Общество Квартиры сиротам - сигнал чиновникам к коррупции

Квартиры сиротам - сигнал чиновникам к коррупции

«Край выделил на меня 900 тысяч рублей. Попросил квартиру в Домне. В ноябре привезли сюда, в деревянный четырёхквартирный барак с удобствами на улице и водой с водокачки, дали сутки на раздумья. Жена готовилась к родам, поэтому сразу переехали.

Редакция ИА «Чита.Ру» в январе 2013 году публикацией материала «Совершенно не секретно: Мэрия тоже умеет пилить?» спровоцировала разбирательства по факту коррупционных махинаций при закупке читинской мэрией квартир для детей-сирот. Не успел суд объявить приговор для главного фигуранта этой истории — заммэра Вячеслава Шуляковского, как редакция ИА «Чита.Ру» обнаружила похожую историю в Читинском районе. В деле снова высокопоставленные чиновники, подозрительная схема с покупкой квартир и обиженные сироты.

Десятилетие скитаний

«Родом я из Боржигантая Могойтуйского района, 1988 года рождения. Так получилось — мать убили, отца посадили, и нас сначала забрали родственники в Домну, а потом сдали в детдом в Колочном. Лет 10-11 я там прожил, а незадолго до совершеннолетия меня оттуда забрали родственники. Тётя оформила опеку, до 18 лет прожил у неё. Поступить я не смог, так как сироты из нашего детдома не очень себя проявили. Меня не брали ни в одно училище. Через комитет образования я вроде как добился места в учебном заведении в Могойтуе, но там с документами получился подвох, и даже туда не попал. С тех пор я где только ни жил. Потом обзавёлся семьёй и остановился в Чите», - начал свой рассказ Евгений.

Гражданская супруга Евгения Ксения возилась с детьми. Два крепких, симпатичных мальчугана — 3-летний Савелий и 2-летний Пантелеймон — с удовольствием рассматривали фотографа и пытались вслушиваться в нашу беседу. Появившийся на свет две недели назад Степан мирно спал в кроватке.

1 из 4

«Документы на жильё я подал ещё в 2006 году, если не раньше. Было это уже давно, точнее не помню. При этом официально меня признали сиротой и поставили в очередь только в 2008-м. Из года в год обещания - не выдержал и в 2010 году пошёл в суд. Выиграл, администрация должна была в течение нескольких месяцев предоставить жильё. Всё было безрезультатно, только в этом году чиновники начали обещать реальную помощь. Затем сообщили, что край выделяет на меня и ещё нескольких сирот по 900 тысяч рублей. Попросил квартиру в Домне. В ноябре позвали смотреть жильё, дали сутки на раздумья. Привезли сюда, в деревянный четырёхквартирный барак с удобствами на улице и водой с водокачки, заманивали участком и баней. Времени на раздумья не было, Ксюша готовилась к родам, не хотелось идти с малышом на улицу. Переехали», - рассказывает Евгений.

Барак с царских времён

История нового дома для семьи Евгения началась задолго до его рождения.

Правая квартира барака куплена сироте за 900 тыс. руб.
1 из 2
Правая квартира барака куплена сироте за 900 тыс. руб.

«Мне говорили, что эти бараки были построены ещё при царе. Я точно знаю, что они уже стояли, когда я родился, в 1954 году. Ещё в начальной школе мы лазили под ними. Там есть подземные ходы. Потом под первым крыльцом, где мы жили, батя ход засыпал, но под домом должны были остаться другие. Сейчас барак совсем высох: спичку чиркни, и он вспыхнет. Когда делался последний ремонт? Давно-давно-давно...» - рассказывает отказавшийся представиться сосед Евгения.

1 из 2

По данным «Энциклопедии Забайкалья», Домна была основана в 1904 году как железнодорожный разъезд №57. Тогда для строителей дороги возводились как раз деревянные бараки, но, по информации пресс-службы ЗабЖД, на Станционной у них домов не было. Конечно, ни то, ни другое не подтверждает факт строительства дома именно в те времена, но и не опровергает его. Известно точно только то, что дому уже не меньше 60 лет. Обычно дома в таком состоянии и такого возраста признаются аварийными, расселяются и сносятся. Была ли соответствующая экспертиза здесь, доподлинно неизвестно.

Дорого, но сердито

Купленный администрацией почти за 1 миллион рублей дом расположен буквально в считанных метрах от Транссиба, краевой дороги из Читы до федеральной трассы «Байкал» и забора авиачасти. Соседство с этими объектами добавляет неудобств. По словам Евгения, от шума взлетающих самолётов и проезжающих мимо поездов дребезжат стёкла, но это мелочи по сравнению со всем другим.

1 из 4

«Дом старый, дерево уже давно высохло, поэтому его прочность вызывает опасения. В прихожей потолок уже обваливался, следы от ремонта заметны невооружённым взглядом. Прогибается потолок в зале, может так же обвалиться. Печки - вообще ужас. Их две, которая в кухне почти не топится, дымит. С начала зимы уже машину дров за 5,7 тысячи рублей сожгли, а впереди вся зима. Воду сами берём с водокачки метрах в 200-300 от дома. Вода там и так еле бежит, так ещё и зимой она, говорят, перемерзает. У кого есть техника, ездят за 2-3 километра на скважину, мы пока не знаем, что будем делать. Наверное, придётся технику нанимать», - говорит Городенко.

1 из 9

Участок и баня на нём, которые обещали Евгению в администрации, как выяснилось после получения на руки документов, ему не принадлежат. В его распоряжении оказались только уличный туалет, две комнаты, кухня и две стены. Две межквартирные стены тоже не имеют к нему никакого отношения.

1 из 10

«Из всех документов мне предоставили только договор социального найма. Техпаспорта не было. В администрации сказали, как начну оформляться, документы дадут. Наверное, ещё посматривают - буду дёргаться или нет. Конечно, я понимаю, что люди живут и в худших условиях, но после почти 10 лет ожидания смириться с этим очень трудно», - пояснил Евгений.

Невозможное возможно

Как здесь мириться, когда общие с хозяйкой знакомые говорят, что квартиру продали за 300-400 тысяч рублей, а администрация твердит о 900? А ведь в посёлке за такую сумму можно подобрать достаточно хороших вариантов — и квартир, и домов с землёй. Евгений несколько даже посмотрел, нигде подобных своему новому жилищу условий не увидел.

Сосед, рассказывавший историю дома, вспомнил для нас и его недавнее прошлое с интересными цифрами: «Тут за последнее время было три хозяина. Ирина Черенцова эту квартиру купила, по-моему, за 100 тысяч рублей где-то 3-4 года назад».

Агент по недвижимости крупной риелторской компании «Наш дом» Ольга была и вовсе несколько шокирована рассказом про квартиру в бараке за 900 тысяч рублей: «Такое невозможно. У нас, например, продаются дома в пригороде Читы за меньшие деньги. Я сама смотрела зимний дом в районе Смоленки с летней верандой, новым туалетом на улице, новой баней, кирпичным гаражом за 750 тысяч рублей. Вот, 5 декабря к нам поступила заявка из Домны на продажу дома в 52 квадратных метра с 19 сотками земли, гаражом, баней, двумя теплицами и водой за 700 тысяч рублей. Если мы говорим про старый барак, то такого быть не может. Его цена не может превышать 500 тысяч рублей. Это максимум».

Более выгодные предложения были и на Доске объявлений Читинского городского портала.

Непритязательная администрация

Для того, чтобы понять, почему у сироты оказалась такая рухлядь, достаточно заглянуть на сайт госзакупок. Согласно размещённой там аукционной документации, администрация Читинского района была очень непритязательна в подборе жилья, максимально расширив требования к нему. В техническом задании чиновники указали, что готовы согласиться на любую квартиру площадью от 25 квадратных метров в доме, построенном неважно когда и неважно из чего, с удобствами на улице и подвозной водой.

Требования к квартире
1 из 5

Что хотели, то и предоставил единственный участник торгов — ООО «Управляющая компания Перспектива». Точнее, выступил посредником между Черенцовой и администрацией. Все условия, которые, согласно техзаданию, взялся предоставить поставщик, соблюдены не были. Речь идёт о подвозной воде и целых стёклах — воду нужно искать самому, а часть стёкол в окнах отсутствует. Тем не менее администрация как-то приняла эту квартиру и заключила контракт.

Предложенная "УК Перспектива" квартирой

Денег много не бывает

На вопросы о стоимости жилья при его покупке несколько лет назад и соответствии рыночной цене бывшая хозяйка Ирина Черенцова отвечать отказалась, сославшись на отсутствие у неё такого права. Посоветовала идти с такими вопросами в администрацию.

Замруководителя администрации Читинского района по социальным вопросам Надежда Грунова оказалась не очень готова отвечать на наши вопросы и пыталась нас непонятно зачем отправить в минобразования: «Вам нужно обратиться в министерство, потому что деньги на исполнение судебных решений как раз оттуда, и именно краевые власти устанавливают среднюю стоимость квадратного метра. Край нам даёт 900 тысяч рублей, на основании этой цены мы и проводим аукционы. Полномочия по обеспечению детей-сирот жильём — краевые, нам переданы полномочия только на исполнения судебных решений. Сколько нам денег дают, столько мы и тратим. Мы давно говорим, что на такие деньги хорошую квартиру в Читинском районе не купишь».

Когда же я попытался вернуть Грунову к теме барака за 900 тысяч рублей и уточнить, по какой причине были установлены столь скромные требования к жилью, она ушла от ответа.

Представитель «УК Перспектива», комментируя детали сделки, отметил, что именно администрация установила цену и условия контракта, и все претензии и вопросы стоит адресовать к ней. При этом он отказался называть цену, за которую квартира приобреталась ранее, сославшись на коммерческую тайну, но и не опроверг версию про 100 тысяч рублей. Он также добавил, что никакого отношения к кому-то из администрации района их компания не имеет, а работает самостоятельно, на общих правах - благодаря сайту госзакупок.

Действительно, подкопаться к поставщику сложно, он поставил квартиру не во всём соответствующую техзаданию, а администрация её приняла. Из корыстных целей или нет, но факт остаётся фактом. К «Перспективе» претензии если и есть, то не много. По крайней мере, пока не заговорят чиновники.

Познаётся в сравнении

Пока же остаётся только предполагать, что на приёмку квартиры могла повлиять коррупционная составляющая. Подозрения в честности взаимоотношений «Перспективы» с городскими чиновниками может косвенно подтверждать их прежнее сотрудничество. В последних шести аукционах на поставку жилья для сирот «Перспектива» является неизменной, единственной их участницей. Четыре она уже выиграла, по двум ещё не выявлен победитель. В итоге компания как посредник продала администрации уже четыре квартиры по 900 тысяч рублей, в том числе барак Городенко. Ещё три — квартиры чуть больше 30 квадратных метров в кирпичных домах с централизованным отоплением и водоснабжением в Лесной и Новой Куке, а также дом жилой площадью чуть больше 50 квадратных метров с 12 сотками земли, удобствами на улице и привозной водой в Новокручининском.

Агент по недвижимости компании «Наш дом» подвергла сомнениям и ценовые расклады и по другим квартирам: «Сейчас в Лесной продаётся благоустроенная однокомнатная квартира около 30 квадратных метров с 10 сотками земли за 600 тысяч рублей. В Новокручининском на продаже стоят три квартиры в двухквартирных домах с участками в 10-12 соток, гаражами и банями в районе от 900 тысяч рублей до 1 миллиона. Одна квартира с участком может стоить от 700 тысяч рублей в зависимости от её состояния».

Что касается Новой Куки, то приблизительное понимание стоимости квартир там можно получить с помощью доски объявлений «Чита.Ру». Цена квадратного метра там варьируется от 20 до 28 тысяч рублей, администрация же готова была заплатить 36 тысяч рублей за квадрат (из расчёта цены контракта к площади, указанной в техзадании). За 900 тысяч рублей по рыночным ценам можно было взять двухкомнатную квартиру площадью свыше 40 квадратных метров. К примеру, вот эту.

Засопка в Новой Куке?

Кроме всего этого, постоянный эксперт ИА «Чита.Ру» в области госзакупок, юрист проекта «РосПил» Валерий Золотухин нашёл в одном из аукционов кардинальную ошибку, которая ставит под вопрос законность его проведения: «Администрация Читинского района приобрела квартиру в Новой Куке незаконно, так как, согласно аукционной документации, ей требовалась квартира в Засопке, которая находится сразу под Читой. Они же приобрели жильё совсем в другом поселении, расположенном в 45 километрах от Читы. Заказчик обязан был отклонить заявку и провести новый аукцион».

Кроме того, Золотухин добавил, что во всех четырёх прошедших и в двух текущих аукционах администрация обосновывала цену при помощи коммерческих предложений от неназванных поставщиков: «В данном конкретном случае при определении стоимости эффективнее было воспользоваться предложениями от риэлтеров или ссылками на сайты объявлений, так как из-за широты требований техзадания в коммерческих предложениях могли быть указаны цены на любую жилую недвижимость более 25 квадратных метров. Теоретически в этих конкретных аукционах при обосновании цены могла быть использована цена на двух- и трёхкомнатные квартиры, что и могло увеличить начальную стоимость».

Администрация Читинского района вот-вот купит у «УК Перспектива» ещё две квартиры по 900 тысяч рублей каждую. Будем надеяться, что их обладателям — двум детям-сиротам — повезёт больше, чем Евгению Городенко, и они, наконец, почувствуют себя полноправными членами нашего общества, достойными жить в нормальных условиях.

Редакция ИА «Чита.Ру» просит считать эту публикацию официальным обращением в правоохранительные органы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления