Срочника из воинской части посёлка Горный Руслана Мухатова обвиняют в издевательствах над другими солдатами, в том числе Рамилем Шамсутдиновым, расстрелявшим 8 человек. В некоторых публикациях его называют практически главным катализатором трагедии. Адвокат обвиняемого Андрей Глазков рассказал ИА «Чита.Ру», в чём следствие увидело унижение чести солдат, которые не считают себя потерпевшими, почему Мухатов признал вину и зачем его нужно было сделать крайним.
- Что вообще вменяют Руслану Мухатову?
- Его обвиняют по статье 335 Уголовного кодекса «Нарушение устава, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством либо сопряжённое с насилием».
Обвинение по части первой этой статьи связано только с одним эпизодом, который произошёл между Мухатовым и Рамилем Шамсутдиновым. Про этот случай я не хочу говорить, потому что вокруг Шамсутдинова сейчас и так очень много шума, ему уделяется очень много внимания.
По части второй считаются пострадавшими восемь человек, в том числе Шамсутдинов и раненный им солдат, который сейчас находится в госпитале. Дело было так: командир приказал провести в течение часа занятие по физической подготовке, проводил его Руслан. Под его руководством солдаты сначала делали разминку, в том числе выполняли упражнение «гусиный шаг» и прыжки из полного приседа с хлопками над головой. Следователи решили, что эти упражнения унижают честь и достоинство.
Хотя я опросил кандидата педагогических наук кафедры физвоспитания ЗабГУ, которая заявляет, что это классические упражнения лёгкой атлетики, использующиеся при разминке в любом возрасте, и они не могут никого унижать.
После разминки солдаты перешли на турники и часть из них отказались подтягиваться. Тут надо понимать, что ребята подготовлены по-разному, хотя они, безусловно, здоровы – все комиссию прошли. Физподготовка в армии - обязательный атрибут, от неё никуда не деться, как от огневой и строевой подготовки. Поэтому Руслан предложил - кто не может подтягиваться, пусть отжимается - у нас всё равно должен быть час занятий по приказу командира. Эти военнослужащие начали ныть, что не могут, устали, и пусть он их лучше изобьёт, но делать они ничего не будут. Бить он их, конечно, не стал, но этот вопрос поднимался и есть в материалах дела.
- Почему он тогда признал вину?
- Для смягчения уголовной ответственности. По этой же причине я предложил погасить ущерб перед всеми солдатами. Он перевёл всем деньги, кроме Шамсутдинова и парня, который лежит в госпитале. Все шестеро были допрошены, они показали, что не имеют никаких претензий и не считают себя потерпевшими. Это действительно бред считать себя потерпевшим из-за выполнения физических упражнений по приказу командира.
- А какие суммы он заплатил?
- Около 500 рублей. Потому что ущерба нет никакого. Нам надо было сделать это формально, а не потому, что был какой-то ущерб, требующий компенсации.
- Почему же его всё-таки привлекли к ответственности? Только потому, что Шамсутдинов показал на него?
- Вероятнее всего, так. У Шамсутдинова нашлась царапинка на ноге, он сказал, что это сделал Мухатов, и в отношении него начали проводить проверку и возбудили дело. Помимо этого, Шамсутдинов сказал, что Мухатов унижал его и других солдат на физподготовке. Ребят всех допросили и выяснили обстоятельства.
Видите, сотрудникам военного следственного управления работать очень хорошо. Они приезжают в часть - им доставляют солдатиков, которых можно сколько угодно допрашивать и брать любые показания. Мне кажется, что солдатам скажут, то они и подпишут, никуда не денутся. По большому счёту нам следствие пошло навстречу, что в деле появились показания солдат, не имеющих претензий, а ведь могло быть иначе.
- Сколько времени прошло между этими событиями и массовым убийством?
- Пара дней. Царапинка на ноге Шамсутдинова зажить не успела.
- Сам Мухатов что-то говорит про дедовщину в части?
- Он говорит, что часть жила строго по уставу, то есть отношения между военнослужащими были нормальные, никто никого не унижал. С его слов, даже времени на дедовщину не было. Мне точно не известно, но СМИ сообщали, что часть связана с ядерным оружием. То есть, вероятно, из-за особо опасных спецбоеприпасов там всё было очень строго.
Потерпевшие, с которыми я общался, тоже говорят, что у них не было неуставных отношений. Полагаю, что СМИ раздули из мухи слона отчасти для смягчения ответственности за убийство 8 человек.
- Почему же тогда жаловался на неуставные отношения Шамсутдинов?
- Про него я не могу сказать, я с ним не разговаривал. Полагаю, что он искал себе оправдания хоть какие-то. По интернету ходил фейк, как его в унитаз макали головой - это даже отношения к части не имеет, там даже туалетов таких нет. (Видео с таким содержанием, снятое якобы в части посёлка Горный, публиковало ИА «Лента.Ру», но позже выяснилось, что его снимали несколько лет назад в одной из колоний, оно стало причиной возбуждения уголовного дела – ред.).
О том, что его обещал изнасиловать офицер - это полный бред. Думаю, что тут может дело в интерпретации слов. В армии много матерятся – никак там без этого. Полагаю, что командир сказал - если ты этого не сделаешь, я тебя завтра [изнасилую], имея в виду не совершение полового акта, а какие-то моральные или физические нагрузки. Моё мнение такое. Офицеры там молодые, женатые, а Шамсутдинов же не красотка, не топ-модель.
- Что Руслан думает по поводу того, что его имя следствие озвучило в СМИ?
- Он по этому поводу очень переживает. Читает про себя в интернете и звонит мне – меня уже обвиняют, в том что это я довёл до убийства восьми человек. Он уже расценивает, что есть причинно-следственная связь между его действиями и совершённым убийством.
С родителями по этому поводу он старается не говорить, мать мне звонила несколько раз, я объяснил ей ситуацию, но родители очень переживают, понятное дело. Сейчас у Руслана очень неопределённый статус, он должен быть демобилизован 9 декабря, но до сих пор находится в части под контролем командира. По факту у него до сих пор служба идёт.
Он служил в двух частях, командиры его характеризуют положительно, сослуживцы его тоже положительно оценивают. Сейчас запрошены материалы из частей по поводу того, что Руслан проводил лекцию о недопустимости неуставных отношений. Это тоже смягчает его вину, так как страдает не только конкретный человек, но и государство. Чтобы загладить вину перед государством, он и провёл эту лекцию.
У нас как был совок, так и есть - лишь бы виноватого найти и на него сложить всё. Сделать виноватым не командира части, который непосредственную ответственность несёт, не заместителя по воспитательной работе. Ответственных много, но виноват во всём этом оказался рядовой. Из командного состава никого не привлекли к ответственности.
- А надо было?
- По-моему, рыба с головы гниёт. Если какие-то неуставные отношения в части были, то это, в первую очередь, вина командования, а не рядовых. Это командование своим халатным отношением к своим обязанностям допустило такую ситуацию. У меня по этому вопросу только один ответ. Но виноватых ищут среди солдат.
- Какое наказание грозит Мухатову?
- По первой части статьи – до трёх лет, по второй, которая поглощает первую - до 5 лет лишения свободы. Возможен вариант, что ему назначат судебный штраф в размере 20-30 тысяч рублей, так как он ранее не судим, у него положительные характеристики, погашен ущерб и потерпевшие просят прекратить его преследование. Все основания для этого есть. Однако неизвестна позиция Шамсутдинова. Он, насколько мне известно, направлен на психолого-психиатрическую экспертизу. Принимать участие в судебном заседании, он, как и остальные, будет посредством видео-конференц-связи.
- Предполагаете, что Шамсутдинов может сказать в суде?
- Ничего не могу сказать, потому что о нём в прессе очень противоречивые сведения. Если бы я прочитал материалы его уголовного дела, то сделал какие-то выводы. А в нашем уголовном деле у него только один допрос, и он ничего не говорил по поводу наказания Руслана.