Город Губернатор Александр Осипов мнение Посмотрите на руку, застрявшую в кармане у Забайкалья — итоги 2020-го

Посмотрите на руку, застрявшую в кармане у Забайкалья — итоги 2020-го

Быть может, когда-то чаша терпения переполнится и правоохранители/Кремль/жертвователи вынудят губернатора отказаться от потайного кошелька.

2020 год для многих забайкальцев навсегда останется в памяти годом показательного, неприкрытого и даже нахального разбазаривания средств Забайкальского края под смиренное молчание правоохранительных органов. Никак иначе нельзя назвать то, что происходило в 2019-2020 годах с пожертвованиями от крупного бизнеса региону, которые транзитом через Фонд развития Забайкальского края оказывались в карманах горстки ушлых ребят.

Колонка впервые опубликована 27 декабря 2020 года в субъективном разборе событий года от журналистов «Чита.Ру».

Прикрывшись ширмой в виде некоммерческой организации – Фонда развития Забайкальского края – команды ещё прошлых губернаторов сумели скрыть от населения использование сотен миллионов рублей, поступавших от крупных компаний на социальное развитие региона в качестве благодарности за льготы по налогам.

К примеру, «Норильский никель» в марте 2019 года заявлял, что за 10 лет компания планирует передать региону на социально значимые проекты 3,29 миллиарда рублей — это половина от сэкономленных благодаря налоговой льготе на имущество средств. Но вообще статус инвестпроекта ослабил налоговое бремя на компанию и в части других налогов, в том числе на прибыль и добычу полезных ископаемых.

На конструкции "Подарок" видно логотип "Норникеля", оплачивающего благоустройство и иллюминацию на площади Декабристов.

Так, силами целого ряда компаний, в первую очередь «Норникеля», «Байкальской горной компании» и РЖД, в 2017 году в фонд поступило 218 миллионов рублей пожертвований, в 2018-м — 569 миллионов, в 2019-м – 618 миллионов.

Но только команда Александра Осипова сумела развернуться с использованием этих средств в полный рост. В 2019 году она использовала его как дополнительный избирательный счёт кандидата №1 с его предвыборным проектом «Забайкалье – наш дом»: гастроли звёзд эстрады по региону, тренинги политтехнолога Евгения Минченко на озере Арахлей за 12,2 миллиона рублей, многочисленные мелкие «добрые дела» в районах. Не исключено, что оплачивалась из фонда и часть работы бригады политтехнологов, о которой я писал в ключевом расследовании по теме.

1 из 2

Ещё одна важная часть этой большой истории – дизайн-код Читы. Фонд отдал за него фирме предпринимателя Егора Пономаренко 25 миллионов рублей. Тот, как выяснилось позже, поделился с владельцем кафе «Аура» Аладдином Мамедовым – 18,8 миллиона через него ушли якобы на предконцепцию дизайн-кода.

При этом сама работа частично оказалась заимствованным бесплатным документом общественника Максима Резвых, частично – дизайн-кодом Иваново. Результат закономерно не устроил даже далеко не самую продвинутую в области городского планирования мэрию Читы.

«Это всего лишь набор из четырёх альбомов фотографий, скачанных из интернета. [...] Это можно назвать основой дизайн-кода. На самом деле это очень сырой документ. И он без описательной части. Просто набор фотографий, набор требований к шрифту, к буквам, но не всегда привязанный к реалиям нашего города», — заявил в июле заместитель руководителя администрации Читы — председатель комитета градостроительной политики Александр Зудилов.

Но лучше всего качество дизайн-кода Читы характеризует то, что о нём просто забыли, хотя прошёл год с момента его разработки. Ни про какое внедрение речи не идёт.

Для сравнения стоимость аналогичных документов от топовых российских студий дизайна — Артемия Лебедева и «Стрелки» — до 10 раз меньше читинского. Так, студия Лебедева сделала дизайн-код для Якутска за 7 миллионов рублей, для Архангельска — за 2,4 миллиона. «Стрелка» разработала документ для Ханты-Мансийска за 6,3 миллиона рублей.

Предприниматель Егор Пономаренко

Это только две истории про распоряжение пожертвованиями региону администрацией губернатора Александра Осипова и её руководителями Сергеем Нехаевым и Алексеем Казаковым. Сколько ещё подобного нам предстоит узнать – даже представить сложно.

Если к теме дизайн-кода правоохранительные органы пытались подступиться, пусть и безрезультатно, то в целом концепция работы фонда ни у кого так вопросов и не вызвала. Учредители (правительство региона), органы управления (наёмные чиновники) и жертвователи довольны всем происходящим, а значит поводов кого-то наказывать у правоохранителей нет. А то, что речь идёт про пожертвования всему региону взамен на налоговые льготы – всем по барабану. Не положено, и всё тут.

Мы с Андреем Козловым на «Чита.Ру» уже десятки раз говорили про необходимость показать для населения начинку Фонда развития Забайкальского края, в том числе и в «Редколлегиях». Выступали с аналогичными требованиями и редкие политики, в том числе депутат заксобрания от КПРФ Николай Мерзликин и депутат Госдумы Юрий Волков. Бесполезно.

Обещание губернатора Александра Осипова сделать фонд открытым и раскрыть его расходы за последние 4 года оказались фикцией. Те бумажки, которые разместил фонд, - отчётами назвать сложно. И, естественно, никто фонд так и не открыл.

Врио губернатора Александр Осипов в командировке в Тунгокоченском районе. Осмотр Скалы Любви, где губернаторский проект "Забайкалье - наш дом" сделает площадку для бракосочетаний за 100 тысяч рублей

При Осипове вряд ли что-то изменится, судя по тому, как он и его команда реагируют на эту тему. Или никак, или делают вид, что всё исправили и стало хорошо. На самом деле это очень чёткий маркер для выводов об истинных целях людей, принимающих решения по фонду сегодня. Это сам Осипов и Казаков, а в прошлом ещё и Нехаев.

Ведь весь вопрос в чём? Нужно показать входящие в регион пожертвования и расходы по ним. Для жертвователей глубоко всё равно, как они будут тратиться, ведь своё с этих «сделок» они уже получили – льготы на налоги. Дальше поступают, вероятнее всего, так, как просят принимающие по ним решения чиновники – Осипов и Казаков. Попросили не раскрывать детали по пожертвованиям – ок, и никакие журналисты ничего не получат. Попросили всё открыть – пара высокопоставленных росчерков, и правила игры изменились.

Так какой смысл для Осипова и Казакова упираться и не открывать фонд, если они реально нацелены на то, чтобы максимально эффективно потратить пожертвования для социального развития Забайкалья? Какая им, залётным чиновникам, разница, открыто или закрыто они потратят деньги в интересах забайкальцев, если нет никакого подковёрного интереса? А если никакой, то чего же не успокоить общественность волевым решением?

Инаугурация Александра Осипова. Его рука лежит на Уставе Забайкальского края

То, что сейчас весь регион в курсе, что такое Фонд развития Забайкальского края и как его расходуют – это одно из важнейших достижений «Чита.Ру» и забайкальской журналистики в 2020 году. И уже не важно, что в итоге сделает Осипов или любой последующий губернатор с ним, это знание останется у забайкальцев навсегда. И, быть может, когда-то чаша терпения переполнится от новостей про дизайн-коды и тренинги за десятки миллионов, и население/правоохранители/Кремль/жертвователи вынудят губернатора отказаться от потайного кошелька.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления