«Чита.Ру» разыскивает лучшие рестораны и кафе Читы, чтобы вручить им «Народную премию». До 16 августа на специальной странице сайта мы принимаем ваши отзывы о заведениях города. Расскажите нам, кто достоин награды!
Мы провели в соцсетях небольшой опрос среди наших подписчиков, чтобы узнать, как они выбирают для себя кафе или ресторан. Также мы поговорили с людьми, которые владеют заведениями общепита и в них работают.
Первое, на что смотрят посетители, — чистота, интерьер, меню (цены тоже важны) и запах в заведении. Что касается в целом любого заведения общепита, то большинство считают самым важным вкусную еду. Но кое-кто таковым отметил внимательность персонала, красиво поданные блюда и эстетику во всём.
На вопрос о том, с какими минусами заведения читинцы готовы смириться, некоторые ответили, что это долгое ожидание блюд, не очень хорошее обслуживание, отсутствие детского меню и горячей воды в санузле. Однако многие сказали, что не будут мириться ни с чем: «Я плачу деньги, мне нужен сервис».
Список признаков, которые заставляют людей сразу уходить из заведения:
«Недовольное лицо официанта или администратора — можно уходить».
«Грязный туалет и если плохо встречают».
«Посмотреть количество людей в зале, если нет никого — проходим мимо».
«Отсутствие вкуса в музыке и оформлении интерьера».
Еще посетители обращают внимание на запах, количество людей в заведении и отзывы. А кое-кто считает, что полагаться на мнение друзей и отзывы в интернете не стоит и нужно пробовать самому, так как вкусы у всех разные.
Бато Цыбенов, владелец сети кафе «Аян»:
— Наверное, надо смотреть, куда люди ходят, где их много. Трудно угадать, ведь где-то тебе не улыбнулись, но кухня хорошая. Всё зависит от того, как работает персонал, повара, — много факторов. Например, то, что лампочка где-то не горит, — не значит, что там плохо готовят. И, наоборот, если всё нормально, тебе улыбаются, то повара могут быть слабые, невкусно готовить. Надо смотреть на популярность, куда все ходят. Отзывы посмотреть можно, но их обычно пишут те, кто недоволен. Так что это личное дело каждого.
София, официант комплекса с караоке-баром и рестораном:
— В первую очередь при выборе места для отдыха мы с друзьями изучаем сайт заведения, читаем отзывы о нем и прочее. Далее смотрим меню, цены, обязательно узнаём условия посадки — есть ли депозиты или, например, нужно платить за вход. По приходе в само заведение первое, что оцениваем, это встречу гостей, потому что, к сожалению, в нашем городе немало заведений, где данное обстоятельство не считают важным, что не очень приятно. Далее обязательно обращаем внимание на чистоту, не то что бы мы ходим как Елена Летучая, но опрятный внешний вид зала сразу бросается в глаза. Огромное уважение выражаем заведениям, а именно — техническому персоналу за чистоту в уборных комнатах. К сожалению, чаще всего складывается так, что заведение мегапопулярное, там куча народа и грязи тоже не меньше.
Что касается обслуживания и расторопности персонала, то тут объективно не оценишь, так сказать, срабатывает профессиональная солидарность с коллегами. Всегда помним, что скорость обслуживания зависит от наполняемости помещения и количества персонала.
По отношению к кухне могу сказать так — если было невкусно, но приятное обслуживание, атмосфера (например, клуб), то я обязательно вернусь, но кушать в заведении уже не буду. Если мне понравится кухня, но не понравится обслуживание, то уже не вернусь.
Иван Кузнецов, владелец кальянной Smoking:
— Всё действует в совокупности. Должно быть и хорошее обслуживание, и качество. Потому что ты идешь хорошо провести время, вкусно покушать, то есть должно быть качество продукции. Обслуживание тоже должно быть на высшем уровне. У нас город маленький, все по знакомым спрашивают, где как получше. А так — заходишь в 2ГИС, смотришь отзывы, спрашиваешь у знакомых. В 2ГИС есть функция оспорить негативный отзыв, если фактически негативный отзыв неверный, его удаляют. Так что ориентироваться на такие отзывы однозначно есть смысл. А если у заведения много неоспоренных негативных отзывов, то стоит сделать вывод.
Я в первую очередь обращаю внимание на то, как встречают гостя. Это должен быть доброжелательный официант или хостес. Во-вторых, ожидание — когда к вам подойдут, ознакомят с меню, что-то подскажут. Иногда бывает, что придут и тут же второпях уйдут либо смотрят на внешний вид людей. Есть такая проблема в Чите, что молодежь официанты не хотят обслуживать, а если приходят взрослые солидные мужчины, то около них скачут. Эта позиция неправильная, каждый гость одинаково важен. Третье, на что смотрю, — чистота, то есть приходишь, за столик садишься — бывает, что там крошки. Или рядом какой-то мусор.
Самая главная проблема — кадры в общепите. Потому что хороших сотрудников очень мало. Это связано и с небольшими зарплатами, и с тем, что в основном молодежь работает. Но, опять же, всё от начальства идет. Кроме того, сейчас некоторый экономический упадок из-за санкций.
Никита, 10 лет работал барменом в разных заведениях:
— Самое главное всегда — это три вещи: обслуживание, вкус и атмосфера. Человек идет куда-то не всегда ради того, чтобы просто покушать. Многие идут для общения, компании, новых ощущений, знакомств. Иногда немалую роль играет пиар, если все говорят о заведении, то желание само собой появляется.
Дмитрий Трифонов, бар-менеджер нескольких заведений в Чите:
— Хоть я и работаю в этой сфере, но как человек я также обращаю внимание на одни и те же вещи. Когда появляется новое место, новый проект, обращаю внимание на дизайн, название, рекламу — на публичную сторону нового заведения. Считаю, что, если люди, занимающиеся новыми проектами, уделяют больше внимания дизайну, рекламе, значит, будут держать марку кухни и бара. То есть если не экономят на этих моментах, значит, они не экономят ни на чём. Хотя, бывает, конечно, обратная ситуация, когда люди делают плохо, но при этом находятся на всех билбордах.
Когда оказываюсь в этом месте, смотрю на качество посуды, стекла, поданных блюд, напитков, на знание своей работы официантов и барменов. В Чите сейчас люди стараются, но недостаточно, потому что всегда можно делать больше и лучше. Есть, конечно, ограничения из-за санкций с ценами на продукты, на алкоголь, экзотические фрукты. Сложно выстоять.
Есть моменты, когда появляются однотипные заведения. Если ты хочешь конкурировать, то гостя нужно удивлять. Тебе нужны знания, которые нужно искать на сторонних площадках, в другом городе, ехать учиться. Либо удивлять интересными сочетаниями и вкусами.
Я готов мириться, если официант не знает позиции меню, все-таки лицо заведения — это всегда кухня. Если кухня отличная, то вопрос времени, чтобы люди научились продавать эти блюда. Вопрос к персоналу всегда решаемый.
Виктория Леснянская, владелица кофейни «Капсула»:
— Как обыватель я обращаю внимание на освещение и на расстановку столов. Для меня это важно, пока я не заказала что-то и съела. Конечно, хотелось бы, чтобы не грубили, но официанты — это люди, они иногда устают, выгорают, они не обязаны улыбаться. Это не холоп и не раб, которого ты купил за 50 рублей чаевых и он обязан тебе делать всё, что ты захочешь. Официант — это посредник от повара до твоего стола, он должен принести еду, убрать, когда это необходимо. Это очень классная и одновременно тяжелая профессия. Когда мы только открылись, я первое время работала официанткой и поняла, что это очень тяжелый физический труд. И неблагодарный.
Я старалась создавать в своей кофейне атмосферу — чтобы было хорошее освещение, удобная хорошая мебель, интерьерные моменты, на которые можно обратить внимание, пока ожидаешь свой заказ. Кофейня может быть маленькой, с одним столиком, может быть с кофе навынос, но главное, чтобы был вкусный правильно приготовленный сбалансированный кофе.
В кафе всегда хочется чистоты, уюта, какой-нибудь изюминки, обслуживания, вкусной еды.
В Чите нет ресторанов. В моем понимании, в современном формате. К ресторану большие требования на самом деле — определенные размеры под кухню, под зал, требования к количеству персонала. Хостес, администратор, официанты, бармен, бариста — огромное количество людей должно быть. А не как у нас — один выполняет функции троих-четверых.
Для меня критерии выбора общепита — это в первую очередь чистота, удобное расположение, с парковкой. Бывает, что четыре круга сделаешь и не можешь встать. Уют, комфорт, в приоритете вкусный кофе. И люди. Они играют огромную роль. Я имею в виду персонал, я не люблю это слово, потому что они люди, хоть и выполняют работу за деньги.
Алена Тимофеева, бренд-менеджер «Чита.Ру»:
— Если я планирую мероприятие, то обязательно схожу на пробу в данное заведение. Не всегда там, где красивый интерьер, будет вкусно. Еще обращаю внимание на отзывы. Например, самый вкусный бурятский бухлер в позной в дацане — обслуживание «0», очередь, за столами могут сидеть сторонние люди (мест не хватает, люди подсаживаются друг к другу).
Обязательно, чтобы было вкусно и по цене более-менее доступно. Очень важно обслуживание, внимание официанта. В первую очередь всё зависит от повара, к сожалению, они меняются. Конечно, если это дорогой ресторан, а у нас их нет, должно быть обслуживание достойное. Настоящих критиков и рестораторов у нас нет. А просто раскритиковать можно всё на свете.
«Народная премия» — грандиозный конкурс на звание лучшего бизнеса Забайкальского края, который пройдет с июля по сентябрь. Церемония награждения состоится в зале филармонии 22 сентября. Ее ведущими станут Андрей Малахов и Наталья Шкулёва.
Организатором премии выступает «Чита.Ру» совместно с губернатором региона Александром Осиповым и Фондом развития Забайкальского края.
Сеть городских порталов Shkulev Media Holding, в состав которой «Чита.Ру» входит с октября 2021 года, устраивает «Народные премии» много лет в городах-миллионниках: Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, с 2022 года — в Челябинске и Красноярске. А теперь и в Чите.