образования в Забайкалье. Если кратко, то из-за низких зарплат в школы не идут молодые учителя, а действующие сотрудники увольняются и либо меняют город проживания, либо сферу работы. Качество образования тоже страдает. Педагоги не мотивированы достигать каких-то успехов в обучении — в регионе даже нет финансовых ресурсов, которые бы позволяли премировать их за подготовку стобалльников ЕГЭ или победителей олимпиад. Учителя завалены документацией и лишней работой и получают в нагрузку различные внеклассные занятия — сейчас стали актуальными патриотические.

Дифференциация зарплат (разделение по квалификационным уровням и повышение размера ставки) — вот выход, который видят сейчас в Минпросвещения. Пока это пилотный проект, но вскоре его планируют запустить во всех регионах. Так должна решиться проблема низких зарплат, которая состояла не в стимулирующей части, а в основной. Именно базовые оклады должны быть высокими и обеспечивать учителям хороший уровень достатка безотносительно премий.

«Чита.Ру» в июле 2022 года проводило опрос учителей — большинство из них берут дополнительную нагрузку, классное руководство и индивидуальное обучение, 99% недовольны своей зарплатой.

Минобразования края не опирается на мнение на местах — это видно по отчетам. Краевое ведомство гнет линию федеральных властей и держит курс на оптимизацию, молится на обещанную дифференциацию и не пытается исходить из реальной ситуации в регионе. А она с кризисного 2015 года изменилась только в том, что учителям перестали задерживать зарплату из-за недостатка финансирования.

В июле администрация Читы опубликовала объявление о приеме на работу руководителей школ и детских садов, заявленная зарплата — от 30 тысяч рублей.

Министерство выполняет плановые показатели и старается найти способы остановить отток кадров. Но реальная картинка не бьется с позитивным планированием в ведомстве. Плюс планирование это рассчитано на годы вперед, но никто не может уверенно сказать, сколько нужно ждать забайкальским учителям, чтобы их зарплата стала достойной.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления