Я закончила Забайкальский институт железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ) 5 лет назад. А в прошлую пятницу неожиданно снова оказалась в его стенах, как обычная студентка. Но повод был необычный: начальник Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Александр Скачков и исполняющий обязанности (и. о.) ректора Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) Андрей Хоменко подписали соглашение о сотрудничестве и программу взаимодействия между вузом и дорогой до 2025 года.
Современный комплекс учебных лабораторий, тренажёров, техники самого последнего поколения — серьёзные инвестиции в образование будущих сотрудников ЗабЖД. «Кванториум» (Площадки, оснащённые высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей), техникум, институт, даже внеурочные занятия и подготовка школьников к единому государственному экзамену (ЕГЭ) — всё это мероприятия, которые сегодня реализуют ЗабИЖТ как филиал ИрГУПСа и дорога.
Перед подписанием соглашения и. о. директора ЗабИЖТ Александр Ерёменко рассказал, что уже сделали в институте по программе соглашения, которое было подписано в 2017 году.
«Мы работаем с ЗабЖД уже больше пяти лет. Дорога передала для института современное оборудование. В этом году — два серьёзных инновационных тренажёра по управлению движением поездов. Их цена — более 25 миллионов рублей. На свои средства мы вряд ли бы смогли приобрести эти комплекты. Такая помощь изменяет пространство, она меняет сознание всех: и студентов, и преподавателей. Появляется желание учиться, стать железнодорожником и двигаться вперёд», — поделился и. о. директора ЗабИЖТ Александр Ерёменко.
В своём приветственном выступлении Александр Скачков и Андрей Хоменко подчеркнули, что взаимодействие дороги и вуза направлено на конкретные результаты и станет пилотным проектом развития эффективного сотрудничества, на которое во многом ориентируются другие железные дороги и университеты железнодорожного транспорта. Также они отметили значимость подписания программы перед Днём российской науки и открытием Года науки и технологий в Российской Федерации.
После этого началось самое интересное. Любой мой сокурсник в этот момент бы сказал: «Ну вот, когда мы выпустились, тогда в институте и появилось самое интересное оборудование». Нынешним и будущим студентам повезло, поэтому нужно использовать каждую возможность учиться. Ну что, пойдёмте посмотрим, что же там за космос сотворили.
Первым делом нас привели в брендированную аудиторию-трансформер. Такой формат класса создали для мобильности, чтобы комната служила для разных учебных задач. Сейчас это игровая комната. Игры здесь настольные, но не обычные, а по железнодорожному профилю.
Игра «Монополия ЗабИЖТ». В неё для профориентации могут играть учащиеся лицея ЗабИЖТ. Сложные названия специальностей ребята изучают в игровой форме, формируя понимание, какими специалистами они станут на выходе из вуза.
Следующая игра — целый пассажирский комплекс. Здесь каждый участник может попробовать купить билет на поезд, узнать, сколько стоит перевозка груза, какие бывают вагоны.
Ещё одна игра, сделанная специально для студентов-движенцев, поможет разобраться в транспортной логистике на примере четырёх видов транспорта — морского, автомобильного, авиа- и железнодорожного транспортов. Игра знакомит студентов с возможными рисками во время грузоперевозок.
Следущая аудитория лично меня переместила в какой-то космос. Она — словно прямиком из будущего. Современная аппаратура позволяет записывать видеолекции и уроки для студентов и школьников всего края: здесь профессиональная видео- и аудиоаппаратура, свет, шумоподавление и умная прозрачная доска, изображение с которой уже зеркально конвертируется на мониторе.
Студия активно используется для уроков онлайн-школы ЗабИЖТ, в которой преподаются физика, профильная математика и информатика для 85 ребят из муниципальных школ со всего Забайкалья. Количество учащихся с каждым днём увеличивается.
Обучение бухгалтерскому учёту проходит на современной площадке WorldSkills (16+) (От английского skills — «умения» — международная некоммерческая ассоциация, цель которой — повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. ).
Новые персональные компьютеры с большими широкоугольными мониторами, а также огромная мультимедиа-доска, на которую проецируется изображение с монитора преподавателя — в ЗабИЖТе учат на бухгалтера по современным методикам и нескучно.
Следующей аудитории, в которой мы оказались, позавидуют многие уже работающие движенцы и бывшие выпускники вуза.
Здесь, в этой аудитории, студенты могут на своей шкуре испытать, что чувствуют настоящие поездные и участковые диспетчеры — дежурные по железнодорожной станции. Работа сложная, ответственная, требующая основательной базы знаний, ведь от этого человека зависит график и движение поездов на участке.
Всё зависит от того, какую «игру» преподаватель задаёт студентам. Если задаётся взаимодействие поездного диспетчера и дежурного по станции, то каждый компьютер и студент — это отдельная железнодорожная станция. Студенты в роли дежурных по станции выполняют команды поездного диспетчера.
Следующий класс погружает студентов в профессию оператора сортировочной горки.
Модель очень реалистичная. Снова большое табло во всю ширину стены. Даже человек с плохим зрением прекрасно увидит каждую мелкую деталь на табло — такой чёткий и яркий интерфейс наполняет этот программный комплекс.
Здесь можно посмотреть, как происходит роспуск состава. За пультами работают два оператора и дежурный по сортировочной горке.
На этом тренажёре настоящей кабины локомотива можно засесть на долгие-долгие часы.
Студенты в реальном времени могут почувствовать себя машинистами локомотива: справа и слева за окном меняются пейзажи, видны опоры контактной сети. Спереди — железнодорожные пути, стрелки, светофоры, изостыки, опоры, и, наверное, даже можно увидеть пролетающую птицу — настолько всё реалистично. По радиосвязи дежурный по станции передаёт машинисту приказ, в роли машиниста — преподаватель кафедры соблюдает регламент переговоров. Всё по инструкции.
Сложную и ответственную работу здесь студенты отрабатывают по много раз — к счастью, право на ошибку машинисту здесь даётся. Парней-студентов, как рассказывают, не оттащить от этого тренажёра — настолько он захватывает своей реалистичностью.
После просмотра новых аудиторий, их которых не хочется уходить, а хочется сесть и поучиться, руководители отвечают на вопросы
— Как вы оцениваете итоги многолетнего сотрудничества университета и дороги?
Андрей Хоменко, исполняющий обязанности (и. о.) ректора Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС): По некоторым позициям сотрудничество дороги и ЗабИЖТа — на порядок выше, чем с головным вузом. Это пилотный проект для дальнейшего его внедрения на всех дорогах и учебных заведениях нашей магистрали. ЗабИЖТ — пионер в этом плане. Потому что многие лишь тезисно могут говорить о сотрудничестве, а здесь уже видны проделанные мероприятия, которые внедрены в учебный процесс.
— Какие перспективы видит железная дорога от подписания этого важного документа?
Александр Скачков, начальник ЗабЖД: Предыдущее соглашение 2017 года полностью выполнено и реализовано. Мы видим плоды этого сотрудничества, начиная с института — сколько профильных аудиторий с новейшим оборудованием мы помогли сделать для студентов. На большую дорогу ребята уже готовы выйти с теми знаниями, которые необходимы. В прошлом году мы закончили строительство общежития, здесь, за окнами ЗабИЖТа, для наших сотрудников, которые приезжают повышать квалификацию. А в следующем году закончим крытую площадку с новейшим оборудованием почти для всех профессий инфраструктуры.
После красочной и интересной экскурсии по новым профильным аудиториям мы направились на торжественное награждение студентов и преподавателей, преуспевших в научной деятельности. Эти счастливчики получили свои благодарности из рук Александра Скачкова — начальника ЗабЖД.
Мы побеседовали с заместителем директора по научной работе и дополнительному образованию Дмитрием Яковлевым. Помнится, ещё во время моей учёбы Дмитрий Яковлев был впереди всех по научным новинкам, а его дипломники готовили интересные и передовые выпускные работы: как говорится, не как у всех.
— Дмитрий Александрович, в каком направлении строится взаимодействие вуза и дороги?
— Помимо трудоустройства наш стратегический партнёр и заказчик — РЖД — даёт вузу гранты для студентов, которые ежегодно подписываются и реализуются институтом, также и для молодых учёных.
— Научные секции студентов и научное сообщество вуза — кто эти люди?
— Здесь собрались в основном студенты старших курсов, которые работают над своими научными статьями, дипломными работами, разделы в которых наполнены инновациями и научными предложениями. Также здесь находятся молодые аспиранты и учёные, которые трудятся над своими диссертационными работами, разрабатывают прикладные программы, многие активно публикуются в известных научных изданиях.
Студенческие научные кружки — молодёжное научное общество института — развиваются от гуманитарного и до технического направления. Сегодня это 74 кружка и до 200 ребят, которые и составляют это общество — по разным кафедрам, включая наши научно-исследовательские подразделения.
Всё начинается с теоретической проработки, потом реализуется в программах, например, «Наилучшие доступные технические методы» (НДТМ). Это программа охватывает категорию от учеников 9 класса и до 25 лет. В прошлом году, можно похвастаться, у нас было несколько призовых мест.
— Сколько примерно молодых преподавателей вуза в этом году уже близки к защите диссертаций? Институт как-то поддерживает молодых работников?
— Грустно, но количество аспирантов у нас сегодня не так велико. В этом году запланировано два человека на защиту диссертаций. То, что сейчас мы делаем как вуз, как администрация — это проект «Молодой специалист». Из внебюджетных средств мы выделяем средства на поддержку для наших молодых специалистов, большая часть которых сейчас работает в среднем профессиональном образовании, то есть в техникуме.
Кстати, до 10 февраля действует наш внутренний грант, на который могут подать и сотрудники, и студенты, и аспиранты.
У всех присутствующие на сегодняшнем награждении есть свои изобретения, патенты и научные достижения.
Павел Панков — младший научный сотрудник лаборатории «ЗабИЖТ-Инжиниринг» (Центр научно-инновационной деятельности ЗабИЖТа) и по совместительству старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность» — рассказал нам о своей научной деятельности, работе со студентами и проектах, которые уже активно внедряются на производстве.
— Как давно вы занимаетесь научной деятельностью?
— С 2011 года, ещё будучи студентом. Затем в аспирантуре. Уже сделал несколько шагов к защите. Скоро, надеюсь, буду кандидатом технических наук. У меня много проектов и совместных патентов с железной дорогой, а также с бывшими и нынешними студентами. Вот сидит рядом Алина Кондратьева, которая занимается со мной научными разработками. Все проекты мы реализуем в жизни. На них мы неоднократно получали внутренние гранты. Все средства направляли, конечно же, на наши проекты.
— Как достичь успехов в научных работах?
— Ребята, которые поступают в аспирантуру, должны быть увлечены какой-то идеей. Ничего перед нашими ногами, конечно, сразу не падает. Это работа, в которую нужно вкладывать много личного времени, нужно работать и днём, и иногда ночью, чтобы решить задачу.
Студентка 4 курса ЗабИЖТ, участник и финалист конкурса «УМНИК» фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере Алина Кондратьева: Совместно с Павлом Павловичем Панковым я тружусь над научными разработками в области экологии. Мне нравится работать над изготовлением экологически чистых строительных материалов: придумывать, как утилизировать и вторично полезно использовать отходы в производстве.
Наши работы охватывают не только железнодорожную отрасль. Лично мне приятно, я чувствую гордость за то, что я ощущаю практический эффект наших проектов. Это больше всего мотивирует заниматься наукой и дальше.
Нынешним студентам несказанно повезло. Вуз получает колоссальную поддержку ЗабЖД, а плоды первого соглашения уже налицо: новые высокотехнологичные аудитории, обновлённый полигон института, поддержка научной деятельности грантами РЖД, взаимодействие между кафедрами института, техникума и службами железной дороги, обмен методической литературой, выезды студентов-путейцев на окна, а также предоставление рабочих мест выпускникам и мест на прохождение летней практики. Это только то, что я сумела вспомнить после такого насыщенного дня.
Год науки и технологий в ЗабИЖТе, по-моему, открыли весьма удачно. Скоро день открытых дверей, а там и будущие студенты, как и я когда-то, влюбятся во всю эту красоту. Поймут, что ЗабИЖТ и правда учит железно, и уже ни за что не захотят поступать куда-то ещё.
Лицензия на образовательную деятельность №2167 от 26 мая 2016 года.