Город — Нападки на Музей декабристов — неуважение к светской культуре...

— Нападки на Музей декабристов — неуважение к светской культуре...

Оказавшись в Чите, декабристы собрали средства на ремонт уже ветхой к тому времени церкви. Так они спасли это уникальное здание. С ним связана вся история пребывания декабристов в Чите – здесь они венчались, крестили детей, молились...

Сегодня, 14 декабря исполнилось ровно 190 лет с восстания декабристов на Сенатской площади. По злой иронии судьбы именно в эти дни читинский Музей декабристов - одно из главных олицетворений этой важной страницы российской истории - переживает новые нападки на сам факт своего существования. Профессор, историк Михаил Константинов рассказал о том, как повлияли декабристы на историю Читы и как относиться к идее передачи здания музея церкви.

- Михаил Васильевич, зачем дворяне 14 декабря 1825 года вышли с гвардейцами на Сенатскую площадь?

- В России XIX века была большая беда – крепостной строй, при котором крестьянство находилось фактически в рабстве. В великие пушкинские времена крестьян можно было сечь, унижать, продавать, причём даже порознь, разделяя семьи. Крестьяне не имели земли или, редко, имели её, но с большими ограничениями. Крестьянство при этом составляло подавляющую часть населения страны. Декабристы выступали за отмену крепостного права и уже поэтому совершали благое дело. Крепостничество было не только антигуманным явлением, но и мешало развиваться стране – не развивалась промышленность, не было рабочей силы, что особенно сильно сказалось впоследствии на итогах Крымской войны.

Второе принципиальное явление, против которого выступали декабристы – абсолютное самодержавие, где воля одного человека решает важнейшие государственные вопросы. Это тоже мешало развиваться в стране. Тут декабристы делились на две группы – одни считали оптимальной для России конституционную форму монархии, вторые – республиканское устройство.

- Каково значение их восстания?

- В 1825 году скончался Александр I, возникла пауза, при которой даже не было до конца понятно, кто сядет на трон. Декабристы в спешке начали планировать вооружённый мятеж, который был назначен на день присяги новому императору – им стал Николай I – 14 декабря.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади

Иногда говорят, что во время восстания на Сенатской площади были тысячи убитых, но надо иметь в виду, что жертвы были, в основном, со стороны восставших и зевак. Однако более важными оказались события, последовавшие за восстанием, после ареста и расправы над декабристами. Сейчас есть мнение, что декабристы были кругом неправы и предполагавшаяся ими революция – дело чёрное. История, между тем, показала, что если бы не было восстания, не возникло бы дальнейшей борьбы против крепостного права и его отмены. Так же, как, если бы не восставали рабы Рима и Китая, не ушёл бы в прошлое рабовладельческий строй. Декабристы – безусловно позитивное явление нашей истории.

- А каково значение декабристов для Читы и Забайкалья?

- После суда основную часть декабристов отправили на каторгу в Забайкалье. По моим подсчётам, ровно 100 человек из них оказались в Забайкалье. Из них 85 декабристов содержались в Чите, да и почти все, кого направили в другие места – Витим, Акша, Сретенск – транзитом здесь проходили. Например, друг Пушкина Кюхельбеккер не мог попасть из Баргузина в Акшу иначе, как через Читу.

В Читинском остроге декабристы содержались с 1827-го по август 1830 года, но доставили всех не разом, а мелкими партиями. Острогом это селение фактически не было – не имело острожного тына, ограды. Это была маленькая деревушка, но уже тогда в ней стояла старая, как её описывали, церковь. Та самая церковь, которую в народе справедливо прозвали Церковью декабристов. Сегодня это старейшее деревянное культовое строение за Байкалом.

Условия содержания декабристов в Чите, особенно в первый год, были очень суровыми. Многие думают, что они тут солили огурцы и работали на мельнице, но всё было гораздо тяжелее. Все 85 человек были закованы в кандалы и заключены в тесный, тёмный барак с несколькими общими камерами и столовой. Кандалы сняли только через год после начала каторги.

Очевидную и элементарную пользу декабристы начали приносить с самого начала заточения – здесь они засыпали Чёртов овраг. Чем дольше они находились в Чите, тем больший вклад они вносили в развитие будущего города. Военный топограф Пётр Фаленберг организовал топографическую съёмку местности, необходимую для дальнейшего развития Читы, используя сконструированный Бестужевым прибор. После съёмки был разработан план города, основой для которого стала прямоугольная проектировка Петербурга. Эта планировка сохраняется до сих пор, что отличает Читу от многих городов Сибири, но роднит её с Санкт-Петербургом.

Но решающее значение имела нравственная сила декабристов. Видный декабрист Дмитрий Завалишин писал, что нравственную силу, дух нельзя заточить в кандалы, сломить. Можно сказать, что с этим девизом декабристы и жили здесь, а Чита стала центром, столицей нравственной силы страны в тот период – всё внимание тогда было приковано к декабристам, треть из которых были героями войны 1812-го и походов 1813-1814 годов.

- В чём проявлялась эта нравственная сила?

- Во-первых, декабристы добивались того, чтобы с ними обращались достойно. После настойчивых требований с них сняли кандалы, а затем и разрешили завезти в острог книги. Это позволило создать здесь, что называется, учёную республику. Республика – это равенство всех, несмотря на разногласия в подготовке, ходе и расследовании восстания. Учёная – это свойство сообщества декабристов делиться друг с другом знаниями, а среди них были люди разной степени и разной направленности образования. По вечерам вся эта тюрьма замирала, декабристы, забыв обо всех тревогах, вели научные дискуссии на самые разные темы, от мореходства до медицины. Потом декабристы добились и постройки дополнительных помещений для собственного содержания. По данным Завалишина, было построено семь дополнительных домиков, остатки двух из них мы нашли в результате археологических исследований.

Во-вторых, декабристы не оставляли в Чите своих идей о свободе человека. Совместными усилиями на склоне Титовской сопки они воздвигли могучий крест высотой примерно в три человеческих роста. Крест был установлен на месте захоронения каторжного солдата, покончившего жизнь самоубийством в связи с тяжелейшими условиями на каторге. Этот солдат был ещё из тех каторжников, которые оказались здесь до декабристов. Он принадлежал Семёновскому гвардейскому полку и за несколько лет до восстания на Сенатской площади участвовал в мятеже против самодержавия. Декабристы, узнав об этом захоронении, по идее Лунина установили на могиле совсем не могильный, величественный крест, ставший символом веры, свободы и сопротивления. И этот крест стал одним из первых в стране публичным памятником.

Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка. На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского, 1829 – 1830 гг.
Церковь в Чите, 1829-30 гг.
1 из 2
Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка. На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского, 1829 – 1830 гг.

Николай Бестужев стал систематически рисовать этот крест с видом на Читу, эти профессионально выполненные акварели стали пользоваться большим спросом – фотографии тогда не было, и такие картинки высылались родственникам заключённых, чтобы показать местность, где они жили. Простояв до 60-х годов XIX века, крест затем по какой-то причине исчез, но остались те самые акварели, по которым мы установили местоположение с точностью до нескольких метров. Им оказалась знаменитая смотровая площадка. В 1998 году по моей инициативе этот крест, правда, в меньших размерах и в металле, установили. Уже потом кто-то решил, что крест надо снять, а на его месте поставить часовню. Сам же крест стал закладным при строительстве храма Казанской Иконы Божией Матери – церковь присвоила себе права на этот крест, вероятно, не имея никакого понятия о его происхождении и смысле.

- Сегодня церковь пытается заявить права на здание Музея декабристов, в котором когда-то располагалась Михаило-Архангельская церковь. Как к этому относиться?

- Оказавшись в Чите, декабристы собрали средства на ремонт уже ветхой к тому времени церкви. Так они спасли это уникальное здание. Затем с церковью, которая находилась буквально в 100 метров от острога, связана вся история пребывания декабристов в Чите – здесь они венчались, крестили детей, молились и отмечали церковные праздники. В народе её так и стали называть – Церковью декабристов, и вполне разумно 30 лет назад в этом здании открыли музейную экспозицию. Несмотря на относительно небольшие размеры, это один из лучших музеев нашей страны – по тематической наполненности экспозиции, наличию подлинных вещей. Будучи одним из немногих музеев по декабристской тематике, он должен охраняться и получать развитие. Но, к сожалению, в последнее время мы наблюдаем периодические атаки на музей со стороны первых лиц местной епархии. Я думаю, что церковь вряд ли заинтересована в ссоре с интеллигенцией, а то, что происходит – это неуважение к светской культуре, направленное против мнения большинства интеллигентов. В настоящее время в Забайкалье сделано многое для восстановления старых и постройки новых храмов, и эта маленькая церковь вряд ли существенно расширит возможности для отправления религиозной службы. И я скажу прямо – это здание нельзя использовать как церковное по условиям техники безопасности.

1 из 3

В нашей стране есть положительные примеры разрешения подобных конфликтов – обсуждение полной передачи Исаакиевского собора пресекла политическая воля, здание сохранило статус музея, а религиозные службы там проходят только в определённые дни и только с разрешения дирекции музея. Так же должно быть и у нас.

Ещё бытует совершенно неправильное представление о том, что эта церковь когда-то была казачьей. Специальное научное исследование Ларисы Храмовой, которому посвящена целая книга, показало, что эта церковь никогда не была казачьей. К великому нашему сожалению, большинство современных казаков не читали этой книги и плохо знают историю. Казаков нужно направить в позитивное, а не разрушительное русло.

В отношении Музея декабристов должны быть сопротивление со стороны интеллигенции и чёткая воля администрации – попустительство на этот счёт недопустимо, нельзя терять то, что у нас есть и чем мы можем гордиться. Если мы так много говорим о развитии туризма, то нужно не забывать, что Музей декабристов – это памятник №1 в Чите. Декабристский комплекс в Чите нужно развивать, сохраняя музей, сохраняя найденные недавно остатки Читинского острога. В Чите обнаружен острожный тын, который сооружали сами декабристы. Это редчайшая для Сибири находка, которая тоже достойна того, чтобы стать музеем, но на этот счёт в Чите полнейший стопор. Мы не можем добиться элементарного – чтобы вокруг этого памятника археологии появился хотя бы забор, который оградит историческое место от свалки, постоянно там появляющейся. Ни одна инстанция не делает и даже не задумывается о том, что мы, во-первых, можем отблагодарить декабристов за их вклад в историю города, а во-вторых, исходя из прагматических целей, создать дополнительные условия для развития туризма за очень малые деньги, но с очень большим результатом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления