Политика Головная боль от дорожных миллиардов

Головная боль от дорожных миллиардов

Соизмеряя глубину выбоин в дорожной отрасли России с размером акцизов на топливо, федеральные власти пришли к выводу, что так вторую беду России не решить.

2 декабря 2009 года президент России Дмитрий Медведев озвучил идею третьей попытки создания дорожного фонда в стране. Первые две оказались неудачными. Фонд, созданный в 1914 году, был обречён в 1917-м вместе со всей Российской империей, а созданный в 1991 году — упразднили спустя 10 лет из-за не совсем удачной системы их пополнения из доходов отечественных предприятий. Какой она будет — попытка №3 и как аукнется Забайкалью?

По грунтовым дорогам Советов

В то время, как наша страна прозябала, блуждая в поисках светлого будущего по грунтовым дорогам Советов, в капиталистических Соединённых Штатах Америки уже вовсю асфальтировали тысячекилометровые трассы за счёт единого дорожного фонда, основательно созданного ещё в 1956 году. Средства, которые отчислялись в него в виде акцизов, равнялись половине розничной стоимости бензина, то есть деньги с автомобилистов взимались пропорционально пробегу их автомобиля по дорогам страны. Система вполне справедливая, поэтому её начали брать за основу и в других странах мира, в том числе в России.

Соизмеряя всю глубину выбоин в дорожной отрасли страны с размером акцизов на топливо на тот момент, федеральные власти, видимо, пришли к выводу, что таким образом вторую беду России не решить. Налоги с литра ГСМ начали быстро ползти вверх и к моменту создания дорожного фонда, 1 января 2012 года, достигли почти половины от его стоимости. Ударившая по карману рядового автомобилиста акцизная политика должна была заполнить федеральный дорожный фонд, а значит и территориальные фонды, доверху. Так и случилось.

Разбитая дорожная отрасль

Поступившие сведения о размере целевых средств на дороги Забайкальского края на три года вперёд оказались просто громадными по сравнению с предыдущими годами. Если в 2011 году их было чуть более 300 миллионов, то в 2012 — 3,6 миллиарда рублей, 2013 — 4,2 миллиарда, 2014 — 4,7 миллиарда. Итого — почти 13 миллиардов рублей.

Краевые власти испытывали смешанные чувства, увидев эти цифры. Радость от свалившихся на них денег на дороги Забайкалья перебивалась горечью от потерянных статей доходов от топливных акцизов в краевом бюджете. Ну, что же, раз сказали тратить на дороги, значит, нужно тратить на дороги.

Как оказалось, раскидываться миллиардами на левую полосу движения и на правую только на первый взгляд легко. Это стало ясно в ходе выездного заседания комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края в селе Нижний Цасучей Ононского района. В нём принимали участие представители пяти районов: Могойтуйского, Борзинского, Ононского, Дульдургинского и Агинского. Проблемы у всех одни.

Валерий Альханов у моста перед Боржигантаем
Дмитрий Палкин
депутаты Валерий Альханов, Игорь Лиханов и Николай Сыроватка
Дороги Ононского района
Николай Сыроватка под мостом около Боржигантаем
Дороги Ононского района
Дороги Ононского района
1 из 7
Валерий Альханов у моста перед Боржигантаем

«Для начала мы отметили самые проблемные места в регионе, сейчас начинаем распределять по муниципалитетам деньги на ремонт и строительство дорог из дорожного фонда. Здесь-то и зарыта одна из главных проблем. На местах нет предприятий, способных качественно освоить такие огромные деньги. За долгие годы финансирования дорожной отрасли по остаточному принципу она пришла в негодность. Многие районные дорожно-эксплуатационные участки просто развалились, а там, где остались, они находятся в плачевном состоянии», - констатирует факт руководитель комитета по бюджетной и налоговой политике краевого Законодательного собрания Валерий Альханов.

Грейдер, осваивающий миллионы

В сложившейся ситуации должны были прийти на помощь, по примеру строительства федеральной трассы «Амур», дорожники из соседних Амурской, Иркутской областей и Республики Бурятии. Приходить начали, но совсем не те, кого ждали. Никто из компаний-гигантов позариться на сотни муниципальных заказов с районов всего Забайкалья не решался, а если кто и решался, то «шаромыжники», как их назвал вице-премьер краевого правительства Александр Холмогоров, сбивающие цену до минимума, обходили их на торгах, благодаря федеральному закону №94. Взять, к примеру, Борзинский район.

«Дорожная фирма, выигравшая тендер на содержание дорог Борзинского района, просто неспособна выполнить свои обязательства. В её автопарке только грейдер и УАЗик. Тем временем, они уже освоили 1,5 миллиона рублей. Как? На данном этапе мы ведём переговоры о расторжении договора. Надеюсь, обойдёмся без суда, а иначе нам вновь придётся разыгрывать тендер. Мало ли кто опять к нам зайдёт, а ведь дороги сами не могут себя содержать», - разводит руками глава Борзинского района Борис Еркович.

Трёхлетний контракт против «шаромыжников»

Решить проблему 94-го закона, как считают специалисты, можно только при помощи заключения муниципальных контрактов сразу на три года.

«Суммы тендеров возрастут, что привлечёт большие компании на строительство и ремонт дорог даже в районы края. Они будут чувствовать себя увереннее, если у них будет долгосрочный контракт. Кроме того, можно будет спросить за невыполнение обязательств и с тех организаций, что пришли поживиться. В других регионах эта практика уже применяется, у нас пока только работают над этим», - прокомментировал возможное нововведение начальник управления транспорта и дорожного строительства министерства территориального развития Забайкальского края Дмитрий Палкин.

Для того, чтобы заключить муниципальный контракт на строительство и ремонт дорог на три года, необходимо, в соответствии с бюджетным законодательством, принять на местном уровне трёхлетний бюджет. Если же, к примеру, в крае, районе или конкретном населённом пункте действует годовой бюджет, то этого сделать невозможно.

«Большинство районов, кроме Забайкальского, Тунгокоченского, Приаргунского, Могойтуйского и Хилокского, у нас работают по годовому бюджету. Скажу честно, я и сам в своё время выступал за это, так как у трёхлетнего бюджета немного плюсов. Сегодня мы столкнулись с необходимостью перевода муниципалитетов на эту систему формирования бюджетов, значит к началу следующего года будем это делать», - пообещал заместитель министра по финансам Андрей Кефер.

Пока в Забайкалье только знакомятся с системой против «шаромыжников», в других регионах её уже давно активно используют.

«Мы заключаем муниципальные контракты на строительство и ремонт дорог на три года с тех пор, как приняли трёхлетние бюджеты в регионе и районах. Решить проблему с недобросовестными поставщиками, к сожалению, это не помогло. Мы и по сей день с ними сталкиваемся. Здесь, наверное, всё зависит от порядочности поставщика, нежели от сроков выполнения контрактов», - прокомментировала ИА «Чита.Ру» начальник управления государственных закупок министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края Надежда Окунцева.

Поможет ли новая бюджетная политика в Забайкалье на местах избавиться от недобросовестных поставщиков? Станет ясно только через год-другой. Сегодня нужно работать по годовым бюджетам.

Главы районов поскребут по сусекам

Кстати, деньги уже начали поступать в районы. На сегодня из средств дорожного фонда решено направить по 188 миллионов рублей на ремонт дорог и дворовых территорий в населённых пунктах, ещё 188 миллионов — на проектирование и строительство дорог с твёрдым покрытием, не имеющих круглогодичной связи с дорогами общего пользования, а также 276 миллионов — на строительство, реконструкцию и ремонт дорог местного значения и сооружений на них. Администрациям районов пора бы начать работать по освоению этих средств, но тут возникает ещё одна проблема.

Деньги выделяются в виде субсидий, а это предусматривает 5% вложения от общей суммы со стороны муниципалитетов. Районы края не способны осилить этой суммы. Краевое правительство снизило эту цифру до 1%. Теперь руководство на местах начнёт скрести по сусекам, чтобы получить заветные субсидии.

После свалившихся почти 13 дорожных миллиардов у забайкальских чиновников головной боли прибавилось. Будем надеяться, им удастся с ней справится и превратить акцизы с топлива в нормальные дороги, иначе автолюбители их просто не поймут.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления