Город интервью Продажа Удокана, кризис истфака, безликий состав гордумы - политолог Олег Кузнецов в рубрике «Гость портала»

Продажа Удокана, кризис истфака, безликий состав гордумы - политолог Олег Кузнецов в рубрике «Гость портала»

«Это не только авторитарный характер господина Михалёва, но и отсутствие лидерских качеств у многих депутатов городской думы. Изменить эту ситуацию можно - просто не голосуйте за тех, кто не оправдал вашего доверия».

Профессор ЧитГУ, президент общественно-политического клуба при губернаторе Забайкальского края, политолог Олег Кузнецов, поклявшись, что он не агент отечественных и зарубежных спецслужб на Конституции, Библии и Коране, ответил на вопросы в «Госте портала» «Чита.Ру».

О наших ненаших полезных ископаемых

- Забайкалье представляет собой уникальный по обилию природных ресурсов регион и прежде всего - по запасам полезных ископаемых. К сожалению, истоки нынешней ситуации закладывались ещё в советское время, и в постсоветский период на протяжении нескольких десятков лет региональная власть периодически говорила о необходимости разработки полезных ископаемых, как об основе поднятия экономики и, как следствие, социальной сферы Забайкалья. Последний раз мы наблюдали это два года назад, когда вновь заговорили о необходимости разработки Чинейского полиметаллического месторождения, Удоканского месторождения меди, Апсатского угольного месторождения, юго-востока Забайкалья. Назову для примера порядок цифр: так затраты на реализацию мероприятий по подготовке Чинейского месторождения к освоению за период с 2004 по 2009 год оцениваются в 55 миллионов долларов США. Известный олигарх Алишер Усманов, получивший право на разработку Удокана, заявлял о планах вывести на рынок комплекс мощностью 474 тысяч тонн меди уже в 2016 году, потратив на это 4,2 млрд. долл. Очевидно, что таких средств в краевом бюджете нет и быть не может. И дело не в личности человека, который смог бы решить эту проблему, а в федеральной бюджетной политике. Так, например, от продажи Удокана, расположенного на территории Забайкалья, федеральный бюджет получил 15 миллиардов рублей, а Забайкальскому краю при этом не досталось ни копейки. Мне бы очень хотелось, чтобы планы по освоению недр Забайкалья были реализованы в кратчайшие сроки. Однако, как реалист, я понимаю, что за короткое время этого сделать нельзя. Кардинального изменения не будет до тех пор, пока не будет пересмотрена федеральная политика и федеральное законодательство в отношении распределения доходов от эксплуатации недр.

О гордуме

- Я избирался депутатом читинской городской думы III созыва, и даже был избран своими коллегами председателем постоянной комиссии по социальным вопросам и развитию местного самоуправления. Одним из важных уроков, который я вынес из работы в гордуме заключается в том, что если кто-то берётся за серьёзную и важную для всего города работу, то он должен иметь для этого соответствующую подготовку и должен работать на профессиональной основе. Серьёзно, изо дня в день, заниматься решением проблем города с населением 300 тысяч человек невозможно «в свободное от основной работы время». Представьте себе на минуту, что мэр Читы, его замы, начальники управлений и отделов городской администрации появлялись бы на рабочих местах «в свободное от основной работы время». Возможно, рядовые депутаты могут совмещать работу в думе с ведением своего бизнеса, со службой или работой по найму. Однако руководители профильных комитетов и комиссий должны выполнять свою работу профессионально. Только в этом случае с них можно за что-то спросить. К сожалению, 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» фактически лишил возможности депутатов представительного органа серьёзно влиять на принятие управленческих решений и тем самым отставать интересы граждан. Сравнивая работу разных созывов Читинской городской Думы, могу высказать свое личное мнение. Нынешний состав самый безликий.

В составе нашей комиссии работали высокопрофессиональные депутаты, такие как доктора медицинских наук Намжил Цыбиков и Сергей Лобанов, главврач детской поликлиники Лариса Черняева, режиссёр нашего драмтеатра Николай Березин, Николай Назаров, долгие годы проработавший в областной администрации. Это была честь для меня работать в таком составе, и я горжусь тем доверием, которое оказали мне мои коллеги-депутаты, избрав председателем комиссии. Тогда в городе работали 11 социальных программ, связанных с развитием здравоохранения, культуры, образования, молодежи, физкультуры и спорта, и депутаты жестко спрашивали с администрации за исполнение этих программ. Именно тогда мы ввели практику открытых общественных слушаний, что сегодня закреплено в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наша комиссия широко использовала выездные заседания, когда мы обсуждали вопросы здравоохранения не в здании городской думы, а на местах, в роддомах, в больницах, поликлиниках. Сотрудничество со структурами администрации города также было довольно тесным, достаточно вспомнить, как плотно мы работали с комитетом образования города, с Натальей Ждановой, которая сегодня является вице-премьером правительства Забайкальского края. Думаю, что общая тенденция бюрократизации власти, фактическое доминирование исполнительной власти над представительной, и что не менее важно, отсутствие депутатов, работающих на профессиональной основе, - всё это является причинами того, что влияние городской думы на принятие управленческих решений существенно снизилось за последнее время. Однако, главным, на мой взгляд, является человеческий фактор. Это не только авторитарный характер господина Михалёва, но и отсутствие лидерских качеств у многих депутатов городской думы. Депутат по природе своей должен быть лидером, защищающим своих избирателей. В нынешней думе, на мой взгляд, лидеров как-то не наблюдается. Изменить эту ситуацию можно - просто не голосуйте за тех, кто не оправдал вашего доверия.

О Киргизии и Приморье

- Современное российское общество действительно серьёзно больно. Сам факт того, что подавляющее большинство жителей Приморья вынуждено жить за счет перепродажи и обслуживания продаж подержанных японских автомобилей – есть признак серьёзной болезни. То, что правительство пытается лишить жителей Приморья этого единственного источника заработка выбрасывая миллионы на поддержку заведомо неконкурентноспособной продукции отечественного автопрома – это так же признак серьёзной болезни. Легче всего, как это делает УВД Приморья, кивать на общество – дескать, оно же больное, а мы тоже часть этого больного общества, так и не с кого спрашивать. Однако даже в самом больном обществе выздоровление возможно лишь тогда, когда государственные органы (в том числе правоохранительные) будут следовать нормам законности. Только тогда они смогут требовать этого и от граждан. Лекарства от этой «болезни» давно известны, жесточайшая борьба с коррупцией, сокращение численности сотрудников правоохранительных органов с параллельным ростом зарплаты, техническое переоснащение, изменение системы подготовки сотрудников и абсолютная открытость в том числе в финансовых вопросах перед обществом. Так живут все развитые страны. Так можем жить и мы.

Три недели назад я как раз был в Киргизии, в Бишкеке, где участвовал в работе международной научной конференции, организаторами которой были Киргизская Академия Наук и Национальный научный центр Франции. Из бесед с научными сотрудниками Киргизской Академии Наук, да и просто с жителями Бишкека у меня сложилось впечатление, что во многом кризис был спровоцирован непродуманной политикой бывшего президента Бакиева. Тяжелая социально-экономическая ситуация и действительно существующие противоречия между узбекским населением и этническими киргизами на юге страны требовали неотложных мер, на которые правительство Бакиева было неспособно. Авторитарный стиль руководства, взяточничество чиновников его администрации, непотизм, полное игнорирование интересов населения послужили причиной социального взрыва. Ситуация в Киргизии – это проверка способности президента Медведева на принятие решительных мер. Москва, кстати, надо отдать должное, не молчит.

О высшем образовании

- Нынешнее состояние высшего образования и науки в России, на мой взгляд, близко к критическому. Достаточно посмотреть на позиции российских университетов в мировых рейтингах. По версии Global Universities Ranking, из 500 университетов мира: МГУ находится на 5 месте, МГТУ на 55, Санкт-Петербургский технический университет на 115-117, Московский физико-технологический университет на 176-178, МГИМО на 291-292, НГУ — на 362 месте. О забайкальских ВУЗах вежливо промолчим. Для сравнения, нагрузка американского или европейского associate professor, или по-нашему доцента составляет не более 200 часов в год. В России – это 850 часов. Однако самое главное – это отношения между администрацией вузов и преподавательским составом. Преподаватель не загружен бессмысленной работой как то заполнение журнала кафедральной нагрузки, составление бесчисленных отчётов, написание никому не нужных учебных программ и так далее. Сейчас в России идёт процесс перехода на двухуровневую систему высшего образования, предполагающую получение степени бакалавра по истечению четырёхлетнего срока обучения и еще два года для получения степени магистра (это уже подготовка к преподавательской и научной деятельности). Эта система довольно эффективно работает в странах Западной Европы и США, однако в нашей стране, то, что сегодня преподносится как переход на двухуровневую систему, скорее, является ее полной противоположностью. Вместо освобождения преподавателя от несвойственных ему задач, это ведёт к увеличению бумажной работы. Переход на двухуровневую систему, который предполагает большую самостоятельность работы студента не обеспечен ни необходимыми библиотечными ресурсами, ни свободным доступом к интернету. Ну и, конечно, при сегодняшнем уровне оплаты труда, когда доцент со степенью кандидата наук получает 12-14 тысяч рублей, не может быть сравним с уровнем доходов его зарубежных коллег. Так в США и странах Западной Европы средняя зарплата associate professor (доцента) в государственных вузах в зависимости от стажа работы составляет от 2,5 до 8 тысяч долларов (евро). В частных вузах, понятно, гораздо больше.

Уровень подготовки педагогических кадров в нашем регионе, на мой взгляд, пока ещё достаточно высок. Однако это во многом определяется тем, что основной состав ведущих преподавателей в читинских вузах сформировался еще в советское время. К сожалению, по моим собственным наблюдениям, качество преподавания в целом по Российской Федерации ухудшается. Мы постепенно превращаемся в страну «третьего мира». Сегодня, к сожалению, бюрократический стиль возобладал во многих высших учебных заведениях, и забайкальские вузы не исключение. Если взять, например, мой родной исторический факультет, то он всегда был самым сильным в педуниверситете. Я с благодарностью вспоминаю таких деканов истфака, как Михаил Константинов, Людмила Соколовская. Борис Семашкин. Сегодня, к сожалению, факультет сильно изменился, многие авторитетные преподаватели ушли, а нынешний декан в силу своей молодости и неопытности, как мне кажется, не имеет ни научного, ни административного веса. В результате, истфак находится в явном кризисе, в прошлом году из четырёх кафедр осталось всего две, на одной из них - кафедре политологии, которую я когда то возглавлял - с нового учебного года остаётся всего четыре ставки.

О «Единой России» и России

- Перемены в региональном органе законодательной власти я оцениваю крайне положительно. Я абсолютно уверен, что депутаты приняли единственно верное решение, освободив Анатолия Романова от занимаемой должности и избрав председателем Законодательного собрания Забайкальского края Степана Жирякова. Лично я знаю Степана Михайловича как хорошего руководителя и просто порядочного человека. Думаю, что в общественном мнении имидж регионального отделения партии «Единая Россия» от этого только выиграл.

Думаю, что в ближайшей перспективе партия «Единая Россия» останется доминирующей политической силой в регионе. Влияние КПРФ несколько возрастёт в связи со сложной социально-экономической ситуацией и ростом протестной активности граждан. Возглавив протестный электорат, КПРФ, естественно, вытесняет с этого политического поля своего конкурента ЛДПР, влияние которой, на мой взгляд, уменьшается, что связано и с уголовным делом в отношении одного из лидеров ЛДПР. Региональное отделение партии «Справедливая Россия» сегодня находится в серьёзном кризисе, частично обусловленном внутренними причинами, но преимущественно отсутствием финансовой и политической поддержки со стороны федерального руководства партии. Я бы также упомянул региональное отделение объединенной демократической партии «Яблоко», которое за последние годы существенно усилило свою активность в Забайкалье.

Зачем нужна Россия? Затем, что мир без России, без русской культуры будет неполным, обедневшим. Куда мы движемся? Движемся к будущему наших детей и внуков, и только от нас зависит, каким оно будет. Зачем живём? Каждый сам для себя определяет, для чего он живёт. Один для больших денег и красного мерседеса, другой для власти, прикрывающей его собственную ничтожность. Думаю, что большинство всё-таки живут Россией и для России. А для чего же ещё жить?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления