На неделе бились рекорды заболеваемости коронавирусом; первые подростки получили антиковидные вакцины; первые случаи омикрона зафиксировали в Забайкалье; читинский роддом продолжил лишаться специалистов. Другие довольно абсурдные события — в колонках наших журналистов.
Дарья Кливенкова: Больше безумия — давайте торжественно включим вокзальные часы
Часы на башне железнодорожного вокзала станции Чита-2 сняли 15 января и установили на их место новые 19 января. Событие проходное, обыденное и логичное. Всё когда-то нужно чинить или заменять.
Однако ЗабЖД и забайкальские власти 27 января решили устроить из запуска часов странное шоу, похожее на фарс. Сами посудите — для этого приехали сам губернатор Забайкальского края Александр Осипов и целый сити-менеджер Читы Александр Сапожников. Был там, конечно, и начальник ЗабЖД Владимир Антонец.
Собрали толпу, которой почему-то был интересен запуск часов. Скорее всего, это были сотрудники администраций и кто-то ещё подневольный.
Затем Осипов, Сапожников и Антонец — внимание — нажали на огромную кнопку, стоя на ковровой дорожке, чтобы включить новые часы. На торжественном открытии какой-то коллектив даже песню спел, что увеличивает процент безумия.
Но что уж совсем сбивает с толку, то это слова из релиза железной дороги, просочившиеся в инстаграм (запрещённая в России экстремистская организация) Осипова: «Часы на башне — это символ изменений в нашей жизни».
Учитывая, что прежние и новые часы особенно друг от друга не отличаются, можно с сожалением заключить — перемен в жизни Забайкалья и всех людей ждать не стоит.
Это просто часы. Может быть, они дорогие, может быть, более точные. Но это часы, на которые мимоходом взглянешь, оказавшись рядом. Делать из их замены событие смешно. Вот запустили бы простаивающие подъёмники для инвалидов и пожилых людей на вокзале — сделали бы доброе дело.
Наверное, для властей нужно составить методичку с описанием того, что такое важное дело, стоящее песен и сбора толпы. Если они этого не понимают, то скоро начнут праздновать, что дворники подметают улицы, а в домах тепло зимой. И не поймут, что есть обычная работа и дела, которыми странно хвастаться и которые должны происходить в нормальном городе, а есть прорывные достижения. И я клянусь, замена часов — точно не прорыв.
«Редколлегия»: Автор гей-журнала уволил учителя в школе села Любовь. И другие ужасы образования
Редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов и Екатерина Шайтанова в очередном выпуске проекта «Редколлегия» рассуждают о том, что демонстрирует эта история, какие и кто из неё должен сделать выводы и почему учителей до сих пор не защитил кто-нибудь из руководителей региона.
Артём Стромилов: Премия себе любимому
Как обычный работник понимает премию? Делаешь что-то хорошо, добиваешься поставленных целей — можешь рассчитывать на поощрение в конце месяца или квартала, если такое предусмотрено трудовым договором. За особые услуги работодатель может отблагодарить сотрудника внеочередной выплатой премиальных. В общем, должен быть очевидный результат, который может оценить руководитель. А кто оценит его самого?
К частной организации вопросов нет, но к государственному учреждению появляются всегда. В случае с действующим министром строительства Забайкалья Дмитрием Ватагиным, который до этого возглавлял Госэкспертизу края, ответ напрашивался по принципу подведомственности. Так как Госэкспертиза находится в ведении регионального минстроя, то согласовывать размер стимулирующих выплат для Ватагина, по идее, должно было именно министерство.
Но на деле никакого согласования не было, как и не оценивалась эффективность работы руководителя, что позволило ему самовольно приказами выписать себе премий на общую сумму около 16,5 миллиона рублей.
Несложно посчитать, что в среднем за месяц работы в Госэкспертизе (в течение 2 лет) Ватагин поощрял себя почти на 700 тысяч рублей. И это при ежемесячном окладе в 14 560 рублей, который чуть позже ему подняли до 15 626. По данным прокуратуры, руководитель государственного учреждения воспользовался тем, что долгое время министерство строительства не могло принять на своём уровне документы, которыми бы регламентировало в том числе и назначение премий начальнику подведомственной организации. Документы были приняты весной 2021 года, но и это не помешало Дмитрию Ватагину продолжать выписывать премии самому себе.
Так же после него поступила и пришедшая на место Ватагина Наталья Журавлёва. Она самовольно выписала себе премий более чем на 500 тысяч рублей. Поскромнее. Интересно ещё и то, что прокуратура обнаружила полнейший бардак в выплатах премий и рядовым сотрудникам Госэкспертизы края. А потом мы и вовсе узнали об уголовном деле о халатности, по которому Дмитрий Ватагин был приговорён к исправительным работам. И это опять же за события на прошлом месте работы.
Получается, что сам Дмитрий Ватагин за 2 года работы в Госэкспертизе Забайкальского края неустанно и очень высоко оценивал свои достижения, даже не утруждаясь советоваться на этот счёт с курирующим министерством. Трудился так, что привело это к прокурорской проверке и уголовному делу. Но премия сама себя не выпишет. Теперь, правда, все эти деньги, скорее всего, придётся вернуть — прокуратура требует рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.
Но никого не смущает тот факт, что и действующий руководитель государственного учреждения продолжил действовать по тому же сценарию? О возврате ею премий в представлении прокуратуры речи не идёт. Вероятно, это будет отдельный вопрос.
Нет сомнения, что к подобной ситуации привели действия минстроя, который долго не мог ввести внятный порядок премирования для руководителя подведомственной организации, чем давал ему место для манёвра. Но это же вообще не повод внаглую оценивать свой труд премиями, в десятки раз превышающими оклад. Государственное учреждение и деньги получает государственные, а затем, как видно, щедро тратит их на зарплату начальника. И вот поступает просьба — деньги вернуть. Но разве этого достаточно?
К сожалению, есть основания полагать, что перед нами всего лишь пример того, как на самом деле некоторые чиновники переоценивают свой труд и вклад в развитие региона. Но надо признать, что в таком случае высокую оценку они себе дают мастерски. Чего не скажешь об исполнении их прямых обязанностей, когда губернатор, например, чуть ли ни на каждой приёмке свежепостроенного объекта в крае захлёбывается в возмущении или критикует формалистские отчёты министерств. Но ведь построили же. Может, тогда ещё премию?
«Редколлегия»: Как защитить детей от собак и закона Бурматова? Итоги трагедии в Домне
В очередном выпуске проекта «Редколлегия» редакторы «Чита.Ру» Андрей Козлов и Екатерина Шайтанова обсуждают причины трагедии и обсуждают, что делать региональным и муниципальным властям с бездомными собаками с учётом того, что закон Бурматова, скорее всего, никто менять не собирается.
Егор Захаров: Давайте соответствовать
Сначала я хотел написать эту колонку про генерал-майора МЧС Николая Басова, который сначала распоряжается подготовить пожарных к понижению зарплат, потом включает заднюю скорость и обвиняет некие СМИ в распространении некорректной информации. Мне бы хотелось задать риторический вопрос — а как генерал будет смотреть в глаза своим подчинённым, которые эту бумагу видели?
Потом я думал, что неплохо бы написать про Евгения Понасенкова, который кинулся защищать забайкальского школьника, почему-то наговорил его педагогам гадостей про их лица и тела. И ничегошеньки-то ему за это не будет, хотя в другом обществе ему бы нахлестали по щекам. Но Панасенков — не Моргенштерн, тут почему-то не возникло очереди мужиков с приглашениями на бой.
Ещё я планировал повозмущаться историей с депутатом Александром Михайловым, которого коллеги по заксобранию хотят пропесочить за слова. Если кто забыл, то Михайлов предложил стрелять собак, а для зоозащитников ввести смертную казнь. И вот в заксобрании решили, что надо песочить не ветслужбу, не районных деятелей, не членов правительства или губернатора, который не предпринимал нужных мер. Понимаете? Не надо с этих людей спрашивать. А с Михайлова, с негодяя такого, значит, надо снять стружку. Говорит он, видите ли. Молчать надо, как всем!
Эти темы меня лишают душевного покоя, который, как известно, всем нам нужен и очень полезен. Поэтому напишу я лучше про то, что даёт мне душевный покой.
Например, про утреннюю Аврору. Когда небо на востоке чуть занимается удивительным цветом не то персика, не то чайной розы, Венера особенно ярко светится, готовясь растаять в свете рождающегося дня.
Или про то, как прорвавший в крещенский мороз ручей окутал паром прибрежную вербу. Когда холод всё-таки сковал воду, на кустах остались крупные кристаллы инея. Удивительное творение, которое выглядит и опасно-острым, и пушисто-мягким, и белоснежным, и переливающимся в лучах.
Да и верба сама по себе удивительна. Вот она стоит от макушки до корней покрытая льдом, да и корни там в глубине тоже проморожены насквозь. Но стоит чуть-чуть пригреть, и оживёт невзрачный кусток, выпустит из красноватых веток перламутровые свои меховушки. До чего хитро придумано!
Или взять хотя бы звёздное небо. За городом на него можно смотреть бесконечно долго, думая о том, что каждая из этих светящихся точек — это огромное солнце, наверняка, собравшее вокруг себя с десяток планет.
Всё это — и звёзды, и разноцветный блеск во льду, и рассветы, и закаты — вызывает у меня неподдельный восторг. А достойны ли мы всего этого? Может быть, стоит меньше врать, грубить, лицемерничать и злиться, чтобы хоть как-то соответствовать нашему прекрасному миру.
Варвара Лебедева: Как Маэстро Понасенков переиграл и уничтожил сельского учителя
Блогер, любитель истории, публицист, певец и человек-мем — вот только часть того, из чего складывается неоднозначная личность Евгения Понасенкова, более известного в интернете как Маэстро. Пытаться понять его и осмыслить, где он серьёзен, где троллит аудиторию, а где — самого себя, невозможно. В этом человеке столько слоёв иронии, постиронии и метаиронии, что мозги сворачиваются в кольцо.
Под каждой публикацией Маэстро или той, где он просто упоминается — хор похвалы. Маэстро, вы великолепны! Талант! Великий человек. Попробуй угадай, кто из этих комментаторов искренне восхищён, а кто всего лишь поддерживает этот вочеловеченный мем. А может, им восхищаются за его умение быть эпатажным и самовлюблённым. А может, он по-настоящему самовлюблённый. А может, и не по-настоящему, а просто поймал волну и на ней качается.
В любом случае, Маэстро — это не просто блогер, автор гей-журнала, псевдоисторик или кто-то ещё. Это, на мой взгляд, символ. Его словечки уже ушли в народ: «переиграю и уничтожу», «дешёвка», «гниль». А его вокальные выступления? Непонятно, действительно ли Понасенков утратил критику и считает себя талантливым певцом. Или он просто может себе позволить петь радостно, но фальшиво, и собирать деньги за концерты. Ну, народ же приходит? Аплодируют? Чего ещё нужно.
Вот такая интересная личность вскрыла социум, заступившись за школьника из села Любовь в Забайкалье. Школьник что-то прочитал в книгах по истории, начал задавать неудобные вопросы учителю, за что, по его словам, подвергся оскорблениям и угрозам выгнать из школы. Будучи поклонником Маэстро, мальчик написал ему с просьбой о помощи.
Понасенков записал обращение губернатору Забайкалья и пообещал, что не даст спустить всё и не оставит безнаказанным издевательство над ребёнком. Ситуация вызвала интерес прокуратуры. Выяснилось, что учитель истории по образованию трудовик. Учитель уволился.
Что сделал Маэстро в этом случае? Есть в интернете ёмкая и красивая метафора: «Набросил г*** на вентилятор». Правда ли ему было важно защитить 14-летнего мальчика, который что-то читает, о чём-то хочет спрашивать? Или это просто была очередная причина возвыситься, похайповать?
Какая разница. Для меня здесь важно одно: подросток в самом уязвимом возрасте увидел, что к значимому взрослому можно обратиться за помощью, и взрослый услышит. Отреагирует. Защитит. Это правда важно. Пацан не знал ни про какого детского омбудсмена, он позвал того, кого знает. В надежде на помощь.
В комментариях и разговорах всё бурлит. Молодёжь обнаглела! Нечего задавать учителю вопросы! Начитался русофобского! Да как он смеет! Да кто такой ваш Понасенков!
Вот такое у нас общество. Сиди, не задавай вопросов, не интересуйся ничем. Склонись перед учителем, без разницы, даже если учитель вообще не специалист. Просто заткнись и будь удобным. Не подрывай авторитет учителя. Слушайте, настоящего авторитета пойди подорви. Он сам кого хочешь подорвёт.
Почитайте биографии людей, которые чего-то добились: учёных, миллиардеров, первооткрывателей. Что-то я не припомню у тех, кто на слуху, таких строк: «был примерным учеником и слушался старших».
Да, пацан из села Любовь может быть охламоном. Он мог начитаться и провоцировать учителя. Но учитель на то и поставлен перед классом, чтобы направить молодой ум в созидательное русло. Не вовремя и не то спросил? Предложи следующий урок сделать дискуссионным. Видишь, что нарывается — поговори спокойно, выясни, из-за чего нарывается-то. Ты, блин, взрослый. А кричать и оскорблять — поведение незрелой гопоты, а не учителя.
Я слышу возражение: кто будет это делать за такие нищенские зарплаты? Есть те, кто делает. Давайте посмотрим. У фельдшеров скорой помощи, участковых терапевтов, да вообще у врачей и медсестёр тоже нищенские зарплаты. Нормально, если за них они будут делать уколы нарочно больно, игнорировать симптомы, выписывать абы что? Ой, нет, на них мы закричим: врачи-убийцы! Вы ведь клятву Гиппократа давали! (Ничего они не давали, кстати).
Среди учителей, я уверена, есть не меньше, а то и больше убийц. Тех, кто убил желание что-то спрашивать и обсуждать. Убил доверие к взрослым. Убил самооценку. Убил жажду знаний и психику.
А тех, кто говорит о карьере учителя, которую сломал какой-то «сопляк», я ставлю на одну полку с другими. С теми, кто говорит: «Да что ей, потерпеть 10 минут, а у парня вся жизнь сломана». Или ещё хуже: «Человек один раз оступился, что ему портить всё, может, она сама спровоцировала и врёт».
И эта полка у меня подписана нехорошим словом.