20idei
СЕЙЧАС +1°С
Все новости
Все новости

Перестройка, гастроли в Москве и молоко за билеты – советский театр

«Времена перестройки были очень тяжёлыми – я не знаю, как пережили это время. Но выдержали. И самое интересное, что никто из театра не ушёл» - в проекте «Сделано в СССР»

Заведующая литературно-драматической частью театра, заслуженная артистка России Екатерина Рябова вспоминала для проекта «Чита.Ру» «Сделано в СССР» о работе театра в советские годы, об обязательных спектаклях, отчётных гастролях в Москве и бирже актёрских вакансий.

- Я пришла в театр в 1979 году. Примерно в это время была частая смена руководителей. Тогда театру жилось сложно – не было лидера. Так было до Александра Славутского, который пришёл и на твёрдые рельсы поставил театр. Профессионально в это время выросла труппа, был очень сильный приток актёров.

Поделиться

Вот что в Советском Союзе в этом отношении было хорошо? Существовала актёрская биржа в Москве, и актёры, которые хотели устроиться в театр, туда приезжали. Я ни разу не была на этой бирже, но знаю, что она проходила в летнее время, когда театры находились в отпуске. На биржу съезжались режиссёры со всей России, которые приглашали артистов в свои театры. У нас некоторые актёры так и приехали к нам, например, Любовь Гамова, Олег Карасёв. Сейчас такого нет. И вообще раньше миграция актёров была очень большая. Постоянно приезжали новые актеры – сезон-два отрабатывали и уезжали. Зато был приток новых сил. И мы питались от них – их энергетикой, и они от нас. Но костяк актёров всегда существовал, чем и хороши репертуарные театры. На Западе, например, собирается труппа, они отрабатывают спектакль, потом разбегаются. У нас же костяк всегда был и есть. Просто, к сожалению, уходят люди.

Александр Яковлевич поднял театр на высокий уровень. Получилась такая отправная точка, и театр начал расти. После его отъезда, к сожалению, был отток актёров, но те, которые остались, много получили от него. Затем пришёл Ефим Юрьевич Золотарёв. Он недолго у нас был, а потом сразу к работе приступил Николай Алексеевич (Березин – авт.), тогда, действительно, у нас коллектив стал как семья. Березин поднял театр ещё выше. Теперь у театра высокая планка, хочется его держать на этой высоте.

Поделиться

На фото: первый ряд слева направо: актриса Екатерина Рябова, режиссёр-постановщик Дмитрий Горник, актриса Елена Зорина. Стоят слева направо: актёр Иван Савченко, актёр Игорь Войтулевич, актёр Владимир Иванов, актриса Светлана Романова, главный режиссёр Александр Славутский, художник Манасий Либерман. После спектакля «Выпускники».

Я вспомнила очень интересный момент. В 1985 году мы ездили с отчётом в столицу – были очень престижные гастроли в Москве. Целые гастроли какого-то провинциального театра! Мы возили огромные спектакли, ездили всей труппой. Там нас хорошо встречали, гастроли прошли на высоком уровне.

Когда мы сюда вернулись, естественно, сразу попали на приём к руководству области. Тогда руководителем был Матафонов (Михаил Матафонов – первый секретарь Читинского обкома КПСС – авт.). Он спросил о том, какие у нас сложности, проблемы. У нас была актриса Лена Зорина – смелая девочка. Мы с ней были молодыми мамами. Как раз нужно выходить на работу – полтора года отсидели, но не было детских садов и дикие очереди. Моя очередь, примерно, подошла бы к тому времени, когда ребёнку нужно идти в школу. И у Лены такая же проблема. Она встала и смело сказала: «Вот такая у нас проблема, нам выходить на работу – молодые актрисы, а детей девать некуда». Матафонов говорит: «Что за проблема? Нет проблемы». Он тут же поручил заместителю решить. На другой день мне звонят и спрашивают: «В какой садик вы хотите? Приходите, оформляйте». И мой ребёнок пошёл в сад. Может ли власть сейчас так сделать, как было раньше – в советской стране? Я сомневаюсь.

Что ещё было хорошо - мы получали жильё. Я живу в квартире, которую мне дал театр. Бесплатно, как молодому специалисту. Сейчас мы не имеем возможности дать жильё, и нет возможности её приобрести с нашими зарплатами. А когда я приехала в Читу из Новосибирска, меня поселили в гостиницу, которую оплачивал театр. Потом мне дали квартиру. Думаю, что сегодня молодые специалисты поехали бы к нам, если бы были такие условия.

Меня пригласили работать в Читу после того, как я закончила Новосибирское театральное училище. Тогда здесь была не очень хорошая политическая обстановка, связанная с китайской границей. Я помню, как меня оплакивала тётя. Так что я как декабристка приехала сюда. Но меня очень тепло встретила труппа, сразу попала в репертуар, пошли вводы – хорошие, очень интересные, и гастроли. И, кстати, я очень трепетно воспринимала Читу именно как места декабристов. Перед приездом я много про них читала. Ходила по улицам и думала о том, что именно здесь жили женщины - декабристки.

Поделиться

Времена перестройки были очень тяжёлыми – я не знаю, как пережили это время. Но выдержали, и самое интересное, что никто из театра не ушёл. Порывались уйти, потому что кормить нужно было семью, детей. Зарплаты тогда не платили. Мы приходили в театр, нам давали кусок колбасы и булку хлеба. И всё. Как хочешь, так и выживай. У меня в Новосибирской области жили родители, они присылали мне посылки – маргарин, масло, зимой мясо. А так вместе со всеми ходили отовариваться по талонам. И плакали. Помню, однажды утром встала, вообще не знаю что делать, чем ребёнка кормить, у меня даже сахара нет. Прихожу в театр и говорю: «Наверное, сяду перед театром и руку протяну». Хватались за все работы. А какие работы? Устраивались на лето, и ночью некоторые актёры у нас сидели в киосках - сторожили. Подрабатывали, кто как мог.

Помню, мы поехали на гастроли по области, а денег у людей нет. Я сказала администратору, что мы готовы купить молоко, сливки, яйца. Нам же тоже питаться чем-то нужно. Мы покупали, а на эти деньги люди приходили на спектакль. Вот такой обмен был.

Тогда много ездили по области, мне кажется, что сейчас меньше. Например, в Карымскую почти каждый месяц – у нас был договор с ними. Ездили по железной дороге – нам выделяли вагон, и мы останавливались на всех станциях.

Как заведующая литературно-драматической частью театра, я должна прочитывать все новинки. Нам часто присылают свои пьесы авторы со всей России, из края. Многие местные обижаются, почему мы не ставим их пьесы. Николай Алексеевич говорил: «Скажи, чтобы писали лучше». Художественное слово всегда зависит от времени. Сейчас у нас нет диктата сверху, чтобы, например, говорили к какой-то дате ставить пьесу. А раньше было – к 7 ноября, дню рождения Ленина. Должны и обязаны. Когда мы в 1985 году поехали с отчётными гастролями в Москву, обязаны были поставить пьесу про БАМ. Иначе бы не поехали. Такое было условие. Тогда эта тема была актуальной, а пьес достойных не было. Мы взяли пьесу местного автора из Тынды «Запас прочности».

Поделиться

Хотя сейчас сами понимаем, что что-то мы должны. Например, 9 Мая. Не можем пройти мимо этой даты. Был, например, Год космоса – мы постарались. Сейчас Год истории – задумались. Сейчас можем брать, а можем и не брать. Раньше нас бы обязали. Тогда мы выстраивали репертуар, который согласовывали выше. И были обязаны поставить всё из этого списка именно в те сроки, которые нам были назначены.

Наш театр, несмотря на то, что творится на телеэкране, всегда был и остаётся на своём уровне. Мы всегда достойно себя вели: не раздевались, матом со сцены не ругались – не уподоблялись тому, что творилось на улице, оставались на своих позициях.

Поделиться

А вообще, особенных различий того и сегодняшнего времени я не вижу. Не знаю, как у других, но у нас творческий коллектив, здесь всё зависит от лидера, который стоит во главе театра. И от того, какой коллектив он создаст вокруг себя. Вне зависимости от того, какой строй за окном. Нам, например, повезло, что именно в трудные годы перестройки с нами был Николай Алексеевич Березин.

Фото: Из архива драмтеатра

Для участия в проекте достаточно просто позвонить в редакцию: 400-828, 400-824 или написать на электронную почту редакции info@chita.ru, и мы в удобное для вас время отсканируем и вернём фотографии.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter