«Ты как руководитель либо работаешь, либо нет», — Инна Щеглова
Будут ли строить школы в Чите, какой будет набережная и что планируется сделать с Парком Победы? Об этом и не только редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов поговорил с сити-менеджером Инной Щегловой перед Новым годом. Ответы Щегловой на вопросы по ключевым темам для удобства мы собрали в карточках.
Для тех, кому удобнее читать, есть карточки по следам первого выпуска: вот они.
- О работе Инны Щегловой на посту сити-менеджера
- О сексизме
- О кадрах в администрации
- О зарплатах городских чиновников
- О графике Инны Щегловой
- О мастер-плане и перекрестке улиц 9 Января и Анохина
- О троллейбусной линии на КСК
- О вывесках в Чите
- Про аэропорт и гостевой маршрут
- Про Молоковку
- Про церковь декабристов
- Про строительство школ в Чите
- Про комплексное развитие территорий
- Про небоскреб на МЖК
- Про набережную
- Про спортивные объекты
- Про Парк Победы
О работе Инны Щегловой на посту сити-менеджера
К сожалению, пришлось стать жестче. У меня вообще всегда был принцип, что люди должны как-то сами хотеть работать. К сожалению, так получается не всегда. На прошлой моей работе (Инна Щеглова была зампредом правительства Забайкалья с 2020 по 2023 год. — Прим. ред.) был меньший круг людей, с которыми приходилось взаимодействовать, но которые в большей степени понимали мои требования и принимали правила игры. Если шли работать, то, собственно говоря, дальше со мной шагали по этой трудовой линии, трудовому пути.
Здесь [в администрации Читы] большее количество людей, тех, которые в том числе от тебя не зависят от слова совсем. И когда наступает какой-то критический момент, то и ругаться приходится, и спорить, и голос повышать. Хотя я не сторонник этих вещей. Я всегда вспоминаю Юрия Петровича Трутнева (полпред президента в ДФО. — Прим. ред.). Мне кажется, он может сказать почти шепотом так, что тебе потом не захочется чего-либо не делать.
О сексизме
На самом деле, за исключением, наверное, жителей города Читы, никто не касается гендерного признака. Никто [из коллег] не относится как к женщине или мужчине. Ты как руководитель либо работаешь, либо нет. А вот когда я читаю комментарии, потом, конечно, становится иногда даже обидно. Ощущение такое, что женщина не способна заниматься такими вещами, хотя на самом деле женщин-мэров достаточно много. Женщина-губернатор вот у нас новая появилась (исполняющая обязанности губернатора Еврейской автономной области Мария Костюк назначена 5 ноября 2024 года, она единственная женщина-руководитель в России. — Прим. ред.).
О кадрах в администрации
Махать шашкой и говорить о том, что я тут всех порубила… У нас происходит очень много внутренних неприятных историй, после которых люди в том числе увольняются. Я вынуждена людям говорить о том, что они не соответствуют моим требованиям и им лучше не идти со мной дальше. Просто это не происходит в публичном пространстве. Я не сторонник этого.
Людей не хватает. Мы уже неоднократно выходили с инициативой, с просьбой на федеральном уровне разработать норматив. То есть мы же прекрасно понимаем, что у нас в администрации в два раза меньше людей, чем в Улан-Удэ, например. А полномочий-то не меньше. То есть вопрос ведь не в том, сколько человек, а каков объем полномочий, которые нужно исполнять. Перечень достаточно широкий. У нас, конечно, люди-универсалы.
О зарплатах городских чиновников
Если говорить про зарплату, то определенная часть, даже большая часть, работает на МРОТе, просто минимальный размер оплаты труда. Зачем они тогда работают? Потому что у кого-то идет стаж муниципальной службы, который нужно выработать для того, чтобы иметь право на пенсию. Это тоже немаловажный, на самом деле, вопрос. Кого-то интересует в большей степени стабильность, потому что это муниципальная служба и есть гарантия, что тебя «не выбросят» завтра на улицу, как в какой-то частной организации. Но при всём прочем — это очень большая ответственность. Текучка происходит, потому что очень много ответственности, той, за которую может наступить уголовная.
Работа очень сложная и очень напряженная. Она не ограничивается тем, что ты ушел в 6 часов вечера и забыл. Как, например, закрыл магазин и забыл про него, собственно говоря. А здесь работа круглосуточная.
Изменилось лишь одно — увеличили МРОТ и проиндексировали заработную плату. Но нужно думать, каким образом дальше поступать. Мы ограничены: не можем ни увеличить штат, ни увеличить заработную плату, потому что дотационный бюджет. Мало того, у нас даже есть требование о сокращении численности. Но если мы еще сократимся, тогда вообще просто некому будет чем-либо заниматься. Оставшиеся люди уволятся, потому что на кого-то нужно будет распределять эту нагрузку.
У нас сейчас один из коллег из другого ведомства, из банковского сектора, переезжает в Воронеж. Там, в Воронеже, численность администрации — 1200 человек. А у нас — 330. Если мы будем считать на численность, то логично, что в Воронеже 1,2–1,3 миллиона человек и такая администрация. У нас 330 человек в администрации, включая все подразделения, все комитеты, все управления. Но при этом и у Воронежа, и у Читы — одинаковое количество полномочий. И по территории Воронеж всего лишь на 50 квадратных километров больше, чем Чита. А разница колоссальная.
О графике Инны Щегловой
Я ухожу [с работы] совершенно по-разному, в большей степени после окончания рабочего времени, потому что у меня это время для того, чтобы расписать, подписать документы. Всё остальное [время] посвящено совещаниям, обсуждениям, каким-то визитам, выездам и так далее.
О мастер-плане и перекрестке улиц 9 Января и Анохина
Вообще, в мастер-плане этот квартал должен называться «Исторический квартал». И все здания на Анохина, и выходящие на улицу 9 Января, должны приобрести новое функциональное назначение. Это было по задумке проектировщиков, которые сюда приезжали, по опросам и всему остальному. Здесь должны быть рестораны, какой-то общепит, магазины, чтобы люди гуляли и наслаждались прекрасными видами тех зданий, которые мы проходим.
Проблема заключается в следующем: большинство из тех зданий, о которых мы говорили, [например] угловой магазин, который выходит на улицу Амурскую (здание обрушилось в июле 2024 года. — Прим. ред.), — это всё здания федерального значения. Они не относятся ни к муниципалитету, ни к региону. Сейчас проходят переговоры для того, чтобы все эти помещения, здания, вне зависимости от их принадлежности, сосредоточились на уровне региона. И тогда можно будет принимать решение о том, что с ними делать. Но здания не пустуют. Пустующее у нас здание только одно — на улице 9 Января.
Мастер-план — градостроительный документ долгосрочного стратегического планирования, который определяет концепцию будущего развития города. Включает в себя стратегию развития промышленности, жилья, транспортной системы, исторической части города и другие направления.
О троллейбусной линии на КСК
Самое главное, к чему мы приступили в этом году, — это строительство троллейбусной линии на КСК. Первый этап реализации зашел в 2024 году. 1,8 миллиарда рублей было выделено, чтобы начать два путепровода и расширение улицы Кирпично-Заводской. Проект уже есть. Сейчас идет разработка технической документации, которую мы отдали подрядчику. После того, как все пройдут экспертизу, в том числе стройконтроль, кстати, федерального значения, [начнутся работы]. Уже закупаются материалы, [согласовываются] некоторые объекты, которые необходимо сносить и так далее, в том числе по котельным — решаемая тема с РЖД.
Если будет так же выделяться финансирование, то есть ориентировочно лет пять для реализации. Это же центральная часть города должна быть задействована, там нужно расширение, начиная от кольца улицы Бабушкина: Белика, проспект Советов, путепровод через проспект Советов и так далее. Достаточно амбициозный проект. Цена его вопроса — свыше 10 миллиардов рублей, пока выделено 1,8 миллиарда.
Проект строительства троллейбусной линии на КСК в 2022 году прошел госэкспертизу. По проекту администрация города планировала продлить линию троллейбуса № 3 по проспекту Фадеева, далее — по улице Ивановской и Рахова. Позже проект был изменен, и утверждено создание двухуровневой развязки на пересечении улиц Бабушкина, Шилова и Генерала Белика вместо кольца.
О строительстве многоуровневой развязки на кольце замминистра строительства региона Кривощеков говорил еще в 2021 году. Тогда предполагалось, что троллейбусную линию до КСК получится построить в рамках нацпроекта «Экология».
Необходимость строительства троллейбусной линии до КСК обсуждается с середины нулевых.
О вывесках в Чите
Если посмотреть, что сделали за 2024 год и сколько вывесок поменяли, достаточно неплохо получается, потому что в условиях моратория действительно это очень сложно. То есть предъявить юридическому лицу за несоблюдение можно только в ходе проверочных мероприятий, а у нас только предписания, ответы в суд и так далее. Мы занимаемся бумажной волокитой по сути сейчас. Но «сарафанное радио» достаточно неплохо работает. На согласование в этом году у нас около 300 предпринимателей зашли для того, чтобы поменять вывески, фасады. Это много, до этого это были единицы, десятки. То есть на каком-то этапе появится единообразие.
В 2021 году в действующие правила благоустройства территории Читы внесены изменения — появился раздел с требованиями к размещению информационных конструкций (вывесок) на фасадах зданий. А в феврале 2022 года гордума утвердила правила установки и эксплуатации рекламных конструкций, разработанные на основе федерального закона «О рекламе». О том, как должны выглядеть вывески и реклама, мы писали в тексте на «Чита.Ру». Кроме того, экс-руководитель администрации Читы Александр Сапожников ранее сообщал, что в городе начали внедрять дизайн-код — свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок, наружной рекламы, фасадов зданий.
Про аэропорт и гостевой маршрут
Сквер авиаторов [в читинском аэропорту] в этом году мы даже подстригли, почистили, отремонтировали лавочки, которые там поломали. Там на самом деле всё не так уж и печально. Сквер — это уже наша территория. А прилегающая до сквера — это территория аэропорта, на которой ямы. Там проехать невозможно. Но пока [ремонт дороги] только в планах у аэропорта. А сквер, на самом деле, выглядит очень даже неплохо. Сделали [тропинку] вдоль части, где стоит самолет, выложили всё тротуарной плиткой. В этом году мы так к нему достаточно неплохо подошли.
В марте 2024 года парк Авиаторов претендовал на благоустройство. Там хотели сделать пешеходные дорожки с освещением, газоны, посадить деревья, обустроить зоны отдыха для пассажиров. В апреле 2024 года компания, специализирующаяся на инженерных коммуникациях, выиграла контракт на обрезку деревьев в сквере Авиаторов на привокзальной площади аэропорта. Нужного опыта работы у фирмы не было, однако во время аукциона подрядчик в два раза снизил предложенную стоимость за работы и выиграл. Подрядчик занимался санитарной, формовочной обрезкой деревьев, а также очищал сквер от мусора и листвы. Максимальная начальная цена контракта была 5,9 миллиона рублей.
Деревья вдоль гостевого маршрута [планируем] ликвидировать и высаживать новые. Но опять же после расширения дороги, в том числе на Магистральной, по бокам-то не осталось практически ничего. И деревья практически уходят в низину, в ров. Мы там всё пересчитали, перемерили, что нам нужно сделать, чтобы гостевой маршрут был более-менее в приличном состоянии. Цена вопроса очень-очень большая, начиная от замены деревьев, заканчивая всеми тротуарами, которые нужно сделать, ограждениями, фасадами, в том числе домов, которые на гостевом маршруте стоят. Есть соответствующая дорожная карта, и мы хотим двигаться по ней. Мы начали с самого сквера Авиаторов, то, что в наших силах, отремонтировали. Дальше нужно обязательно поменять остановочные павильоны, чтобы они были в симпатичном виде. По деревьям пока подступиться не можем.
Про Молоковку
На Молоковке наводить порядок нужно. Безусловно, для этого надо подготовить проект. Нужно, чтобы был соответствующий вид разрешенного использования, чтобы дорогу сделать. Дорога — не самый легкий момент, потому что часть дороги принадлежит военведу, часть дороги — муниципального значения, часть — федерального. Это целая история, так же как у нас на объездной [дороге] рядом с кладбищем. Этот пятачок, разворот никак состыковать не могут. На сегодняшний момент пока еще нет ничего, во всяком случае, я не нашла за полтора года, чтобы был какой-то документ стратегического планирования в отношении той отдаленной части. Поэтому будем думать. Есть и инициаторы, которые хотели бы заняться этим вопросом.
Вообще, очень много людей приходят [с инициативами]. У нас есть совет по туризму. Этот совет собирает практически все мнения, пожелания по развитию туризма в Чите и, конечно же, окраин. Это места, куда можно водить туристов, ходить пешими походами, сплавы делать либо что-то еще. Такие как Сухотино, как Красная горка и так далее. Сейчас наша главная задача — всё это объединить и понять, что нам необходимо этот ресурс привести в более-менее надлежащий вид, потому что визитных карточек в городе нет. Приезжаем, например, в Красноярск. У них [есть] видовая зона, с которой мы на столбы приходим. В Якутске [есть] Ленские столбы. Какие-то вещи, которые всегда отличают тот или иной город. У нас таких благоустроенных визитных карточек нет.
Про церковь декабристов
[Передача здания в собственность РПЦ] с городом не обсуждается. А если даже он обсуждается, пока без участия города, я слышу только отголоски. На определенное время затихла эта тема, она не будировалась нигде, то есть никогда не поднималась. Пока таких обсуждений я не слышу. Во всяком случае меня на них никто не приглашает, значит, они и не ведутся. С острога начиналась история декабристов, там самая главная точка. Стоим за нее горой, никому не отдаем, ничего не делаем.
У нас есть проект, чтобы воссоздать новоделом Читинский острог, сделать там очень хороший музей. Единственное, что нужно, — закончить изыскания, которые необходимы, и потом уже реализовывать. Мне кажется, это было бы правильно. Во всяком случае, мы могли бы показать детям, как это было, с чего всё начиналось, как были обустроены жилища. Мне кажется, это такая точка, которая могла бы быть местом притяжения для туристов. Пока нет. Проект есть, есть место. Вопрос в конкретике и во времени исполнения этого проекта.
Ранее Читинская епархия РПЦ пыталась вернуть себе здание, в котором сейчас находится музей «Церковь декабристов». В апреле 2024 года Министерство культуры Забайкалья опровергло эту информацию. В ноябре 2024 года «Норникель» и Забайкальский край заключили новое соглашение о сотрудничестве, один из пунктов которого предусматривает «участие в переносе Музея декабристов». В пресс-службе Минкультуры сообщали, что здание нуждается в реставрации. Проектно-сметная документация на этот объект составлена в 2021 году и оценивалась в 20,2 миллиона рублей. Пресс-служба Министерства культуры региона сообщала, что «ни одним из уполномоченных органов такого решения не принималось».
Про строительство школ в Чите
У нас в городе не ведется строительства. У нас должна была быть построена школа в Железнодорожном районе по концессии, которая не строится. Должна была быть построена по концессии школа в седьмом микрорайоне, там, где «Кенон-Ривьера парк» сейчас расстраивается. Но ничего из этого не произошло.
В середине ноября 2022 года котлован разрыли в Железнодорожном районе на улице Советской для строительства новой школы на 800 мест. До настоящего времени строительство там так и не началось. Концессию заключил в конце 2021 года Минстрой региона с ООО «Школа Будущего» арестованного позже бизнесмена Станислава Неверова. Министерство образования и науки региона начало вести претензионную работу с концессионером в судебном порядке. Помимо школы на Советской, он должен был построить школу на КСК, где работы также не велись. Кто такой Станислав Неверов, который заключил с правительством Забайкалья около 20 концессий на строительство, мы рассказывали в этом расследовании.
Сейчас подписываются концессионные соглашения на строительство нескольких школ — в микрорайоне Романовском, в седьмом микрорайоне и в микрорайоне Хорошем. Начало строительства [запланировано на] 2025 год.
Про комплексное развитие территорий
[В районе улиц Ленина — Новопроточной] есть площадка. По планировке территорий она якобы свободная, там же жилые дома. Вопрос в том, по какому механизму очистить эту территорию, чтобы построить там школу, и на какие средства построить. Конечно, Центральный район — один из самых густонаселенных с точки зрения многоквартирных жилых домов. Там, где у нас планируется комплексное развитие территорий (КРТ), — улица Новобульварная, Нечаева, Фрунзе — там жизненно необходимы детские сады и школы. Именно поэтому мы сейчас обсуждаем вопрос, что одна из площадок, которая может быть освобождена посредством комплексного развития территории, должна быть полностью отдана под строительство большой школы. То есть не на 800 мест, не на 1100, а, возможно, даже на 2000.
Понятие комплексного развития территорий появилось в законодательстве в 2020 году. КРТ подразумевает реновацию — снос или реконструкцию ветхих, аварийных домов и постройку на их месте новых объектов, причем это должна быть именно комплексная застройка, в составе которой будет полная инфраструктура. То есть КРТ — это жилые дома плюс школы, детские сады, поликлиники, торговые центры и так далее. Программу «Комплексное развитие территорий» (КРТ) планируют применить в Чите для расселения аварийных домов и постройки на их месте многоэтажек. Корпорация развития Забайкалья, являющаяся заказчиком по программе, отобрала 19 подходящих участков.
Те участки, которые сейчас отданы под комплексное развитие территории, слишком малы. Сейчас подбираем так, чтобы можно было и обеспечить транспортную доступность, и объем земельного участка, который необходим под большую школу. Пока в обсуждении находимся с Корпорацией развития Забайкальского края, потому что она является оператором по КРТ в крае.
Чем мы не нравимся строителям, чем и отличаемся от всех — мы против застройки большой, в 20–30 этажей, и там, где нет никакого благоустройства. Если комплексное развитие территорий происходит, то это должно быть комфортное место, должны быть детские площадки. Не так, как строительство велось на протяжении десятков предыдущих лет. Если мы с вами проедем по проспекту Генерала Белика, то не увидим ни одной детской площадки. И таких моментов много, потому что застраивали город точечно. Построили дом, сделали вокруг парковочное пространство, на этом и закончили.
Мы обсуждали территорию Машзавода, когда приходил потенциальный покупатель с проектировщиком и предоставлял нам проект, концепцию жилой застройки. Сначала мы рассматривали это у меня, потом на площадке Александра Михайловича [Осипова] и сошлись в одном — нужно делать пространство не только для тех, кто живет в этих домах, но и для тех, кто ходит вокруг этих домов. Просто сделать закрытую красивенькую площадку и насадить там деревьев — недостаточно в городе. Должна быть развитая инфраструктура вокруг. Это то, с чем столкнулись и по Нерчинско-Заводской при реализации проекта. Это такой сложный процесс.
Кто-то говорит, что нужно стремиться ввысь. Я считаю, что стремиться ввысь мы не очень должны, потому что Чита при всей своей архитектурной особенности не может выглядеть красиво, когда в большинстве четырехэтажные и пятиэтажные дома, ну или девять этажей. А потом раз — и посередине 20–25–30 этажей какой-то объект. Мне кажется, должна быть какая-то гармония.
Про небоскреб на МЖК
Сейчас к [проекту небоскреба] отношусь нейтрально. Мы же говорим о единичном объекте, который является доминантом в городе. Таких объектов у нас нет. Это не значит, что [точечные небоскребы] будет повсеместно, потому что это уникальное здание-сооружение. Точно так же построиться кварталы не могут. Это единственный дом, который может быть таковым в соответствии со всей градостроительной документацией. На самом деле интересный проект. И может быть, когда построится [небоскреб], он не будет настолько нелюбимым в Чите. Может быть, станет наоборот.
О том, что застройщик хочет построить в Чите небоскреб, стало известно 8 апреля. Согласно документу, здание появится на углу улиц Красной Звезды и Шилкинской. Объект состоит из двух башен, соединенных мостом. Директор компании «Сила Востока» Сергей Гурулев рассказал, что проект здания не имеет аналогов в Дальневосточном федеральном округе. В январе 2025 года застройщик показал, как небоскреб будет выглядеть.
Про набережную
Были общественные слушания, и не одни. Это принципиальная позиция заказчика, потому что проектировщики могут [слушания] делать, а могут не делать. То, как отреагировали на это подрядчики, проектировщики, которые это делают, вызывает у меня очень много уважения. На «Чита.Ру» был весьма своеобразный материал — «Заасфальтируйте лучше всё и деньги не тратьте». У людей совершенно разные мнения по этому поводу, будет еще одна итерация.
Пять обсуждений происходило в разные периоды времени, в разные моменты готовности концепции набережной. Мы требовали, во-первых, того, что проектировщик не может жить в период проектирования за пределами Читы. Была уже такая практика, когда проект, допустим, по благоустройству дворовых территорий, выигрывала компания, которая вообще ни разу не была на этой территории. Так делать невозможно, нельзя. [Проектировщики] приехали сюда, молодые, амбициозные, заключают договоры на проведение различных видов экспертиз, разведок и так далее.
Проблем, на самом деле, здесь достаточно много. Это гидротехнические сооружения — и действующие, и те, которые подлежат ремонту и реконструкции. Естественно, пересекающие мосты, объекты под мостами, над мостами. Если мы говорим про Комсомольскую, то получается разрыв набережной. Много коммуникаций внутри гидротехнических сооружений. Объекты очень-очень сложные. Протяженностью [набережная] ранее была около 13 километров, а сейчас это уже более 15 километров. Самое главное — сделать так, чтобы разделить на правильные этапы реализацию этого проекта. Мы же можем столкнуться с какой проблемой? Объем финансовых средств. Одногодично сделать набережную невозможно. На 6 миллиардов рублей эти работы сделать просто физически ни один город [не сможет]. Набережная, как правило, делается около пяти лет.
Работы по контракту на строительство набережной в Чите должны быть закончены не позднее 31 октября 2025 года. В проекте предлагалось предусмотреть зоны отдыха, береговую линию, возможность строительства объектов и их подключения к сетям. Также в контракте прописано, что исполнитель должен привлечь к процессу жителей домов, расположенных в прилегающих микрорайонах, собственников и арендаторов прилегающих земельных участков, представителей профессиональных сообществ и городских активистов.
Протяженность набережной, где планируется провести благоустройство, будет достигать 15,6 километра. Она входит в мастер-план развития Читы. Президент России Владимир Путин одобрил его весной 2023 года. При этом часть набережной будет входить в границы «Дальневосточного квартала» — в программу, по которой в Чите на площади более 36,7 гектара до 2033 года планируется построить 238 тысяч квадратных метров жилья. Соглашение о строительстве подписано с группой компаний «Самолет» — крупнейшим в России застройщиком жилья. Для возведения «Дальневосточного квартала» выбрали компанию «СЗ „Проект-С-47“». Ее учредителем является ООО «Самолет-Регионы» из города Люберцы в Московской области.
Но меня поразило отсутствие заинтересованности индивидуальных предпринимателей и бизнеса поучаствовать в этом процессе. В большей степени [набережная] будет благоустраиваться в первоначальном этапе от моста на Богомягкова, Комсомольская и Мостовая. Начало работ должно стартовать в 2026 году, потому что 25 октября 2025 года — это [срок] по госэкспертизе готового проекта. [6 миллиардов рублей] — это были оценки, которые давали нам разработчики. Обсуждение реальное происходит, [проекты] будут наполнены однозначно объектами для тихого отдыха, для активного отдыха, спортивными площадками, беговыми дорожками, озеленение, безусловно.
Вопрос сейчас стоит очень остро. Мы обсуждаем его с Министерством природных ресурсов, как можно задействовать гидротехнические сооружения в этом случае. Потому что на самой дамбе какие-либо устройства возводить нельзя. Мы хотели сделать спуски на воду, чтобы это были площадки для тихого отдыха, которые выходят за дамбу, навесные, наверное, в большей степени, конструкции, чтобы можно было там отдыхать.
Не знаю, насколько можно рыбачить в нашей реке Читинке, но, говорят, люди рыбачат. Кто-то даже говорил: «Давайте сделаем где-то задвижку на дамбе, чтобы река была полноводной». [Это не делается] «задвиганием» задвижки. Вообще нигде ничего не делается. Но люди говорят: «Мы же не Благовещенск, мы не Красноярск. Зачем нам нужна набережная красивая, большая, когда у нас реки-то, по большому счету, нет». Я говорю: «Ну что же вы так обижаете реки? Ингода и Чита сейчас обидятся, разольются и потом покажут, что значит нет». На самом деле, когда был период засухи, действительно реки обмелели. А когда у нас был полноводный период, они были вполне очень даже ничего. По реке Ингоде ходили даже кораблики, на которых я каталась.
Про спортивные объекты
У нас, конечно же, не хватает крытых сооружений круглогодичного назначения. Если мы ориентируемся на мнение жителей, то очень многие говорят о том, что необходимо все-таки развить сеть бассейнов. Жители Черновского района всегда говорят о том, что немного обделены, потому что у них практически нет спортивных объектов — крытых спортивных школ, больших залов.
Если посмотреть глобально, то у нас в последнее время начало проводиться много международных и мировых соревнований в Чите. А зала ни одного нет, который может принимать тот же бокс, ту же спортивную гимнастику и так далее. Этих объектов не существует. Поэтому я абсолютно уверена, что нужно строить много. Будем строить, потому что есть уверенность у губернатора Забайкальского края. Я все-таки в его решительность очень верю. Он практически всегда добивается того, чего хочет.
Про Парк Победы
Вопрос только в том, кто будет [обустраивать Парк Победы]. Если это заводить как общественное пространство, то для бюджета муниципалитета, конечно, очень дорого. Для инвестора — не очень дорого. Но самая главная проблема — водоохранная зона. Там ничего не построишь, только плоскостные сооружения. Там даже некоторые породы деревьев нельзя высаживать. И заглубляться, например, забор выше 70 сантиметров — нельзя. Много ограничений, которые накладывает именно эта территория. Почему у нас Парк Победы расположен, как я его называю, как грибок? Сначала идет аллея, входная группа, небольшое уширение, там, где Вечный огонь, стелы стоят.
Договорились с департаментом госимущества, с правительством Забайкальского края эту землю всю передать в город. Сейчас она уже передана в город и является городской местностью. Теперь можем предоставлять ее на благоустройство. Открою небольшую завесу [тайны]: мы уже ведем переговоры с инвесторами, чтобы эту территорию облагородить. У нас собственных средств нет, но есть очень хорошие инициативные люди.
Там, где был парк аттракционов, ничего уже нет, только кафе осталось сезонного назначения. И то мы сейчас будем решать каким-то образом этот вопрос. Туда, наверное, уйдут футбольные поля, которые стоят за «Мегаполисом», потому что на этом месте будет музей (музейно-исторический комплекс площадью более 10 тысяч квадратных метров на берегу реки Читы. — Прим. ред.), который в мастер-плане есть. Очень большой, интересный, амбициозный проект. Но компенсационное место нужно предоставить, потому что арендатор вложил сюда деньги, всё благоустроил. Альтернативный вариант мы нашли только один из того, что нам принадлежит, что мы забрали у департамента [госимущества Забайкалья]. Сейчас решаем вопрос, каким образом мы будем это делать.
Парк должен быть не только о Чите, а, может быть, о Забайкальском крае. Не с точки зрения каких-то ярко выраженных малых архитектурных форм, которые посвящены тому или иному району Забайкальского края, не с вывесками, большими баннерами, а с очертаниями, напоминающими вообще в целом Забайкальский край. Самое главное, что там это можно сделать, и плюс ко всему чтобы были элементы, которые отсылают нас к традициям различных народов, которые нас населяют, — различных традиций исконно забайкальских и так далее. Сейчас мы думаем над этой концепцией. Я бы очень хотела, конечно, чтобы этот проект реализовался. Те, кто заходят, занимаются этим вопросом, они тоже очень заинтересованы. Это, конечно, не парк «Северный лес», но тем не менее.