Сити-менеджер Читы Александр Сапожников в беседе с главным редактором ИА «Чита.Ру» Екатериной Шайтановой заявил, что работа по внедрению дизайн-кода на улицах города уже ведется и через два года этот процесс будет закончен. Интервью с Сапожниковым вышло 4 июля.
Дизайн-код — это свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок, наружной рекламы, фасадов зданий, он строится на качественных архитектурно-планировочных решениях, соблюдении единства планировочной структуры при проектировании и создании новых зданий, обеспечении безопасности и комфорта горожан. Первым в России подобный документ для Москвы разработал дизайнер Артемий Лебедев.
— Ремонт исторических домов проводится в рамках программы реконструкции домов. Фасадами, всем остальным занимается служба капремонта. Эти аншлаги, которые мы начали делать, их еще штук 150–200 должны сделать. На исторические здания надо разместить QR-коды. Потом мы должны сделать вывески. Вывески приняли, утвердили, думаем. Два года дается на то, чтобы всем перестроиться. Потому что это дорогое удовольствие. Мы это прекрасно понимаем. Я думаю, что, когда люди увидят красоту, они оценят.
Сити-менеджер отметил, что не все предприниматели идут навстречу просьбам администрации города.
— Бывает, когда мы подходим к предпринимателю, просим снять вывеску, чтобы покрасить дом, и добавляем, что вывески уже утверждены, давайте уже по правилам делать, они отказываются, потому что дорого, и старую не разрешают снимать, чтобы под ней покрасить. <…> Я хотел, чтобы наши предприниматели меня правильно поняли: это надо делать. Это же для их благосостояния. Я не раз говорил: стоит нестационарный объект, неухоженный, страшный и благоустройства нет. А если у тебя будет красивенько, чисто — да к тебе народ пойдет. Ты же сам экономику будешь поднимать, — рассказал Александр Сапожников.
За дизайн-код Читы заплатили 25 миллионов рублей — это в 4 раза больше, чем стоит дизайн-код от студии Артемия Лебедева. При этом разработанный Региональным центром компетенции по развитию городской среды документ оказался очень схожим с бесплатно разработанным проектом урбаниста-общественника Максима Резвых, а также с аналогичными документами Иванова и Калининграда.
Известно, что предконцепцию для компании Егора Пономаренко помог разработать владелец кафе «Аура», гендиректор Атамановского пищекомбината и глава азербайджанской диаспоры Алладин Мамедов. Детали этой истории можно прочитать в расследовании Андрея Затирко. Следком отказался возбуждать уголовное дело о плагиате.
Все, что известно о дизайн-коде Читы, мы собрали в тексте.