Федеральные власти продолжают реформы в здравоохранении. Кроме перехода на одноканальное финансирование и увеличения зарплат медработникам Минздрав РФ планирует сделать шаг и в сторону государственно-частного партнёрства, отдав на аутсорсинг всю непрофильную деятельность лечебных учреждений, в том числе, организацию питания. В Забайкалье пока происходит обратное — больницы возвращаются к собственным пищеблокам.
Федеральный наказ...
Разговоры о необходимости внедрения аутсорсинга в здравоохранении велись давно, но к делу власти страны начали переходить только в 2013 году, когда Госдума приступила к разработке законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства» (ГЧП). Министр здравоохранения Вероника Скворцова заострила на этом внимание в сентябре на XII международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», а в январе вновь повторила эту мысль на «Гайдаровском форуме — 2014».
«Государственно-частное партнёрство для нас – животрепещущая тема. Мы относимся к ГЧП как к важнейшему механизму повышения качества и развития медицинской помощи в стране. Сейчас министерство согласовывает программу развития по здравоохранению для всех субъектов РФ, в рамках которой будет подпрограмма по ГЧП», - процитировало слова Скворцовой ИА «Фармацевтический вестник».
По информации Скворцовой, первыми начали реализовываться программы аутсорсинга. В 2013 году 28 субъектов РФ активно использовали его в организации здравоохранения. Помимо организации питания частному предпринимательству отдали охрану территорий и уборку мусора, в отдельных случаях — административные функции, юридическую и бухгалтерскую помощь и даже часть диагностических функций.
Перевод на аутсорсинг всей непрофильной деятельности, безусловно, обоснован. Больницы должны лечить, а уборкой помещений, приготовлением еды и вывозом мусора должны заниматься специализированные организации. Раз уж федеральный центр, а за ним и региональные власти в голос твердят о развитии малого и среднего предпринимательства, кажется, разумнее всего отдать бизнесу все эти ниши. А не создавать «Славянки» и «Оборонсервисы», как это было с Минобороны РФ.
Помимо выгод предпринимательству Минздрав руководствуется и финансовой составляющей, отмечая экономию при пользовании услугами специализированных компаний, а не собственных пищеблоков, а также улучшением качества еды. В частности, заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева в интервью «Независимой газете» подчеркнула, что приветствует передачу организации питания в больницах сервисным компаниям, если питание будет качественным и соответствующим по калорийности и составу принятым нормам.
«По её личному опыту, на питании больных стараются экономить, поскольку это затраты самой больницы. А если этим будут заниматься сторонние организации, экономить на питании не удастся, и лечебное учреждение будет требовать за деньги, которые платит этим организациям, качественной еды для пациентов», - процитировала Яковлеву «НГ».
В то время, когда на самом верху говорят о необходимости перехода на аутсорсинг, два краевых медучреждения в Забайкалье от этого самого аутсорсинга отказались с 1 января 2014 года, как раз накануне принятия в первом чтении закона о ГЧП.
...региональный отказ
Лечебные учреждения Забайкальского края в вопросах организации питания пациентов делятся на два лагеря. Представители первого — их большинство — используют собственные пищеблоки, представители второго — в основном, расположенные в Чите и Краснокаменске — проводят аукционы и определяют аутсорсинговую компанию, которая и кормит пациентов. На торги выходит только одна фирма - «Мед-Фуд», точнее её региональный филиал, и из-за отсутствия конкурентов получает все госзаказы по максимальной цене. С 1 января 2014 года краевые детская больница №1 и онкодиспансер, открывшие собственные пищеблоки, отказались от аутсорсинга.
«У «Мед-Фуда» нет конкуренции, поэтому и цены высокие. В прошлом году я кормил 300 коек из пищеблока, и 300 коек было на аутсорсинге у «Мед-Фуда». В итоге, пятиразовое питание одного пациента из пищеблока составило 99 рублей, у «Мед-Фуда» же питание одного ребёнка обходилось почти в 310 рублей, взрослого — в 293 рубля. Сорок шесть миллионов рублей у меня ушло на питание в 2013 году, из которых «Мед-Фуду» заплатили 37 миллионов. Остальные 9 миллионов рублей было потрачено на содержание пищеблока. При годовом бюджете в 400 миллионов рублей, из которых более 200 уходят на зарплаты, использование услуг компании обходятся очень дорого. Их цены неподъёмны для нас, поэтому мы и отказались от них», - пояснил главврач краевой детской больницы Владимир Комаров.
Главврач краевого онкодиспансера Михаил Пимкин среди основных причин отказа от аутсорсинга также назвал высокую стоимость услуг «Мед-Фуда»: «Пользоваться собственным пищеблоком в любом случае выгоднее. В основном, конечно, это вопрос цены, но и качество тоже стоит упомянуть. На свою кухню мы можем быстро воздействовать и что-то менять, если какие-то вопросы возникают. Об отказе от аутсорсинга мы сами принимали решение, но при этом руководствуясь и рекомендациями минздрава края».
В то время, как федеральный Минздрав заявляет о переходе на аутсорсинг, странно со стороны регионального министерства идти в обратном направлении. По этому, видимо, министр Михаил Лазуткин в беседе со мной и опроверг свою причастность к принятию таких решений краевыми медучреждениями: «Переход краевых медучреждений на обеспечение пациентов питанием, приготовленным в собственных пищеблоках, - это точно не инициатива минздрава, здесь налицо нормальная, разумная деятельность главврачей. К примеру, у главврача краевой детской больницы Комарова в 2014 году, после того, как он полностью перешёл на приготовление пищи в пищеблоке больницы, стало уходить в день на питание одного пациента 90 рублей. Мы всё перепроверяли и говорим, что сегодня это самая низкая цена. Дорожная клиническая больница тратит на питание одного пациента около 140 рублей в день, а в последнем контракте «Мед-Фуд» с перинатальным центром стоимость койко-дня по питанию составила 309 рублей за одного пациента. Между тем, этот факт не говорит о том, что все больницы края перейдут на приготовление питания в собственных пищеблоках. Всё решают главврачи».
Слова министра опровергает не только главврач онкодиспансера, но и некоторые документы, подписанные самим Лазуткиным. К примеру, письмо руководителю департамента госимущества и земельных отношений в ответ на предложение передать пищеблок краевой клинической больницы «Мед-Фуду». В нём Лазуткин пишет, что «министерство здравоохранения прорабатывает вопросы об организации питания пациентов во всех ЛПУ края на базе собственных пищеблоков».


На грани банкротства
Эти заявления минздрава с учётом федеральной политики кажутся непоследовательными, а руководству «Мед-Фуда» - и того хуже. Его региональный филиал с 260 работниками, парком автомобилей и специально оборудованными цехами в такой ситуации может просто погибнуть.
«Мы работаем в Чите уже 13 лет. С нами на сегодня работает 12 лечебных учреждений. У нас есть филиал и в Краснокаменске. Всё было хорошо до марта 2013 года, точнее, до смены правительства края. Сейчас мы работаем на выживание. Во-первых, больницы имеют огромные долги перед нами и краснокаменским филиалом. Кроме того, сейчас краевой онкодиспансер и краевая детская больница не стали заключать с нами контракт, открыв свои пищеблоки. А ведь у нас был закуплен автотранспорт и технологическое оборудование, набран персонал. Мы так полагаем, что это была команда с минздрава. Мы писали письма на министра, но ничего не меняется», - сообщила директор филиала Вера Корюка.
Директор также добавила, что в 2013 году филиал обслуживал 4,5 тысячи пациентов, в 2014-м этот показатель уменьшился на 30%. При этом свою прибыль и размер её снижения Вера Корюка отказалась озвучивать, ссылаясь на коммерческую тайну.
По информации минздрава края, на 1 января долг медучреждений края перед читинским филиалом компании составляет 58 миллионов рублей.
Если рассматривать ситуацию со стороны экономии средств больницами, безусловно, вариант с собственными пищеблоками кажется более приемлемым. Но если взглянуть на среднесуточную норму продуктов на одного пациента, куда входят мясо, рыба, крупы, фрукты, овощи, соки и многое другое, появляется сомнение, что это всё реально купить за 90 рублей. Как можно прокормить взрослого человека в течение целого дня за такие деньги? А ведь в этот показатель, по-видимому, входят затраты и на персонал, и на приготовление пищи, и на коммунальные услуги для пищеблока. Не оборачивается ли такая экономия боком пациентам?
Чья еда вкуснее?
По словам главврача краевой детской больницы Владимира Комарова, качество еды «МедФуда» оставляет желать лучшего, в отличие от еды из их пищеблока: «Я считаю, что ту продукцию, которую «Мед-Фуд» сейчас подаёт, рано запускать в детские учреждения. Моё мнение формируется, в том числе, из слов родителей и заведующих отделениями. Меня самого устраивает больше аутсорсинг, но я же не могу не реагировать на коллективные жалобы. Иногда, раз-два в месяц, задерживался обед. Я же не могу сказать ребёнку: «Ты потерпи пару часиков». Он кушать хочет. Есть вопросы и к качеству. Печенья вот были с жизнедеятельностью жучков. Они это признали, расторгли договор с компанией, поставивший им печенье и заменили его. Проверял ли их Роспотребнадзор? У них договор, по-видимому, между собой заключён, что компания на проверку качества к ним привозит еду. Я не знаю. Моя задача какая? Предоставить качественную медицинскую помощь и питание».


Комаров также добавил, что к еде из пищеблока, как правило, претензий от пациентов нет. Более того, шеф-повар еженедельно проходит по больнице и узнаёт мнения о его работе больных, к которым прислушивается.
Несмотря на такую уверенность в своей кухне, Комаров нас туда не запустил. Может быть, руководствуясь санитарными нормами, а может, и переживая за качество еды. Так или иначе, на знаменитый пищеблок, где ребёнку могут приготовить завтрак, обед, полдник, ужин и паужин за самую низкую цену среди всех лечебных учреждений края, нам удалось посмотреть лишь с его порога. Еду нам также не стали показывать, сославшись на окончание раздачи.
Замруководитель управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Любовь Дубина подтвердила, что к ним поступала жалоба на «Мед-Фуд» из краевой детской больницы, но нарушения были не такими серьёзными: «Нарушения в действиях компании были, но к качеству еды у нас претензий не было. Мы тогда привлекали к ответственности директора и одного сотрудника филиала. После того случая «Мед-Фуд» провёл значительные работы, ремонт, после которых жалоб не поступало. Вообще же, к нам поступали жалобы и на пищеблоки больниц, последняя — на противотуберкулёзный диспансер».
Если в пищеблок детской больницы нам попасть не удалось, то «Мед-Фуд» в этом плане оказался более открыт. Производство здесь выстроено, как на конвейере.
Через тернии к конкуренции
Проблема с лечебным питанием — многогранна. Здесь есть и Минздрав РФ, последовательно двигающийся к аутсорсингу в не свойственных здравоохранению функциях. И краевой минздрав с медучреждениями, которым нужно выполнять поручение президента по повышению зарплат без особой финансовой поддержки Москвы. И монополист - «Мед-Фуд», который имеет штат в 260 человек, но при этом отказывается озвучивать свою прибыль. И самое главное — пациент, которому без разницы, кто его кормит, главное, чтобы это было вкусно, без жучков и тараканов.
Единственное, что в этой ситуации смущает, - позиция министра здравоохранения Михаила Лазуткина. Он идёт наперекор федеральному руководству, заявляя об отказе от аутсорсинга во внутренней переписке с другими ведомствами и рекомендуя это делать главврачам, но при этом отказывается это официально подтверждать. Параллельно с этим он утверждает, что является сторонником конкуренции и всячески готов её поддерживать: ради снижения стоимости услуг и улучшения качества питания. Как же можно создать конкуренцию среди предпринимателей, прекращая проводить аукционы для них и отдавая всё в руки больницам? Можно предположить, что министр готовит финансовый запас в медучреждениях края для сохранения в 2014 году уровня зарплат после повышения 2013 года, либо пытается вытеснить из региона «Мед-Фуд», перекрыв ему кислород в виде госзаказов. Но для каких целей он может это делать, пока не очень понятно.
«Мед-Фуд» успешно работал 13 лет при губернаторе Равиле Гениатулине и министре здравоохранения Борисе Сормолотове. Проблемы у компании начались сразу после смены правительства. Новый министр уже вытеснил нескольких авторитетных персонажей той эпохи из забайкальского здравоохранения и, быть может, история с «Мед-Фудом» - это явления одного порядка.
К сожалению, о реальных причинах происходящего остаётся только гадать - Лазуткин, судя по нашей последней беседе, не очень готов говорить в открытую. Пока же заложниками всех этих махинаций словами, цифрами и действиями минздрава являются пациенты.




