Правительство Забайкалья в июне опубликовало постановление, которое подразумевает, что семьи участников СВО могут получить единоразовую выплату в 4 тысячи рублей на покупку дров. Зима приближается, ночью температура воздуха опускается всё ниже, и те, кому эта льгота положена, столкнулись с рядом проблем. В том числе с тем, что выплата предназначена только для тех семей, чьи мужчины еще участвуют в СВО, но не для тех, чьи мужья, сыновья и отцы отдали жизнь Родине.
Что вообще можно купить на эту выплату?
О проблеме корреспонденту «Чита.Ру» рассказал председатель десантного братства Забайкалья Родион Краснокутский. Он вместе с другими членами братства, Домом офицеров региона и советом ветеранов помогает семьям участников СВО и им самим, отправляя гуманитарную помощь на фронт. Например, когда Дом офицеров проводит благотворительные концерты, члены сообщества отправляют полученные средства на поддержку бойцов и их семей, в частности закупая дрова.
— Взяли на себя ношу, собираем деньги, развозим дрова. В прошлом году мы развезли более 30 машин дров — это для семей погибших, вдов, матерей, бабушек. Сейчас информация появилась, что будут выделять по 4 тысячи рублей на дрова. Это смех, конечно. За 4 тысячи сейчас где что купишь? Ничего не купишь. В прошлом году мы за 10 тысяч рублей на машину дров договаривались, нынче уже 12 тысяч рублей, — говорит Родион Краснокутский.
Бывший губернатор края Равиль Гениатулин также сейчас занимается помощью участникам СВО, теперь он координатор инициативной группы ветеранов региона по оказанию помощи бойцам, работает вместе с десантным братством и Домом офицеров.
— Накануне нынешнего зимнего сезона мы понимаем, что опять начинается бум. К нам уже поступило порядка 80 заявок. Мы начали разбираться, государство же должно включиться в эти дела более решительно. Вроде вышло постановление о том, чтобы компенсировать из социального фонда порядка 4 тысяч рублей тем, кто будет обращаться из числа мобилизованных семей. Представляете? Выпадают тогда другие категории, ну и не объяснено в этом постановлении ничего толком. Мы решили как? Мы сами будем продолжать помогать, но это же невозможно общественными силами поднять такую тему. Это проблема лесосек, проблема вывоза, проблема ценообразования и так далее, — заявляет экс-губернатор.
Гениатулин отмечает, что самая маленькая машина дров стоит порядка 15 тысяч рублей. Стоимость кубометра дров в Чите в объявлениях на сайте Avito, по данным на 15 октября, начинается от 2,5 тысячи рублей. За льготу, которую предлагает государство, можно купить только треть машины или полтора-два кубометра дров. И на сколько этого хватит? Да и помощь касается только одной из трех категорий военнослужащих, и только живых. На это обращает внимание и Родион Краснокутский.
— Решается вопрос о том, будут ли деньги выделять людям, которые в дровах нуждаются. Одна женщина, у нее погибший муж, три года ребенку, в садике воспитателем работает. Пошла узнавать насчет дров, они отказали, сказали: «Он у вас погибший уже. Чего вы к нам ходите? Мы обеспечиваем только тех, кто воюет». Это маразм какой-то получается. Я не понимаю этого, человек отдал за Россию жизнь, а его семье не положено, получается, — отмечает председатель десантного братства.
Почему же помогаем только некоторым?
На «Прямой разговор» с губернатором Забайкалья Александром Осиповым 6 ноября позвонила женщина — родственница военнослужащего — и задала вопрос о том, почему власти помогают только мобилизованным, но не остальным категориям. «Мой сын тоже сейчас там, нам тоже нужна помощь», — говорила она. Осипов ответил на это так:
— Всем категориям участников спецоперации, как бы они ни оказались в военных частях законных формирований, вне зависимости от того, на какой службе — там и армия, Росгвардия или еще какая-то структура, мы, естественно, их семьям будем оказывать абсолютно одинаковую помощь.
В ответ на вопрос о том, почему же сейчас помощь всем категориям неравнозначна, он отметил, что законодательство России не было готово к СВО. Даже перед частичной мобилизацией было необходимо быстро разработать законы, которые регулировали бы отбор запасников, а затем урегулировать правовые акты о том, как помогать семьям тех, кто внезапно отправился защищать Родину. Если кратко, то губернатор Забайкалья считает, что одинаковая помощь будет, но потом, а когда именно — неизвестно.
— Поэтому не переживайте, на вас и на всю вашу семью будут распространяться всё те же меры поддержки, и на мобилизованного, и на контрактника, и на любого военнослужащего, участвующего в СВО, — заявил губернатор.
Напомним, что частичная мобилизация проводилась в сентябре 2022 года, а категории добровольцев и контрактников появились с самого начала специальной военной операции. Почему же постановление, подписанное совсем недавно, в июне, не предусматривает остальные категории?
Даже власти работают на добровольных основаниях
Чтобы получить дрова, необходимо оформить заявку. То есть гражданам нужно обратиться в администрацию своего района, города или администрацию поселка, чтобы получить помощь. Несмотря на то, что постановление правительства Забайкалья включает помощь дровами только для семей живых мобилизованных, глава администрации Ингодинского района Михаил Шибаев, например, проявляет смекалку и старается помочь всем.
— Давайте я внесу ясность, для меня как для главы района и просто как для гражданина Российской Федерации без разницы, доброволец он, мобилизованный или контрактник. Он находится там, его семья нуждается в помощи. Неужели ко мне придет женщина, скажет: «Я жена добровольца», а я отвечу: «Извините, мы вам не поможем, ваш муж не мобилизованный»? Я такого не могу сказать. Поэтому я и говорю, что мы максимально используем все возможные способы для того, чтобы откликнуться и помочь родственникам тех, у кого близкие несут службу, выполняют за себя и за нас обязанность по защите наших интересов, — говорит Шибаев.
Он отмечает, что администрация района контактирует и с предпринимателями, которые занимаются заготовкой дров, ищут возможности помочь. Один из бизнесменов недавно сообщил, что готов обеспечить дровами пять семей, три из них администрация района нашла, сейчас ищет еще две подходящие семьи.
Так же работают и администрации других районов города, кроме того, они взаимодействуют друг с другом в случае необходимости.
— Все друг другу помогаем, замы глав по ЖКХ, замы глав по соцвопросам, все в одной команде, все отрабатывают. Если у кого-то из районов нет дров, они нам звонят, говорят: «Помогите нам дровами», мы помогаем. Есть пример недавний, в СНТ в Центральном районе погорела крыша у семьи мобилизованного. Мы Ингодинским районом договорились, нашли и доски, и гвозди, и саморезы. Порядка 30 тысяч потратили и передали, военные помогли нам еще транспортировать это всё, — объясняет глава района.
Глава Улетовского района Александр Синкевич в прямом эфире в группе правительства региона во «ВКонтакте» 9 ноября также отметил, что суммы выплаты не хватает даже на самую маленькую машину дров, поэтому этим семьям помогает администрация.
— Конкретно по дровам с этого года установлена выплата для семей мобилизованных граждан. Выплата составляет 4 тысячи рублей. Понятно, что сейчас люди скажут. У нас уазик дров самый дешевый, если в лесхозе покупать, 5,5 тысячи стоит. То есть даже на него не хватает. Тем не менее хотя бы это уже лучше, чем ничего, — сказал Синкевич.
Он добавил, что помощь с дровами, которую организовывают в районе для семей мобилизованных, по большей части добровольческая. Бывает, что некоторые жители иногда отказываются от того, что им привезли, потому что их это не устраивает.
— Такие моменты тоже случаются — что предприниматель технику вызвал, а получал такое отношение. Был такой случай в Горекацане. Когда привезли, сказали: «Больше не повезем». Потому что получили негатив определенный. Ну тут дело, может быть, в недостаточной информировании населения, что это не гарантированная бюджетная выплата какая-то. <...> Это вот такая добровольческая помощь, и помогаем тем, чем можем. Хотелось бы, чтобы люди это понимали, — отметил Евгений Синкевич.
О чем говорит бумага?
Постановление правительства Забайкалья было опубликовано 28 июня, его подписал заместитель председателя правительства региона Андрей Кефер. Документ предусматривает порядок получения единовременной выплаты. Деньги может получить лишь один из родственников — кто-то из родителей, супруг или супруга, дети, которым уже исполнилось 18 лет, и они стали инвалидами до достижения совершеннолетия, а также дети до 23 лет, которые обучаются где-либо очно. Также указан и перечень необходимых документов, регламент обращений, всё по закону.
Однако услуга предоставляется только семьям мобилизованных участников СВО и действует в течение 2023 года. То есть уже 1 января выплаты никто получить не сможет.
В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкалья уточнили, что данная конкретная выплата действительно предусмотрена только для мобилизованных военнослужащих. Остальные категории участников СВО попадают под другие льготы. На погибших военных она также не распространяется.
Помощник зампреда правительства Забайкалья Андрея Кефера Антон Агарков сообщил нам, что губернатор Александр Осипов уже поручил расширить порядка 30 льгот для мобилизованных и на другие категории участников СВО. Правовой акт должны принять уже в ноябре.
— По поручению губернатора правительством края принято решение о расширении категорий получателей мер социальной поддержки военнослужащим, принимающим участие в СВО, и членам их семей. Порядка 30 льгот, положенные в настоящее время мобилизованным и членам их семей, будут распространены на военнослужащих по контракту добровольцев, сотрудников Росгвардии и ЧВК. Соответствующий правовой акт разрабатывается, будет принят в ноябре, — процитировал Кефера его помощник.