Город Водоотведение в Цюрихе - пример Чите

Водоотведение в Цюрихе - пример Чите

В Чите нет качественной системы водоотведения и ливневой канализации, поэтому любой дождь заканчивается временным наводнением на улицах.

«Чита.Ру» продолжает публикацию заметок Максима Резвых, посвящённых благоустройству города. В первой части Максим объяснил, почему городам нужно быть компактными, сколько средств необходимо на благоустройство улиц Читы, чтобы они стали парижскими, и почему власти города в своей работе должны ориентироваться на пешеходов, а не на водителей.

Во второй части Максим рассмотрел проблему городского водоотведения, которого, по-большому счёту, в Чите нет.

«Все помнят, как выглядят улицы Читы, когда проходят ливни. Все сразу начинают говорить, как было бы хорошо с ливневой канализацией в городе.

Этот снимок, например, был сделан как раз в один из таких дождливых дней.

Источник:

Дождь оборачивается банальным неудобством для пешеходов. Если у вас нет болотных сапог, ваша обувь будет мокрой и грязной.

Источник:

Читинцам сложно себе представить улицы без бурлящих потоков в дождливый день, но всё же среди них есть те, кто бывал под ливнем на улицах других городов и не встречал таких потоков и луж во время дождя. Ливни в таких городах не парализуют пешеходную жизнь города.

Неудобство пешеходов - это не единственная проблема, которую обнажают дожди в городе. Вода размывает и разрушает покрытия тротуаров, дорожек, разлагает трубы, проникая в дорожные одежды. Дождь размывает полотно автомобильных дорог, смывает тонны открытого грунта из дворов и обочин, загрязняя всё вокруг. Всё это ведёт к ускоренному износу улично-дорожной сети и избыточному загрязнению.

Вода - главный враг города и его инфраструктуры. В Чите нет качественной системы водоотведения и ливневой канализации, поэтому любой продолжительный дождь заканчивается временным наводнением на улице. Я не говорю о каком-то стихийном бедствии. Просто дождь.

На этом фото видно, как вода растворила асфальт и пробила себе путь.

Источник:

За счёт уклонов вода бежит на стыках полотна с бордюрным камнем. Читинские власти выбирают дешевые бордюрные камни. Вода их просто стачивает, подмывая в основании всего за несколько лет.

1 из 2
Источник:

А затем бордюры крошатся, и по истечению нескольких лет начинают сверкать своим проволочным каркасом.

Отсюда вынужденная необходимость в их замене. Помогают крошиться камню нагрузки, которые испытывает этот элемент уличного благоустройства. Это могут быть просто ноги пешеходов, но гораздо хуже - колёса маршруток и других автомобилей, которые, паркуясь, заезжают на обочину.

Город в отсутствие системы водоотведения обречён нести внушительные ежегодные расходы, а если денег нет, а это случай Читы, то улично-дорожная сеть будет разрушаться и с каждым днём всё сильнее ветшать. Поэтому резонно прежде, чем что-то делать в Чите для благоустройства, решить вопрос с водой — построить систему водоотведения. Иначе, что бы вы ни строили и как бы ни пытались благоустроить город, вода уничтожит ваши труды в считанные годы, вернув вас к исходному состоянию дел и лишив денег.

В Чите есть некоторое количество водосточных канав, укреплённое русло реки Кайдаловка, однако за ними почти нет должного ухода, да и сами по себе они не способны покрыть нужд города в водоотведении.

Мы коротко познакомились с влиянием воды на благоустройство улично-дорожной сети. Теперь было бы неплохо узнать, а как вообще может выглядеть нормальная система водоотведения в цивилизованном городе?

Сейчас типичная для Читы ситуация с водой выглядит так:

Источник:

Вода с крыши либо сливается напрямую, либо через водосточные трубы прямо на улицу людям под ноги. Дальше она движется из дворов, таща за собой тонны земли, песка, камней, мусора и растительных остатков через зелёные полосы на улице и далее на тротуары и дорогу. Часть содержимого оседает на обочинах и тротуарах, а часть выезжает на дорогу вместе с потоком. В итоге весь город после дождя грязный, занесён песком. Как только всё высыхает, эта грязь превращается в пыль. Учитывая, что во дворах силами автомобилистов и детворы уже давно вытоптана и не рекультивирована травянистая растительность, то дождь уже давно вымыл плодородные слои почвы и несёт в потоке в основном песок, камни и осколки дорожного покрытия.

1 из 2
Источник:

Поскольку ливневой канализации нет, то с каждым метром водосток увеличивается, и получаются «реки», которые несут массу разрушений и грязи.

Источник:

Все эти неудобства и напрасные траты можно и нужно избежать, если построить систему, подобную той, что отражена на схеме. Это пример организации системы водоотведения в Цюрихе.

Источник:

Строится ливневая канализация на всех улицах. Это обычные канавы, укреплённые гранитными слэбами.

1 из 2
Источник:

Вместо того, чтобы дать воде бежать с крыши на улицу, как это сделано в Чите, швейцарцы отводят воду с крыш по водосточным трубам не на тротуар, а под землю - в тот самый коллектор, что вы видели выше на снимке.

Так организовано всё на уровне человеческого роста. Все трубы отводятся под землю - в коллекторы или прямо в ливневую канализацию. Поэтому, когда вы будете выходить из подъезда, вы даже ног не намочите.

В коллектор также отводят все дворовые стоки. Газоны для этой цели снабжаются дренажем. Коллекторы оборудуются насосами, а растительность дворов и улиц покрывается системой полива. Вода, собранная в коллекторах, идёт на полив растений и газонов в сухую погоду.

Источник:

Теперь выйдем из цюрихского двора на улицу. Там уличные стоки собираются уже в ливневую канализацию. Часть стоков от уличной канализации отрезается коллекторами, это помогает сэкономить на масштабах ливневой канализации.

Для сбора и скорейшего отведения воды с пешеходных дорожек и дорог инженеры Цюриха имеют специальные нормы по уклонам и устройству тротуаров и дорог. Например, вы не встретите там тротуара, в котором бы бордюр был выше полотна, как это часто встречается в Чите.

Потому что швейцарские архитекторы и инженеры понимают, что это приведёт к скоплению воды - лужам. А они стремятся сделать улицы удобными и комфортными для горожан. Полотно тротуара всегда чуть выше или вровень с бордюром, за счёт этого вода быстро стекает с него - и, по существу, моет тротуар, оставляя его сухим и без луж.

Источник:

На стыке дорожного полотна с бордюром ставят канализационные решётки. Их устанавливают как можно чаще, примерно каждые 20 метров (каждый случай, конечно, требует отдельных расчётов при проектировании). Это помогает не накапливать потоки, как в Чите, а собирать их, пока они не набрали силу.

Источник:

Стык дорожного полотна с бордюром выполняется по следующей схеме: бордюр делается из гранита. Гранит в отношениях с водой почти что вечен.

Источник:

В этом стыке собирается мусор и песок, смываемый с тротуара, дороги и убирается спецтехникой. Получается, что дождь моет улицы, и остаётся только пройтись по узкой кромке, собрав там мусор. Улицы чистые, свежие и сухие.

Источник:

Более подробно можно посмотреть стандарты благоустройства Цюриха с инженерными чертежами TED Normen. Ничего особо сложного.

Читинский архитектор Виктор Кулеш, познакомившись с этим примером на дебатах по благоустройству, сослался на невозможность строительства ливневой канализации в Чите из-за существующих сетей централизованного тепло- и водоснабжения как на принципиальную проблему. Он представляет себе, что надо рыть каналы, по которым могут ходить грузовые машины. Это несколько противоречит современной тенденции миниатюризации городской техники. Уже даже российские города перестают использовать монстроузные КамАЗы и тракторы для уборки улиц и городской инфраструктуры, какие можно было бы встретить во времена СССР. Сейчас это делает очень компактная специализированная техника.

Канавы, которыми пользуются швейцарцы, вовсе не таких масштабов, какие рисует себе читинский архитектор. Но это такие частности, которые лучше всё же решать специалистам. Следует, наверное, послушать архитекторов из Швейцарии, Германии или Голландии, им кажется есть что предложить. Судя по их городам, то есть по тому, что они сделали, а не по тому, что сказали (а это, согласитесь, разные вещи), мы видим, что у них хорошо получается, а у нас не очень.

Конечно, вся эта инженерия, когда её примеряешь к Чите, непременно попадает в разряд бесплодных фантазий. У чиновников есть затёртый набор козырей, который любые подобные инициативы сведёт к нулю: «денег нет», «нет полномочий», «нет кадров», «противоречие в законодательстве» и так далее.

В своей стране мы с вами незаметно мигрировали из эпохи, когда городским проблемам подбирали инженерные решения, во времена, когда ищут бюрократические запреты на избавление от проблем. Поэтому, даже если вас вдохновила простота и красота системы принципов водоотведения, которыми пользуются в иных городах развитых стран, то не спешите поднимать их на стяг - скорее всего, вас ждёт разочарование. Простых путей решения наболевших задач в Чите не бывает».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
Трудно ли быть мэром: Инна Щеглова прогулялась с журналистом по Чите и ответила на вопросы о наболевшем
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления