Политика Омбудсмены Забайкалья: Сколько стоит защита наших прав

Омбудсмены Забайкалья: Сколько стоит защита наших прав

Ежегодно бюджет Забайкальского края тратит больше 13,6 миллиона рублей на аппараты трёх уполномоченных, представленных в регионе, и на самих уполномоченных.

Ежегодно бюджет Забайкальского края тратит больше 13,6 миллиона рублей на аппараты трёх уполномоченных, представленных в регионе, и на самих уполномоченных. Самым заслуженным по количеству проработанных в должности лет среди них является Николай Каргин, занявший кресло в 2010 году и с помощью губернатора региона Константина Ильковского удержавший его в 2015-м. Посты уполномоченного по защите прав детей и защите прав предпринимателей занимают Иван Катанаев и Виктория Бессонова. Какова их помощь в отстаивании интересов забайкальцев и сколько государство платит уполномоченным за то, чтобы они могли видеть огрехи системы, промахи управленцев и помогали их исправлять?

Шведская мода

Впервые омбудсмен, что в переводе означает «поверенный», «доверенное лицо» появился в Швеции ещё в XIII веке. Этот человек собирал с преступников деньги и передавал их пострадавшей стороне. Позже омбудсменом стали называть человека короны, от имени монарха контролировавшего чиновников и судей. Только в 1809 году в Конституции Швеции понятие «омбудсмен» было прописано на законодательном уровне и трактовать его начали в современном понимании как защитника прав людей.

В России институт уполномоченных по защите прав существует с 1993 года, когда в Конституции это понятие было прописано вместе с определением. итак, омбудсмен в РФ - это независимый и неподотчётный каким-либо государственным органам и должностным лицам человек. Его обязанностью является восстановление нарушенных прав граждан, совершенствование законодательства о правах человека, развитие международного сотрудничества в этой области и правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека.

Главный уполномоченный

Институт уполномоченных в России появился в 1994 году и долгие 15 лет уполномоченный по защите прав человека занимал эту нишу в гордом одиночестве. В 2009 году в стране ввели должность уполномоченного по защите прав ребёнка, в 2012 году – предпринимателей и студентов.

До Забайкальского края заимствованная из Швеции форма защиты прав граждан дошла ровно через 16 лет, когда 17 марта 2010 года депутаты краевого заксобрания, которым в то время руководил Анатолий Романов, удалились в комнату для голосования со списком из четырёх кандидатов.

В нём были преподаватель Читинского государственного университета, доктор юридических наук Наталья Рудый, руководитель Читинского правозащитного центра Виталий Черкасов и председатель крайкома профсоюза работников горно-металлургической промышленности Андрей Шишкин. Самая выигрышная позиция была, безусловно, у начальника управления госслужбы и кадровой политики администрации Забайкальского края Николая Каргина, которого на должность уполномоченного выдвинула «Единая Россия». Единственным настоящим правозащитником из всех перечисленных был Виталий Черкасов, но он в этот раз играл не на своём поле, поэтому победа 66-летнего на тот момент Каргина была предрешена.

Спустя 5 лет борьба для Николая Каргина была ещё более лёгкой: его кандидатуру на переизбрание внёс губернатор Константин Ильковский, соперником 70-летнего омбудсмена был малоизвестный депутатам и общественности 65-летний коммунист Владимир Липин, поэтому голосование было формальностью.

Как в ключевых федеральных документах, так и в краевом законе об уполномоченном по защите прав человека от 2009 года подчёркивается независимость омбудсмена от власти, то есть необходимость защищать права людей выходит на первый план, и отношения с политической элитой того или иного региона не должны, казалось, иметь никакого значения. Незадолго до своего переизбрания бывший функционер краевой администрации Николай Каргин заявил: «Омбудсмен не должен воевать с властью, он должен разворачивать её лицом к проблеме, которая существует. Аппарат уполномоченного — структура, дополняющая защиту прав человека».

В свою первую пятилетку на посту Николай Каргин активно участвовал в решении вопроса о бунте заключённых колоний №3 и №5 Забайкалья, однако даже на фоне этой активности более убедительным и напористым выглядел Виталий Черкасов и его правозащитный центр. Самые резонансные и сложные дела по защите прав человека, равно как и очень плотное их освещение в СМИ оставались именно за центром, аппарат же уполномоченного, по моим ощущениям, постепенно переключился на выполнение технической рутинной работы: обработку обращений и перенаправление заявителей в другие инстанции. В активе Николая Каргина остались беседы с руководством военведа о невыплате зарплат служащим 29-й армии, остановка незаконного строительства автостоянки, планы на появление в районах общественных помощников уполномоченного, уверенность в том, что в крае больше не будет обманутых дольщиков, обращение в прокуратуру по поводу детских вечеринок в ночных клубах и многое другое.

Пожалуй, единственным принципиальным и громким заявлением Николая Каргина во время второго срока полномочий было то, что он категорически против отмены ветеранских выплат, предложенной губернатором Натальей Ждановой. Но и здесь инертности добавляет то, что эти слова были комментарием после звонка журналиста, и дальше них дело не пошло. В итоге законы о критериях нуждаемости, пусть и в несколько изменённом виде, но приняли.

Говоря о своих достижениях, которыми можно гордиться, Николай Каргин перечисляет победу по вопросу возмещения трат на дорогу для людей с больными почками, которым назначен гемодиализ, инициативу по полному возмещению средств инвалидам, которые не стали дожидаться аукционов и сами приобрели технические средства и средства гигиены.

«В 2015 году мы подготовили доклад о соблюдении прав инвалидов по обеспечению средствами технической реабилитации, направили его губернатору. Губернатор передал письмо заместителю председателя правительства России Дмитрию Медведеву, который перенаправил его в министерство труда и социальной защиты России, где пообещали учесть наши предложения», - рассказал омбудсмен в нашем телефонном разговоре.

Суть этой инициативы заключалась в том, что инвалиды, которым необходимы, например, инвалидные коляски, не ждали месяцами окончания аукциона и их поставок, а получали сертификат и покупали их сами.

Кроме того, по словам Каргина, его аппарат настаивает на увеличении средств в фонде на оздоровление инвалидов, очередь на которое сейчас в Забайкалье достигает 4,6 тысячи человек.

«В этому году выделили средства на 1,5 тысячи человек. Очередь только вырастет», - уточнил Николай Каргин.

Перечисляя результаты своей работы, он говорит об увеличении числа тяжело больных людей, визите в регион в 2015 году представителей Совета по правам человека, освобождённых из мест лишения свободы, юридической помощи населению, в том числе погорельцам из села Смоленка, которым пришлось помогать как в составлении заявлений в суд, так и в запросах информации из архивов. По его словам, в ближайшее время в регионе может быть создан координационный совет по защите прав человека, который будет «вырабатывать стратегию» в этой сфере.

«Важно, чтобы уполномоченные работали не разрозненно, а, если появилась проблема, - решали её все вместе», - подчеркнул уполномоченный в телефонном разговоре.

О зарплате промолчим

Переизбранный на второй срок Николай Каргин как-то назвал свою должность не очень хлебной, однако в этом как раз приходится сомневаться.

Готовя этот материал, каждого из трёх уполномоченных Забайкальского края я попросила назвать объёмы ежегодного финансирования аппарата и ежемесячную сумму, которую получает сам уполномоченный. Николай Каргин в ответ на письменный запрос назвать эти цифры отказался, переадресовав на законы, их утверждающие. Так как по указанным там показателям определить, во сколько ежемесячно краевые власти оценивают работу уполномоченного, оказалось сложно, пришлось писать запрос на имя губернатора Натальи Ждановой. Руководитель администрации главы региона Сергей Трофимов, сославшись на закон о персональных данных, сумму сообщить отказался, отправив к Николаю Николаевичу.

«Я не буду это называть, это мои личные данные. Меня за возраст клюют, сейчас будут ещё и за это», - отреагировал Николай Каргин на просьбу назвать зарплату по телефону.

Известно, что депутаты заксобрания Забайкальского края на шесть человек из аппарата уполномоченного в 2017 году заложили чуть больше 3 миллионов рублей. По самым грубым подсчётам, это почти 42 тысячи рублей на человека в месяц, причём зарплата Каргина сюда не входит. Сам уполномоченный в декларации за 2015 год указал доход в 4 миллиона рублей. Если делить эту сумму на 12, получается 333 тысячи рублей в месяц. В интервью телекомпании “ЗабTV” осенью 2016 года он уточнил, что его зарплата составляет около 200 тысяч ежемесячно.

Если к затратам на аппарат добавить озвученные и задекларированные Николаем Каргиным суммы, то получится, что Забайкальский край ежегодно на уполномоченного и его помощников 5,4-7 миллионов рублей.

Уполномоченный по детству

Экс-ректор Забайкальского государственного педагогического университета имени Чернышевского Иван Катанаев стал детским омбудсменом меньше года назад. Начинать работу он планировал с набора штата и выездных проверок. В ноябре он взял на контроль случай избиения школьника военным, а в январе после обращения к Ивану Катанаеву сотрудников Читинского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей имени Подгорбунского (бывший детдом №1 Читы) в СКР края начали расследовать аборт и попытку самоубийства двух 15-летних девушек.

Серьёзным проигрышем уполномоченного можно назвать ситуацию со всё той же отменой детских пособий многодетным семьям, из которых льгот могли лишиться несколько тысяч членов многодетных семей.

«По данному законопроекту я бы воздержался [высказываться за или против]. С одной стороны, я понимаю мотивацию минсоцзащиты: [это] приведение в соответствие всех социальных выплат к нормам действующего законодательства. [Здесь] принцип нуждаемости является основным. С другой стороны, тут позиция многодетных семей», — сказал Иван Катанаев.

Должен ли уполномоченный по защите прав ребёнка понимать министерство соцзащиты и экономящего на всём, что попадётся под руку, правительство края - вопрос едва ли не провокационный. Понимать интересы министерства должны работники министерства, руководитель которого вместе с губернатором уже явно вышли из того возраста, когда их будет защищать детский омбудсмен.

В ответе на редакционный запрос Иван Катанаев сообщил, что в штат его аппарата входят четыре человека, на работу которых в 2014 году в бюджете края было предусмотрено чуть больше 3 миллионов рублей, в 2015 году - 4,7 миллиона рублей, в 2016 году - 4,1 миллиона, в 2017 году - 4,5 миллиона рублей. Зарплата Ивана Катанаева с учётом всех надбавок, в том числе ежеквартальных выплат, составляет 86,3 тысячи рублей ежемесячно. Продолжительность отпуска омбудсмена - 51 день.

Защитница сильных

Виктория Бессонова

До августа 2014 года, когда глава Забайкалья Константин Ильковский назвал кандидатом на пост бизнес-омбудсмена завкафедрой гражданского права и гражданского процесса Забайкальского государственного университета Викторию Бессонову, вне студенческо-преподавательского круга её мало кто знал. В резюме было указано, что Виктория Бессонова в 2004 году с отличием окончила Читинский государственный университет по специальности «юриспруденция», получив квалификацию «юрист». Имеет учёную степень кандидата юридических наук, а также учёное звание доцента по кафедре гражданского права и гражданского процесса. С 2002 года работала специалистом в Арбитражном суде Читинской области, с 2003 по 2007 годы — консультантом по правовым вопросам в планово-бюджетной комиссии и комиссии по градостроительству и реформы ЖКХ читинской гордумы. С 2007 по 2008 годы — заместителем начальника отдела правового обеспечения и управления земельными ресурсами комитета по управлению государственным имуществом Читинской области. С 2008 по 2012 годы — деканом юридического факультета ЗабГУ, после чего стала заведующей кафедрой гражданского права и гражданского процесса.

После назначения в октябре, Бессонова вплоть до истории с руководителем 88-го Центрального авторемонтного завода Андреем Яковлевым появлялась в СМИ с какими-то общими комментариями общей угнетающей для многих представителей бизнеса обстановки: говорила о том, что число предпринимателей в регионе может уменьшиться из-за роста налоговой нагрузки, что экзамен для иностранцев ставит инвесторов строительства в неловкую ситуацию, что предпринимателям надо поддержать борьбу с коррупцией.

Защита Андрея Яковлева стала для Виктории Бессоновой пока ещё скромно оформленной визиткой, которая привлекла к процессу внимание СМИ и дала забайкальскому бизнес-омбудсмену поддержку коллег в Сибирском федеральном округе. В сентябре 2016 года аппарат уполномоченного по защите интересов предпринимателей озвучил информацию о фактах коррупции в администрации города Хилка.

Но ключевым стал другой момент. Взрыв в обществе вызвал скандал с повышением тарифа на тепло для юридических лиц и бюджетных организаций на 35%, который совпал с изменением методики начисления платежей. В результате счета для некоторых предпринимателей по сравнению с прошлым годом взлетели на 200-400%. Но интереснее всего оказалось то, что Виктория Бессонова и представители «Опоры России» заявляли, что такое повышение стало для них полной неожиданностью, тогда как представители власти говорили, что с бизнес-сообществом предстоящий рост платежей обсуждался ещё в конце 2015 года.

И то ли стресс от ситуации, то ли напор возмущённых бизнесменов повлияли на то, что Викторию Бессонову теперь можно не только видеть, но и слышать на многих мероприятиях, касающихся предпринимательской сферы. Пожалуй, впервые в истории Забайкальского края уполномоченный, подталкиваемый разъярённым бизнесом, начал спорить с официальной позицией ТГК-14 и правительства Забайкальского края. В итоге на фоне общих волнений глава региона Наталья Жданова снизила рост тарифа с 35% до 7,1%.

«В 2016 году мы начали формирование судебной практики оспаривания действий или бездействия госорганов и должностных лиц как инициаторы судебного процесса. Например, удалось спасти от закрытия частный детский центр с господдержкой в 750 тысяч рублей, где воспитываются около 20 детей, отстоять право частных предпринимателей вести свой микробизнес, освободить от необоснованных штрафов предпринимателей из разных сфер в районах края, куда входят перерабатывающее производство, оздоровительный комплекс, торговля», - сказала виктория Бессонова, отвечая на мой вопрос о своих главных достижениях.

К числу побед она причислила защиту интересов предпринимателей на выкуп земельных участков в Чите, а также то, что удалось оспорить отказ в продлении лицензии на торговлю алкоголем и отменить решения по незаконно проведённым проверкам.

«После нашего вмешательства предпринимателям вернули долг по госконтрактам общей суммой свыше полумиллиона рублей. Нарушившие права предпринимателей должностные лица после нашего обращения в прокуратуру привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Удалось отклонить поправки об обязательной видеосъёмке в местах продажи алкоголя, а выраженное нами категорическое несогласие с проектом закона о табличках с предупредительными надписями, где штрафы были до 300 тысяч рублей, и предложение о замене на предупреждение нашли понимание у депутатов», - перечисляет бизнес-омбудсмен.

К плюсам от своей работы она отнесла проект дорожной карты по надзорной деятельности, инициативу распространения «надзорных каникул» не только на малый, но и на средний бизнес, которую удалось продвинуть на федеральный уровень, а также исключение проверок по анонимным и фальсифицированным жалобам.

В ответе на запрос редакции Виктория Бессонова сообщила, что в её штат входят четыре сотрудника. Бюджетные траты на него в 2015 году составили 3,2 миллиона рублей, в 2016-м - 4,2 миллиона, снизившись в 2017 году до 3,7 миллиона рублей. В месяц со всеми надбавками Виктория Бессонова получает 74,7 тысячи рублей, продолжительность её отпуска - 51 календарный день.

Под чертой

В итоге выходит, что за 7 лет существования в крае институт уполномоченных научился работать с большим количеством частных заявлений, зарываясь в мелочах, которые, бесспорно, тоже нужны. Но как только речь заходит об отстаивании прав, нарушенных властями региона, эта текучка из мелочей становится отличной ширмой для того, чтобы не спорить, активно не выступать против и не портить ни с кем отношения. Рука руку моет – видимо, в большинстве случаев, к сожалению, в Забайкалье работает именно эта схема.

Теперь о зарплатах и премиях. В администрации губернатора Забайкальского края, как и уполномоченный Николай Каргин, отказались озвучить суммы, которые ежемесячно получает каждый заместитель председателя правительства, спикер заксобрания и его заместители, руководители других краевых ведомств. Назвали их личным делом тех, кто получает эти бюджетные деньги. Я бы тоже стеснялась, если бы на фоне разговоров про жёсткую оптимизацию получала далеко за сотню тысяч.

При этом в администрации губернатора вместе с депутатами, членами правительства региона и уполномоченными в том числе спокойно посчитали, что отмена льгот на 300 рублей для ветеранов или пособия в сколько-то сотен рублей из бюджета для каждой семьи большого значения иметь не будет. Здесь, конечно, дело уже не личное, а исключительно государственное.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления