Город «Родом из Забайкалья» интервью «Родом из Забайкалья»: Посвящается «нашему городу и нашим возлюбленным»

«Родом из Забайкалья»: Посвящается «нашему городу и нашим возлюбленным»

Теперь дешевле слетать на Канары, чем приехать в Читу. Экономические проблемы растаскивают Россию на части.

Критик во всём. Не угадаешь, что может нравиться, а что нет. Свой особый неожиданный взгляд не только на кино - уже более 40 лет пишет рецензии на фильмы, - но и на сегодняшнее время, людей, города и страны. Уже совсем не читинец, не живёт здесь 40 лет. Приезжает редко. При этом утверждает, что патриот своего края. Как сам признаётся, «напросился» быть гостем третьего международного Забайкальского кинофестиваля. В «Родом из Забайкалья» кинокритик из Москвы Сергей Кудрявцев.

Сергей Валентинович приехал в Читу с багажом не только в 15 тысяч просмотренных им фильмов и со своей оценкой каждого из них, но и с двухтомником собственных рецензий. В этой киноэнциклопедии, а по-другому и не назовёшь, каждая лента имеет оценку от 0,5 до 10 баллов. Кинокритик признаётся, что многие читатели его книги выбирают фильмы для просмотра в зависимости от этой оценки. Смотрят то, что выше пяти баллов. А «десятку» Сергей Кудрявцев не ставил никому с 1997 года.

- Почему решили собрать рецензии в книгу?

Эту идею подали мне читатели. У меня достаточно большое количество постоянных читателей, которые не только читают, обсуждают и комментируют рецензии, но и выступают их инициаторами и вдохновителями. Именно читатели попросили собрать рецензии, публикуемые на сайтах, и создать такую книгу. Они же предложили присылать деньги на издание книги. С 2007 года я начал этот сбор. Конечно, добавлял свои средства. Эта книга является примером модного начинания, именуемого краудфандингом, то есть коллективным сотрудничеством людей, которые добровольно объединяют свои деньги, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Кстати, статья про краудфандинг есть в Википедии, и я там назван чуть ли не родоначальником этого дела в России. Издание книги, конечно, обошлось недёшево. Я не стесняюсь называть эту цифру, потому что ко мне обращаются другие желающие издавать. Конечно, многое зависит от объёма книги и тиража - мы потратили 35 тысяч долларов. Правда, выпустили сначала первый том, а затем уже второй. Издана книга хорошо, бумага отличная. Всё удачно.

Безногий, который учит других ходить

- Первые свои рецензии вы написали ещё в Чите?

- Да. В этом году исполнилось 40 лет с тех пор, как была опубликована моя первая рецензия в газете «Комсомолец Забайкалья» на фильм Александра Митты «Точка, точка, запятая...». Тогда же была напечатана рецензия на фильм «Урок пения» Наума Бирмана. Ещё писал рецензии на спектакли Читинского драматического театра. Все они были опубликованы в «Комсомольце Забайкалья» и «Забайкальском рабочем».

- Профессия кинокритика - редкая. Какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешным в этой работе?

- Я думаю, это своеобразный склад ума. Я только недавно это сформулировал, хотя интуитивно всегда понимал. Часто критиков обвиняют в том, что они критикуют потому, что сами-то ничего не могут создать. Можно услышать и прочитать в адрес критиков, что вы, дескать, не творцы, и разрушаете чужое произведение своим анализом. Ещё учась в школе, я прочитал на 16-й полосе «Литературной газеты» смешную фразу: «Критик — это безногий, который учит других ходить». А когда был уже на первом курсе ВГИКа, обнаружил другую фразу, как ни забавно, в методическом пособии по английскому языку. Там говорилось, что кинокритик помогает автору понять то, что он сделал. И дальше размышляя на эту тему, я понял, что критика – вроде как саморефлексия искусства. Искусство не может быть без критики, потому что всегда нужен такой сторонний взгляд некоего наблюдателя, человека, находящегося вне. Сами творцы редко могут проанализировать то, что они хотят сделать, а ещё реже - то, что они сделали. Всё нуждается в иной точке зрения. Я смею думать, что иногда случается взаимопонимание, происходит контакт с режиссёрами, которые порой прочитают рецензию и говорят: «Вы поняли этот фильм гораздо глубже, чем я замыслил».

- Это высшая оценка для кинокритика?

- Конечно. Но бывают и противоположные мнения. С какими-то режиссёрами я даже ругаюсь, препираюсь, дело доходит до оскорблений. Например, с Павлом Руминовым мы «грызлись» в интернете, а год назад он снял картину «Я буду рядом», и она получила главную премию «Кинотавра», а также присутствовала в конкурсе третьего Забайкальского международного кинофестиваля. Руминов после «Кинотавра» давал интервью и сказал: «Спасибо тем кинокритикам, которые несколько лет «долбали» за фильм «Мёртвые дочери», а теперь я изменился, многое понял». Я смею думать, что эти слова частично относятся и ко мне.

- Легче писать рецензии на хорошие фильмы?

- Конечно, я не люблю писать рецензии на фильмы, которые мне совершенно не нравятся, на скучные и неинтересные. Гораздо приятнее писать о картинах, которые эмоционально потрясают, обогащают духовно, заставляют размышлять, думать, анализировать. Мне иногда задают вопрос, о каких лентах я бы никогда не написал. Есть такие. В качестве примера я называю фильм — абсолютнейший шедевр - «Шёпоты и крики» Ингмара Бергмана. Когда я его посмотрел, я сказал: «Ну что я, обычный человек, могу об этом шедевре написать».

Кинокритик - боксёр

- Как создаётся рецензия? Есть какие-то секреты?

- Рецензию не пишут, она случается. Сам фильм диктует мои рассказы о нём. Когда садишься писать, даже толком не знаешь, что получится. Постепенно мозги прочищаются, начинаешь лучше понимать. Сначала формируется предварительное мнение о ленте, а потом расписываешься, и в этом процессе начинаешь лучше понимать, о чём этот фильм.

- Вы не раз говорили о своём критичном отношении к современным работам режиссёров Никиты Михалкова, Эльдара Рязанова, в то же время вам импонирует творчество Валерии Гай Германики, хотя редкий зритель восхищается её картинами…

- Я многих удивляю тем, что к Лере отношусь очень хорошо. Когда я с ней познакомился, у нас завязался спор на кинематографические темы. Мы крупно повздорили. А когда посмотрел фильм «Все умрут, а я останусь», я написал ей, что не знал, насколько она талантлива. Она приняла мои извинения. Я действительно считаю, что она талантливый человек. Мне нравятся даже её сериалы, которые она вынуждена делать. Мне кажется, наше кино поступает нерационально и неразумно, разбрасываясь такими талантами. Я не считаю, что она снимает некую чернуху. Может быть, это моё какое-то странное видение, но мне кажется, что она снимает очень просветлённое кино.

Я люблю фразу из одной киноновеллы Годара: «Мы много смотрим фильмов, но мало видим кино». В мире ежегодно снимается безумное количество фильмов, но если в год набирается десяток фильмов, в которых есть кино, - это уже хорошо. Что для меня кино? Это определяется с первых кадров, фильм только начинается, а в нём чувствуется кинематографический драйв, энергетика, своеобразное свечение. Вторая составляющая - фильм должен побуждать размышлять, и не только о конкретном произведении, о судьбах героев, а прежде всего о себе и своей жизни. Третье - должна быть интересная, увлекательная история. Есть такие ленты, которые невозможно вынести, настолько они нудные. Для кино важно понятие внутреннего ритма, и по этой составляющей оно намного ближе к музыке. Фильм может длиться 65 минут, а ощущение такое, что ты смотрел его 3-4 часа, и это утомляет. А может длиться 180 минут, а пролетает в один миг.

И мне кажется, что в фильмах Гай Германики присутствуют эти три составляющих. Что касается Михалкова, то ранний период его творчества мне очень нравился, но дальнейший путь (особенно со второй половины 90-х годов) меня разочаровал. Всё не так. Настолько стало неинтересно.

- Много у кинокритиков врагов?

- Я давно понял, и студентов своих, киноведов, тоже учил, что критик, как и боксёр, должен уметь держать удар. Это накладывает на него избранная профессия, так как недоброжелателей хватает. Но главное, - отклики от читателей. Хотя меня трижды награждали коллеги - Гильдия кинокритиков России, из которой, впрочем, я вышел в 2007 году. Но больше горжусь тем, что стал первым кинокритиком, который ещё в 1999 году полностью посвятил себя интернету. До сих пор пишу только там. А критики старых взглядов меня презирают и считают, что критик в интернете не должен публиковаться. Но ведь это широкое общение, быстрый контакт, прямая связь.

- Почему вы отговаривайте молодёжь поступать во ВГИК и быть кинокритиками? Прибыльное это дело - быть кинокритиком?

- Я не то чтобы отговариваю юношей и девушек от занятия кинокритикой, а тем более - от поступления во ВГИК, хотя теперь можно писать рецензии и публиковать их (преимущественно на сайтах, а не в газетах и журналах) без соответствующего образования. Просто роль кинокритики сильно изменилась за последнее время, в какой-то степени дискредитировалась. Поскольку ныне чуть ли не любой может считать себя знатоком кино и даже критиком, весьма затруднительно уповать на прежнюю значимость профессии, авторитетность мнения того, кто занят этим согласно полученному диплому или сообразно своим творческим склонностям. И, конечно, кинокритическая деятельность не может быть коммерчески успешной - она и раньше не была таковой, а уж теперь и подавно. Наверно, отдельные критики, особенно занятые в фестивальном движении или же публикующиеся в модных изданиях, по-своему процветают. Но число-то их явно невелико.

Золотая ветвь багульника

- Как вы оцениваете Забайкальский международный кинофестиваль?

- В мире проводится множество кинофестивалей, и очень трудно молодому фестивалю сформировать свою концепцию и обрести собственное лицо. Чем Забайкальский кинофестиваль отличается, допустим, от Тихоокеанского, который проходит во Владивостоке? Ничем. Везде случайный набор фильмов. Объявленная в этом году тема «Созидание» не всегда соответствовала действительности. В программе присутствовали ленты, которые, на мой взгляд, являются разрушительными. Зато я мог бы навскидку назвать десяток картин созидательных, снятых за последние два года, которые не попали в конкурс. А вообще-то несерьёзно, что в программе присутствуют фильмы двухлетней давности. Понятно, что молодому кинофестивалю сложно устраивать премьеры, но демонстрировать в 2013 году кино, впервые показанное летом 2011 года, по меньшей мере, странно.

Второй принципиальный момент - я бы обязательно отметил место проведения фестиваля в географическом, историческом и культурном контексте. Я бы предложил назвать его так: Читинский международный кинофестиваль «Забайкальская широта». Причём в понятие «широта» была бы заложена географическая определяющая - показывать в конкурсной программе фильмы тех стран, которые находятся на одной широте с Забайкальем: Польша, Чехословакия, Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Великобритания. И даже граница между Канадой и США как раз соответствует границе с Монголией. Также понятие «широта» можно понимать иначе - как широту души людей, здесь живущих. Кстати, банкет по случаю открытия кинофестиваля и то, как встречают гостей в Забайкалье - в этом смысле очень показательны.

Нужно формировать особое лицо Забайкальского кинофестиваля. Также я не понимаю, почему главный приз - «Хрустальный шар». Какое отношение это имеет к Забайкалью? Тем более уже несколько десятилетий на одном из известных мировых кинофестивалей вручают «Хрустальный глобус». Вот звёздную дорожку в Чите придумали под цвет багульника. А почему бы и приз не назвать, к примеру, «Золотая ветка багульника»? Был бы свой, забайкальский аналог «Золотой пальмовой ветви»!

Эти соображения я высказывал ещё в Москве президенту фестиваля Александру Михайлову. Попытался с данными предложениями обратиться уже в Чите к председателю Оргкомитета фестиваля Виктору Шкулёву, но он как-то не воспринял это.

Также я легко могу назвать 40 фильмов и сериалов, действие которых, так или иначе, происходит в Забайкальском крае, то есть к востоку от Байкала. И если каждый год показывать на кинофестивале в Чите хотя бы по пять таких картин, то было бы отлично. Возможно, этих лент даже больше.

Кроме того, надо приглашать на фестиваль как можно больше людей, связанных с кино, которые родились и выросли в Забайкалье. Я вот без труда вспомнил полсотни таких земляков. Надо как-то их привлекать, делать специальные программы. Может быть, программы фильмов, в которых участвовали актёры, режиссёры, операторы и т.д., являющиеся выходцами из Забайкалья. И подобных идей у меня немало.

- Заслуженно ли, на ваш взгляд, на третьем Забайкальском международном кинофестивале победил фильм «Сибирь. Монамур»?

- Трудно отвечать по поводу заслуженности награждения фильма «Сибирь. Монамур» главным призом Забайкальского международного фестиваля, если для меня вообще сомнительно присутствие этой картины в конкурсе. Позвольте остаться мне при своём негативном мнении о ней. Я считаю, что это - мрачное, безысходное, порою даже мерзкое кино, а временами, напротив, надуманно-лубочное и сентиментально-сказочное.

- Какие у вас впечатления о Чите в этот приезд? Не рассматриваете ли наш город как площадку для вашей работы?

- Мои впечатления о нынешнем приезде в Читу вполне хорошие, поскольку удалось не только побывать на родине после трёхлетнего перерыва - к сожалению, теперь всё реже доводится наведываться в Забайкалье, в том числе по финансовым причинам, - но и завязать кое-какие интересные и полезные контакты.

Я вот ходил по городу и, можно сказать, заранее приглядывал некоторые объекты, выбирал точки съёмок, потому что есть уже написанный сценарий под названием «В секунде от любви», приспособленный к городским реалиям Читы, а также существует предварительная договорённость с рядом участников будущего фильма, включая выходцев из Забайкальского края. Например, актёр Дмитрий Павленко с интересом ознакомился со сценарием и сразу выразил желание сыграть одну из главных ролей. А режиссёром мог бы стать молодой и перспективный кинематографист, который тоже наш земляк. Нашлись бы роли и для Александра Михайлова, и для Дианы Морозовой, впервые приехавшей в этом году на Забайкальский кинофестиваль.

Как раз о том, что для игрового кинопроекта о Чите следовало бы привлекать, прежде всего, тех, для кого город и Забайкалье не являются чужими, я говорил во время довольно доверительной беседы с врио губернатора Константином Константиновичем Ильковским, который весьма заинтересовался возможностью создания романтической ленты о любви читинцев.

Разумеется, я понимаю, что к вопросу создания упомянутого фильма можно будет вернуться лишь после того, как временно исполняющий обязанности губернатора станет законно избранным. Наверняка нашлись бы (да и потом, увы, найдутся) те, кто подвергнет резкой критике руководителя края, если он окажет финансовую помощь данному кинопроекту: дескать, нечего тратить народные деньги! Но я уверен, что для признания в любви к Чите и Забайкалью, ради формирования лучшего имиджа нашего края и привлечения разнообразных гостей и туристов нет более ненавязчивого и по-настоящему удачного способа, нежели съёмки художественной картины о городе. Кстати, две главные героини - журналистка и экскурсовод - уже по роду своей деятельности связаны с тем, что стараются представить Читу во всё-таки выгодном свете.

Давно же не снимали в Забайкалье игровые фильмы. Любители, конечно, снимают. А профессиональное кино вообще перестали снимать в Забайкалье с середины 80-х годов.

В советское время, которое сейчас принято поносить всякими словами, кинопроизводством занимались в огромных объёмах. И по своим доходам кино приносило громадные деньги: занимало третье место после нефти и водки. Между прочим, за счёт кинематографа существовали местные бюджеты, поскольку 10% с каждого проданного билета в кинотеатрах оставалось в местном бюджете. Так что кино косвенно кормило людей, а вовсе не наоборот.

Сейчас же, за редким исключением, российские фильмы и сериалы снимают, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, только в Минске и Киеве, где выходит даже дешевле. А вот о том, чтобы поехать со съёмочной группой в другие города России, я уж и не говорю. Например, чтобы привезти небольшую по составу (40 человек) группу в Читу – это ведь очень накладно. Но хотелось бы. Я остаюсь патриотом своего края, хотя столько лет назад уехал. Было бы здорово такую акцию провести.

- Тогда бы вы в Читу приезжали чаще?

- Когда учился в институте в Москве, то, конечно, приезжал два раза в год на каникулы. Билет стоил в оба конца 112 рублей, даже студент мог себе это позволить. А теперь дешевле слетать на Канары, чем приехать в Читу. Экономические проблемы растаскивают Россию на части. Я впервые это почувствовал в 1996 году, когда приехал сюда после большого перерыва и понял, что эта другая Россия, которая гораздо ближе к Китаю, и она уже ненавидит ту Россию, которая ближе к Западу. Это чувствовалось по настроению людей. И это же ненормально! Меня пугают разговоры о том, что лучше мы присоединимся к Китаю или Японии.

- Пожелайте что-нибудь забайкальцам

- Я хотел бы пожелать забайкальцам, в том числе - и самому себе, потому что считаю себя по-прежнему связанным с родиной, пусть и живу вот уже 40 лет в Москве, чтобы они действительно были патриотами своего края, ценили и любили его. И по возможности что-то делали для Забайкалья, стараясь прославить его. Возвращаясь к проекту игрового фильма о Чите, я как раз хотел бы подчеркнуть, что для меня это - как лирическое стихотворение о любви. И я был бы просто счастлив, если бы удалось снять кино и сделать в титрах следующее посвящение: «Нашему городу и нашим возлюбленным».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления