Здоровье интервью

«Помните меня, умирать собиралась? Вот, приехала, всё у меня хорошо». Как онколог из Забайкалья спасает людей и почему спасибо дороже коньяка и конфет

А еще об операциях, спасенных пациентах и любви к жизни, которая всегда побеждает

Хирург-онколог Константин Дегтяр проводит операции в Краевом онкодиспансере

В Забайкалье онкологические заболевания входят в число самых распространенных. Однако диагноз рак не должен звучать как приговор. Это точно знает онколог, хирург, заведующий отделением опухолей головы и шеи Краевого онкологического диспансера Константин Дегтяр. Он рассказал нам о детстве во врачебной семье, своих излеченных и теперь здоровых пациентах, настоящей благодарности и нежелании покидать родное Забайкалье.

— Почему вы сделали выбор именно в пользу лечения онкологии? Ведь это направление, наверное, многих пугает?

— Первое мое знакомство с профессией врача и моя профориентация состоялись в детстве. Я очень часто бывал на работе у родителей, которые работали в больнице. Папа — врач-хирург, мама — медицинская сестра. Я знал, что папа делает операции, но не понимал, что это такое.

Помню, как однажды я увидел его выходящим из операционной в операционном костюме, в маске, шапочке. Вижу только одни глаза, а он идет на меня и говорит: «О, Костик, привет!» А я его не узнал, испугался, думаю: «Что за дядя в окровавленной одежде ко мне идет?» Ну прям как фильм ужасов. Успокоил он меня, объяснил всё.

Потом со временем я понял, что работа у папы очень серьезная — лечить людей, да еще таким методом, как хирургический. У нас дома был шкаф с большим количеством медицинских книг, с детства я их листал, рассматривал картинки, даже когда еще читать не умел. А когда научился, то стал их читать, и это меня увлекло. Работа хирурга сложная, очень затратная физически и эмоционально.

Отец Константина — тоже хирург

Из окна нашей квартиры я часто видел свет в окне операционной, в которой до глубокой ночи, а иногда и всю ночь работал мой папа. Я подходил к окну и спрашивал у мамы: «А что, он еще работает?» А мама отвечала: «Да, работает, пойдем спать».

«Отец всегда очень переживал за каждого своего пациента, даже в нерабочее время, в выходные дни, он ходил в больницу, чтобы следить за их состоянием»

Всё это в совокупности сформировало во мне человеколюбие, милосердие, желание помогать людям. У меня сформировалось четкое понимание, что профессия врача — это профессия, которая очень нужна людям, ведь врач всегда поможет и спасет. После окончания школы встал вопрос, куда идти учиться, и я, не сомневаясь ни минуты, выбрал медицину.

Отучившись в нашей Читинской государственной медицинской академии, которая, по моему мнению, является лучшим медицинским вузом страны, я пошел учиться в ординатуру по хирургии. Одним из циклов была сердечно-сосудистая хирургия, которая настолько покорила мое сердце, что я стал мечтать о специализации. Но на тот момент кадровой необходимости в сердечно-сосудистом хирурге в лечебных учреждениях Читы не было. Я устроился работать в онкологический диспансер врачом-хирургом.

Сейчас Константин Дегтяр заведует отделением опухолей головы и шеи Краевого онкологического диспансера

И теперь спустя много лет понимаю, что это было не просто так. Это судьба. Я нашел свое призвание, свою специальность — онкология опухолей головы и шеи. Специальность включает много хирургических направлений медицины: это и оториноларингология, и челюстно-лицевая хирургия, и эндокринная хирургия, и пластическая хирургия. Специальность прогрессивно развивается. В Забайкальском крае созданы все условия для того, чтобы пациенты получали медицинскую помощь по этому профилю на самом высоком уровне, имеется всё необходимое для этого современное оборудование. Но извечный вопрос и проблема — нехватка кадров. Хотя, пожалуй, это уже совсем другая тема для разговора.

— Есть ли у вас пациенты, которых помните много лет? Расскажите про них.

— Каждый пациент особенный, не бывает одинаковых. При встрече я безошибочно узнаю всех, кого когда-либо лечил. Но, безусловно, есть такие пациенты, которые запомнились больше. Например, те пациенты, которые имели третью и четвертую стадию заболевания, были прооперированы еще в начале моей работы (а это уже больше 10 лет назад) и по настоящий день живут, им удалось полностью победить злокачественную опухоль. Это пациенты с раком гортани, полости рта, языка.

«Видя этих пациентов на приеме в поликлинике, очень радуешься, улыбка на лице появляется от счастья и понимания того, что удалось им помочь»

Помню хорошо пожилую женщину, бурятку, которая лежала у меня в отделении много лет назад с раком щитовидной железы, с метастазами в шейные лимфоузлы. После операции она собралась умирать. «Всё, — говорит, — выписывайте меня домой, я поехала домой умирать». Я объясняю о заболевании, говорю, что всё будет хорошо, а она: «Нет, всё, я уезжаю». Прошло около года, и я увидел ее на приеме в поликлинике. Говорит мне: «Помните меня, умирать собиралась? Вот, приехала, всё у меня хорошо, как вы и говорили!» И смеется.

Для врачей счастье, когда пациенты выздоравливают

Интересных клинических случаев, которые очень запомнились, тоже много. После удаления гортани у человека нет голоса, чтобы его восстановить, используется методика установки голосового протеза. Чем раньше после операции он устанавливается, тем больше шансов на восстановление голоса. Обычно это делается не позже полугода после завершения лечения. Был один пациент, который перенес операцию около пяти лет назад. Жил всё это время без голоса, но вот решил его восстановить и пришел ко мне на прием. Вероятность того, что голос у него появится после установки голосового протеза, была крайне низкой, почти нулевой. Но — чудеса! Голосовой протез установлен — голос есть. Пациент довольный, я счастлив.

Запоминаются как удачи, так и неудачи в лечении. Был молодой парень с саркомой мягких тканей, которого мы оперировали, лечили всеми возможными способами и методами — применялись и химиотерапия, и лучевая терапия. Но опухоль прогрессировала, появились отдаленные метастазы, и парень погиб. Почему именно он запомнился? Потому что был очень молодой, 19 лет, жизнерадостный, ему еще жить и жить. И все старания были приложены, лишь бы помочь. А итог — смерть. Переживали все за него, искренне, душевно. Поэтому врезался в память.

Иногда пациентов спасти не удается, но борются за каждого до последнего

— Сколько лет насчитывается уже в вашей практике? Бывало ли, что хотелось всё бросить и никогда не возвращаться в профессию?

— Официальной? Или с учетом детства, проведенного в больнице с родителями? (смеется). Стаж моей работы врачом-хирургом — 12 лет. За это время сделано очень много для здоровья наших дорогих забайкальцев, да и жителей других регионов, которые лечатся в стенах нашего лечебного учреждения.

«Количество пролеченных пациентов и выполненных операций — тысячи»

Очень радует, что онкология как наука не стоит на месте, а постоянно развивается, предлагая новые методы лечения — хирургические и терапевтические. И эти новые методы лечения внедряются постоянно в практику.

Из последних достижений — проведение лазерной хирургии опухолей гортани и ротоглотки, видеоассистированных и видеоэндоскопических операций, которые позволяют минимизировать операционную травму путем выполнения операций без разрезов через естественные анатомические отверстия. Использование операционного микроскопа позволяет отделить нервы от опухоли, сохранив иннервацию (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой. — Прим. ред.) очень важных органов — сохранить голос, дыхание, работу мимической мускулатуры. Ориентир сегодняшних операций — максимально возможная органосохранность с целью улучшения качества жизни пациентов.

В краевом онкодиспансере есть современное оборудование, которое помогает врачам в спасении пациентов

Используются и внедряются методики хирургического лечения с одновременной реконструкцией, то есть восстановлением удаленных тканей и органов. Активно используется методика голосового протезирования у пациентов, перенесших операцию по поводу удаления гортани, что позволяет пациентам разговаривать, несмотря на отсутствие у них основного голосообразующего органа — гортани. Можно с гордостью заявить, что такие виды операций не выполняются больше нигде на территории всего Дальневосточного федерального округа.

Хотелось ли бросить профессию? Иногда приходит разочарование — разочарование в результатах лечения пациентов, для выздоровления которых приложено очень много сил. Но, кроме неудач, есть и победы, которые реабилитируют и сводят на нет разочарование от неудач — победы в лечении многих тысяч пациентов, которым удалось помочь, удалось спасти.

— Достойно ли, на ваш взгляд, оценивается в нашем регионе труд доктора? Что хотелось бы изменить?

— Очень каверзный вопрос, от правильного ответа на который зависит судьба моей работы в сфере здравоохранения Забайкалья. Шучу! Есть несколько пословиц: «Кто не работает, тот не ест», «Как работал — так и заработал», «Бесплатный сыр — в мышеловке». Они в целом отражают суть этого вопроса. Если у врача есть желание работать и он будет выкладываться на полную, достойная зарплата ему обеспечена. Но с учетом тяжести труда врача, как физического, так и эмоционального, хотелось бы, чтобы достойную зарплату врач получал, работая на одну ставку, чтобы врач уходил домой вовремя и не совмещал несколько работ.

Константину хотелось бы, чтобы врач получал достойную зарплату, работая на одну ставку

— Какую благодарность от пациента вы считаете самой подходящей и настоящей?

— Самая подходящая и настоящая благодарность от пациента — искренне сказанное спасибо. Выписывая пациента после операции, после лечения, когда вложил в него всю душу и весь свой труд, очень приятно услышать: «Спасибо, доктор, вылечили меня». И этого вполне хватит. Это лучше всяких конфет и коньяка, тем более что алкоголь я не пью. В менталитете многих людей врач — это человек, который выполняет свою работу за достойную зарплату, его работа ничем не отличается от других профессий, и он давал клятву какому-то «гиппопотаму» (шучу, клятву Гиппократа сейчас не дают, есть клятва врача), ну и соответственно, о каком спасибо может идти речь.

Вы услышьте и поймите: цель врача — помочь пациенту и ни в коем случае не навредить, все силы и средства, всю свою душу врач направляет на пациента, переживает за него, и когда он уходит домой, он зачастую думает о вас, как вам помочь, что сделать, чтобы у вас было всё хорошо. Поэтому одна из форм благодарности — это отсутствие жалоб со стороны пациента и родственника на медицинский персонал.

Врачи — не боги, мы не обладаем сверхъестественными способностями, мы не можем лечить, как лечил Иисус, у нас в распоряжении есть методы, официально утвержденные, которые всегда используются во благо пациента. Но бывают ситуации, на которые врач не может влиять, он не может сказать: «Встань и иди», — и пациент, находившийся в тяжелом состоянии, идет на поправку. Некоторые люди не понимают этого, жалуются.

«Очень неприятно и до боли обидно для врача, который душу отдает на спасение людей, получать "по морде" за свою работу»

Подытожим — скажите спасибо, доктор улыбнется и пойдет дальше спасать людей от такой страшной болезни, как рак.

Врачам важны позитивные эмоции, которые дарят в том числе и сказочные персонажи

— Что такое жизнь?

— Жизнь — это дар божий, нельзя попросту растрачивать свои дни вхолостую. Цель жизни — принести как можно больше добра и пользы для окружающих. «Возлюби ближнего своего» — хороший жизненный принцип, который при использовании всеми людьми привел бы к созданию здорового общества.

— А смерть?

— С медицинской точки зрения смерть — остановка жизнедеятельности организма, которая наступает в результате необратимого прекращения физиологических процессов в клетках и тканях. Для меня как для верующего человека смерть — это лишь окончание жизни земной. Я верю в бога. Бога, который помогает мне каждый день. Бога, который дает мне силы и веру только в хорошее.

— Врач, а особенно онколог — это еще и психолог. Как вы подбадриваете пациентов?

— Да, врач-хирург и врач-онколог встречается с человеческой бедой каждый день. И, узнавая свой диагноз, почти все пациенты переживают это очень тяжело, возникает депрессия. Для людей слово «рак» всегда звучит очень пугающе. Люди ассоциируют рак со смертью, но зачастую это совсем не так. Существует много опухолей, которые очень хорошо поддаются лечению, и это лечение приводит к выздоровлению пациента либо длительной ремиссии заболевания. Самое главное — сообщить пациенту о заболевании, рассказать информацию о нем, как будет проходить лечение, насколько оно будет эффективно в конкретном случае, очень хорошо привести примеры благоприятного исхода у других пациентов с таким же диагнозом. Современная онкология — это прогрессивно развивающаяся медицинская специальность. Постоянно появляются новые методы лечения — и хирургические, и терапевтические, появляются новые лекарственные препараты для лечения опухолей. То, что не поддавалось лечению еще несколько лет назад, сейчас излечимо. Поэтому никогда не надо сдаваться!

Сейчас рак поддается лечению

— Правда ли, что излечение большей частью зависит от настроя пациента?

— Хороший настрой пациента на лечение является одним из пунктов успешного лечения! Всегда говорю об этом. Как написано в Библии: «Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости».

«У пациента, не имеющего в сердце надежды и веры в свое исцеление, нет мотивов помогать самому себе»

Голова говорит: «Ну всё, парень, мы приплыли, конец». А тело отвечает: «Ну, раз конец, значит, сматываем удочки». Возникает депрессия, снижается иммунитет. Мной давно замечено, что пациенты, которые имеют положительный настрой на лечение в послеоперационном периоде, гораздо быстрее восстанавливаются, у них быстрее всё заживает, и они быстрее идут на поправку. Пациента, который сдался, поднял руки вверх перед своим диагнозом, лечить гораздо тяжелее. И заживает хуже, и эффект от лечения, как правило, не такой хороший.

— Как относитесь к народной медицине?

— Пациенты, которые приходят на прием и спрашивают, можно ли лечиться средствами народной медицины, получают от меня простой ответ: если бы это было эффективно, если бы это действительно помогало людям, в наличии у нас бы были препараты на основе этих средств народной медицины, на территории диспансера стояли бы фуры с этими препаратами. Но я сторонник официальной медицины, медицины доказательной, такой, что имеет под собой научное обоснование. Нельзя полностью отрицать, что некоторые народные средства могут чем-то помогать: укреплять иммунитет, улучшать аппетит и так далее. Но говорить о том, что народная медицина в самостоятельном варианте излечит онкологическое заболевание, нельзя.

Лечить онкологию народными методами не получится

— Вы видели не только исцеления, но и много трагедий. Какие советы хотели бы дать людям, которые здоровы и проводят жизнь, растрачивая ее попусту?

— Жизнь нужно ценить, ценить каждый ее день, ценить каждое мгновение. Не надо жить по принципу: «День прошел и хорошо». Нужно жить по принципу: «День наступил — какое счастье!» Утром, проснувшись, скажите спасибо богу: «Спасибо, что я открыл глаза, что у меня есть здоровье, что я могу жить и приносить пользу для всех вокруг». Жизнь проходит достаточно быстро, дни, недели, месяцы, годы. Когда мы были маленькими, день казался таким длинным, за день можно было переделать столько всего. Чем мы старше, тем день становится короче. Времени всё меньше, суеты вокруг всё больше.

«Не потеряйте себя в суете, цените жизнь и каждое мгновение!»

— Как восстанавливаетесь, когда устали на работе? Где черпаете силы?

— Мое восстановление сил после работы — это мой дом и моя любимая семья: моя драгоценная, единственная и неповторимая жена, та, что всегда меня поддержит и поможет, она и в горести, и в радости со мной; мой единственный и самый лучший на свете сын. Когда приходишь домой после работы, очень важно, чтобы дома были мир, покой, уют, любовь, понимание. Вот это всё у меня, слава богу, есть и очень помогает мне.

— Часто ли за семейными обедами говорите о работе?

— Да, как я уже ранее говорил, мой папа на протяжении всей жизни работает врачом-хирургом, и уже бы отдыхать пора от такой тяжелой работы, а он всё еще работает. Интересен тот факт, что, начиная работать, отец по совместительству был врачом-онкологом. И получается, что я продолжил его дело и по хирургии, и по онкологии. Наверное, это можно назвать продолжением династии. На семейных посиделках действительно очень часто говорим о работе, рассказываем каждый о своих случаях лечения пациентов, обсуждаем медицинские вопросы, тактику лечения.

— Кого назвали бы своими учителями в профессии?

— Самый первый учитель в хирургии — папа, который дал много знаний, умений, практического опыта. В плане хирургии опухолей головы и шеи — начальные знания и хирургический опыт был под руководством Натальи Сергеевны Сукорцевой, которая была заведующей отделением опухолей головы и шеи Забайкальского онкодиспансера на момент моего трудоустройства. После этого уже начались самообразование, самосовершенствование, изучение большого количества медицинской литературы, участие в конгрессах, конференциях и так далее.

— О чем мечтаете? Каким видите свое врачебное будущее?

— Мечтаю, чтобы все пациенты, которые лечатся у меня, выздоравливали, чтобы лечение всегда было эффективным. Свое врачебное будущее вижу в работе в медицине Забайкалья, уезжать никуда не хочу и не планирую. У нас здесь хорошо. Хочу освоить новые методики лечения, которые пока не выполняются в условиях Забайкальского онкологического диспансера.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления