«А дайте лимонад "Ключи"». Произносили хоть раз эту фразу в магазине, будучи маленькими? Подрастая, читинцы уже могли просить пиво «Ключи» в том же магазинчике у дома. Завод «Читинские ключи» быстро реагирует на повестку и в 2022 году запустил новый напиток — ответ западной Coca-Cola. Первая партия вышла 5 октября, а на вторую через пару дней позвали журналистов — хвастаться и угощать. Мы посмотрели на зародыши бутылок на заводе, насладились промышленными шумами и попробовали «Ключи Cola» почти всей редакцией. Дегустация вышла неоднозначная.
Замдиректора «Читинских ключей» Данил Гареев рассказал, что новую газировку разрабатывали три месяца. Дегустационная комиссия выбирала разные вкусоароматические смеси, пробовала напиток и делилась впечатлениями:
— Дегустационная комиссия действует не постоянно, это просто люди разного пола и возраста, разные работники завода, торгового дома, их дети. Две дегустации проходили в одном составе, затем следующие две — в другом. Так делают, чтобы охватить максимальное количество потребителей. Была отдельная детская дегустация. Именно благодаря детям «Ключи Cola» стала слаще. В классической содержание сахара — примерно 9,8 грамма на литр, у нас — больше.
Более сладкая и менее газированная, чем обычная кола: читинский производитель решил уменьшить количество углекислоты в напитке вдвое. Первую партию выпустили в соответствии с ГОСТом на газированные напитки: это 4 грамма на литр. Следующую немного сильнее насытили углекислотой, однако до пузырящейся западной колы далеко. Так что напиток подойдет тем, кому всегда приходилось оставлять стакан, чтобы сошла пенная шапка.
На заводе выпускают 4 тысячи бутылок в час. Работает он 22 часа в сутки в две смены. А в сезон, который длится с апреля по август, «Читинские ключи» переходят на круглосуточную работу.
— Завод выбрал вкусоароматическую смесь, которая полностью основана на натуральных компонентах. Хотя производитель зарубежный, но его заводы находятся в России. Так что можно сказать, что «Ключи Cola» полностью изготавливается на отечественном сырье, — рассказал заместитель министра экономического развития Забайкалья Денис Рысев.
Данил Гареев, отвечая на вопрос журналистов о безопасности нового напитка для детей, объяснил, что продукция завода проходит два вида контроля качества:
— Партия исследуется в нашей лаборатории и в Центре гигиены и эпидемиологии Забайкальского края.
Специалисты рассказали, что пока продаваться новая газировка будет в Чите и по Забайкалью, однако планируется расширить поставки по всему Дальневосточному федеральному округу.
Редакция «Чита.Ру» пробует «Ключи Cola»
С презентации на заводе мы утащили пару бутылок и разлили по кружкам в редакции.
Корреспондент Мария Буренкова:
— Кола от «Читинских ключей» на вкус и запах — как смесь колы и лимонада «Дюшес» от тех же «Ключей». Самое неприятное — есть яркий привкус плесени. Навевает мысли о старом подвале. В детстве я очень любила «Крем-соду» этой фирмы, потому что она сладенькая. А сейчас вообще не пью газировку.
Фотограф Олег Федоров:
— Нормально, пить можно. На обычную она не похожа, но, в принципе, вкус колы есть. Не могу понять, какое у нее послевкусие — оно интересное.
Редактор Егор Захаров:
— Если коротко, то это «вкус разочарования». Напитки «Ключей» мне в целом нравятся, а еще больше нравилась читинская «Астро-Кола», больше даже, чем оригинальная. С «Ключи Cola», увы, не так.
Первым впечатлением почему-то пришли мысли о погребе с картошкой. Показалось, что в новом напитке есть похожий аромат. Вкус, как по мне, ненасыщенный, из-за чего кажется, что в бутылку долили воды. Кроме того, на зубах появляется странное ощущение, будто с них постепенно слезает эмаль.
Редактор Варвара Лебедева:
— Достаточно сладкая, поэтому много я не выпью, так как не люблю сладкие напитки. Однако не приторная. Мне нравится, что она слабогазированная. На запах я вообще не отличила бы от обычной колы, вкус немного отличается, но он для меня приятен. Никаких посторонних запахов и ароматов не почуяла, как ни старалась.
Корреспондент Дарья Кливенкова:
— Я до сих пор не могу вспомнить, на что похож вкус «Колы». Мне кажется, я что-то подобное пробовала. Может быть, это был «Холодный чай». Но совершенно точно напиток на Coca-Cola не похож.
Главный редактор Екатерина Шайтанова:
— Самой вкусной продукцией «Читинских ключей» в моем отрочестве было пиво «Жигулевское». И еще лимонад. Потом уже всё было не то.
Фотограф Ксения Зимина:
— Вкусно, на обычную колу похоже. В общем-то все эти другие похожи, но немного отличаются. Мне в запахе чудится лимон. Наверное, так даже лучше — если делать коктейль, то можно лимон не добавлять. И не сказала бы, что «Ключи Cola» слаще обычной.
Независимый эксперт из народа:
— Вкусно, сладко, странное послевкусие — как от напитка «Черноголовка Байкал», но не такое сильное, на оригинальную колу очень похоже.
Во время экскурсии по заводу замдиректора Данил Гареев сказал: «Если делать такой же вкус, то Coca-Cola можно разорить. А мы хотим делать свое, расширять рецептуру».
Возможно, если бы новый напиток не пропагандировался как замена коле, то он бы больше понравился народу — не было бы желания сравнивать и искать недочеты. Возьми тот же «Тархун» или «Байкал». У них довольно своеобразный вкус, но любители этих газировок годами их покупают, придумывают с ними коктейли или пьют чистыми. Так что и «Ключи Cola», скорее всего, понравится многим. Я бы убрала из названия отсылку к Западу, но я не маркетолог, поэтому могу ошибаться.
«Читинские ключи» принадлежат Валерию и Ивану Нагелям. Кроме этого комбината, они владеют барами сети «Пивной квадрат», рестораном «Забайкалье», племенным заводом «Комсомолец» в Чернышевском районе, ООО «Мир» (производство кирпича и строительных изделий), небольшими агрофирмами и другими компаниями. По данным сервиса «Контур.Фокус», всего действующих организаций, в которых учредителем и участником является Иван Нагель, по совместительству депутат Заксобрания Забайкальского края, — 21. У Валерия Нагеля их 27. ЗАО «Читинские ключи» образовано в 1996 году, выручка компании за 2021 год составила 550 миллионов рублей, чистая прибыль — 10,1 миллиона рублей.