Общество Экология Селяне против корпорации. Забайкальцы пытаются продать угольный разрез подороже

Селяне против корпорации. Забайкальцы пытаются продать угольный разрез подороже

Есть ли у них реальные основания сказать нет крупному для края инвестору?

Спустя 5 лет местные до сих пор злы на корпорацию за разрушенную КАМАЗами дорогу и их уголь с угольной пылью

С осени 2021 года около тысячи забайкальцев пытаются противостоять компании «Разрезуголь», принадлежащей олигарху Олегу Дерипаске и китайским энергокомпаниям. «Разрезуголь» пришел в Красночикойский район Забайкалья в 2015 году, чтоб добывать уголь из разреза Зашуланский, но спустя 7 лет наткнулся на протесты местных жителей. Есть ли у них реальные основания сказать нет крупному для края инвестору? И есть ли у «Разрезугля» право зайти на чужую территорию, проигнорировав мнение местных жителей?

Основатели и владельцы ООО «Разрезуголь» — китайская компания «Чайна Шэньхуа» по зарубежному развитию и инвестициям (China Shenhua Overseas Development & Investment Co.) и зарегистрированная на Кипре «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» — дочка крупнейшей угольной корпорация Китая «China Energy». ООО «Разрезуголь» входит в холдинг «En+ Group», который основал Олег Дерипаска, он же контролирует 44,95% через инвестиционную компанию B-Finance. С января 2021 года «Разрезуголь» стал резидентом ТОР (территория опережающего развития — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в России), чтобы добывать топливо в России и вывозить его в Китай с государственными льготами и беспроцентным периодом.

Предыстория. В 2015 году компания предложила жителям проект технологической дороги, которая бы проходила ниже реки Чикой и дальше от поселения Черемховское. Пока план был в разработке, уголь возили по дороге общего пользования Баляга — Ямаровка, единственной дороге, которая сейчас соединяет Красный Чикой с Транссибом. К 2016 году большегрузы разрушили эту дорогу в пыль и камни, ездить по ней невыносимо. Спустя 5 лет местные до сих пор злы на корпорацию за эту дорогу и за КАМАЗы с углем с их угольной пылью, поэтому, когда в 2021 году «Разрезуголь» вновь пришел к людям с проектом дороги, жители уже были настроены недружелюбно. А когда черемховцам сообщили, что дорога будет проходить по полям их поселения (не пересекая границы населенных пунктов), они взбунтовались еще сильней — на эмоциональных общественных слушаниях в декабре 2021 года жители единогласно проголосовали против.

26 мая 2022 года 14 депутатов Красночикойского района письменно рекомендовали главе района Александру Грешилову лишить главу поселения Виктора Ковнера части полномочий, в частности, полномочия на утверждение документации по планировке территории — права решать, будет угольная дорога идти так, как хочет «Разрезуголь», или нет. Сейчас отношения между людьми в Красночикойском районе сильно напряглись в зависимости от их взглядов: противники дороги считают обладателей другого мнения предателями народных интересов.

Чтобы попытаться сложить все пазлы в картинку, я поехала в Красночикойский район и поговорила с основными участниками конфликта: жителями поселения Черемховского; его главой Виктором Ковнером; двумя депутатами совета района — Светланой Митрошиной и Светланой Стрекаловской, которые голосовали за рекомендацию лишить Ковнера части полномочий; компанией «Разрезуголь»; главой Красночикойского района Александром Грешиловым. Все они рассказывали много разного, но я собрала главное.

Черемховцы боятся пыли и шума, а также хотят получить больше выгоды от предоставления своих, как они считают, земель

Позиция против проекта дороги


Виктор Ковнер считает, что больше всего дорога помешает жителям трех сел поселения: Ядрихино, Черемхово и Афонькино. В Ядрихино живут 98 человек, почти все пенсионеры. Главная помеха для них — шум от дробилки, которую планируют разместить недалеко от села. В Афонькино и Черемхово суммарно проживают около 970 человек, здесь же держат почти весь имеющийся в поселении скот — около 500 голов. Главная проблема проекта дороги заключается в том, что она будет пересекать поля, на которых пасут коров и лошадей (пасти их можно не везде из-за местами болотистой местности). Дорога будет отсекать и загрязнять по куску от трех полей, а по словам Ковнера, скот поселения за год съедает все эти поля — то есть они нужны целыми.

Я заглянула в черемховскую школу и поговорила с двумя ее преподавателями. Черемховцы доверяют своему главе, других лидеров мнений мне не назвали. В целом они тоже опасаются шума и пыли, но для них главное — нарушение уже существующего уклада жизни, а угольную дорогу и ходящие посреди поля большегрузы они считают вторжением на свои земли. «В конституции написано, что природные богатства принадлежат людям», — сказали мне. Позиция эта понятна, но слегка наивна — конституция не говорит, что распоряжаться землями и угольными разрезами будут исключительно жители, для этого есть институты власти, в том числе контролирующие, такие как прокуратуры (обычная и природоохранная) и Госэкспертиза. Следуя своей логике, что чужеземцы хотят прийти и шороху в селах навести, местные не хотят, чтобы их привычный и целостный уклад нарушали просто так. И они, и глава поселения думают о том, какую выгоду они получат, если отдадут часть «своих» земель, и пытаются не продешевить. Черемховцы знают, что угольщики будут получать многомиллиардную прибыль ежегодно, взамен они хотят видеть и ощущать помощь своему селу. В частности, жители рассказали, что предложили «Разрезуглю» возить какое-то количество пенсионеров и детей ежегодно в санатории.

Также Виктор Ковнер сказал, что дорога пройдет в 40 метрах от кладбища, хотя санитарная зона составляет 50 метров. Сейчас на руках у главы есть представление Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, за которое цепляются все противники дороги. Суть документа в том, что на пути предполагаемой дороги когда-то была зона санитарной охраны вокруг бывшего курорта Ямаровка. «Она была упразднена в нарушение природоохранных норм. То есть фактически границы остались, их нужно восстановить», — объяснил Виктор Ковнер. Надо сказать, активисты и ученые из Забайкальского края и Республики Бурятия ранее разработали совместный проект по возрождению курорта Ямаровка, а красночикойские депутаты с 2020 года пытаются восстановить ООПТ (особо охраняемую природную территорию).

Позиция за дорогу

Среди тех, кто выступает за строительство дороги в том виде, в каком его предлагает «Разрезуголь», — депутат совета Красночикойского района Светлана Митрошина и глава совета Светлана Стрекаловская, а также глава Красночикойского района Александр Грешилов. Их аргументы разнятся, но в целом все они выступают за дорогу.

Глава совета Светлана Стрекаловская утверждает, что у жителей нет действительных оснований для отрицательного заключения, которое сейчас препятствует строительству. Все аргументы черемховцев, включая представление природоохранной прокуратуры, она считает несущественными. Со своей стороны же Стрекаловская апеллирует к представлению, выданному главе Черемховского от обычной прокуратуры — это представление позволило «Разрезуглю» получить земли, которых те не могли добиться два года. То, что обе стороны делают ставки на представления от прокуратур, по сути, ничего не решает: представление — это не такой существенный документ. Замечание, которое сделали главе Ковнеру, уже исправлено, а виновному специалисту администрации Черемховского прокуратура тоже объявила замечание — не такое уж серьезное наказание, правда? С другой стороны, представление природоохранной прокуратуры тоже может быть не очень существенным и может не получить развития, ведь красночикойские депутаты с 2020 года пытаются восстановить ООПТ (особо охраняемую природную территорию) вокруг Ямаровки, но успехом попытки до сих пор не увенчались.

Особо охраняемую природную территорию вокруг Ямаровки местные депутаты пытаются восстановить с 2020 года

Но и депутатов, и главу объединяет недоверие к экологам из Бурятии, которые выступают против дороги, тем самым, что разработали проект по возрождению курорта. Судить о квалификации экологов я не буду, но нужно посмотреть, как будет развиваться представление природоохранки и куда оно заведет. Претензии местных из-за сенокосов и полей для депутатов и главы района тоже несущественны — по маршруту дороги не так много сена, говорят они, а опасения из-за шума и пыли надуманные, ведь «Разрезуголь» установит 5-метровые экраны, а сама дорога будет заасфальтирована. Жителям эти экраны наблюдать не хочется, да они и не верят, что их действительно установят.

Депутат Светлана Митрошина как глава предпринимателей района считает главным плюсом выхода «Разрезугля» на новые мощности увеличение подоходного налога (НДФЛ), часть которого отходит району, а часть — в бюджет федерации и бюджет края. Однако глава района Александр Грешилов к этому аргументу относится без энтузиазма: даже если налог будет больше, на общий бюджет района он существенно не повлияет, ведь в этом случае району просто урежут субсидии. В этом есть своя правда. Если бы район жил исключительно за счет собственных доходов, это бы работало, но большую часть бюджета района составляют дотации из края — их просто уменьшат и отдут более нуждающемуся району или еще куда-нибудь.

Зато Александр Грешилов как глава района видит другие плюсы в строительстве дороги. В частности, это рабочие места, которые нужны всему району. Если же у черемховцев нет квалификации для работы на разрезе, им нужно приложить усилия и пройти обучение в местном техникуме, считает он.

Проект дороги от «Разрезугля»

— Другого крупного предприятия, которое бы зашло в район и развивало его, я не помню. Есть небольшие лесо- и золотодобытчики, но прорывного проекта не было. С «Разреуглем» мы ежегодно заключаем договор социального партнерства, по которому они вкладывают средства в развитие края. В этом году его пока не заключали, но заключим. По нашим договоренностям, пройдет модернизация двух вышек сотовой связи в селе Захарово и в селе Черемхово — в двух поселениях появится связь 4G. «Разрезуголь» также проведет ремонт ранее разрушенной ими дороги Баляга — Ямаровка с 143-го по 177-й километр, — сказал Грешилов.

Глава района также пояснил, что лишать полномочий Виктора Ковнера, как того советуют депутаты, он не может — у него просто нет для этого юридически весомых причин.

Позиция «Разрезугля», который и проводит эту дорогу

В том, что «Разрезуголь» помогает краю, сомнений никаких нет. Например, компания построит в Чите скейт-парк. Как заявили в компании, за семь последних лет на развитие социальной и иной инфраструктуры Забайкалья и Красного Чикоя «Разрезуголь» направил более 100 миллионов рублей. Одним из важнейших приобретений последних лет стал компьютерный томограф для Красночикойской районной больницы, что очень помогло во время пандемии коронавируса. Также компания ремонтирует и содержит общую муниципальную дорогу Аца — Зашуланское месторождение и два моста через реки Миргень и Чикой. А еще предоставляет в район уголь по льготным ценам для котельных, обеспечивающих социальные объекты (сады, школы, больницу и дом культуры).

— Наш проект освоения Зашуланского каменноугольного месторождения — один из ключевых инвестиционных проектов Забайкальского края, который строго контролируют надзорные органы. Проектная документация на производство горных и строительно-монтажных работ получила положительные заключения Государственной экологической экспертизы и Главной государственной экспертизы. Выход проекта на производственную мощность очевидно повысит инвестиционную привлекательность края и региона, содействует экономическому росту за счет создания рабочих мест и регулярных налоговых отчислений в бюджет района и края. Вливания в краевой и районный бюджеты позволят муниципалитетам развивать инфраструктуру в поселках, благоустраивать общественные пространства, создавать условия для социокультурного подъема. Рост экономически активного населения в районе даст толчок развития сектору малого бизнеса, — сказали в «Разрезугле».

«Разрезуголь» опроверг, что дорога пройдёт в 40 метрах от кладбища, и заявил, что расстояние — 80 метров. Такое же расхождение в замерах есть и относительно сёл: глава поселения мерил расстояние от дороги до границ сёл, а «Разрезуголь» — от дороги до ближайшего забора. Естественно, результаты этих замеров отличаются. В Байкальской природоохранной прокуратуре пообещали подробно разъяснить этот вопрос позже. Все земли под дорогу, кстати, «Разрезуголь» уже выкупил — осталось только разрешение (положительное заключение) главы. Если он даст согласие, проект межевания территории будет одобрен, место проведения дороги будет решено.

Красным отмечено, как «Резрезуголь» хочет вести дорогу, оранжевым — как предлагает вести дорогу глава поселения Ковнер

Главы поселения и местные жители заявляют: все вопросы к «Разрезуглю» отпадут, если компания проведет дорогу по левому берегу реки Чикой — тогда дорога не помешает ни жителям, ни скоту, так как там никто не живет, лес там наполовину вырублен, скот там не пасут. В компании мне не ответили, чем плоха альтернатива, предложенная Ковнером.

***

Итак, подытожим. У каждого здесь своя правда. Обо всех препираниях по части экологии судить трудно, всё-таки я не эколог. Но сейчас за ситуацией пристально следит Байкальская природоохранная прокуратура, их проверка еще не закончена, ждем результатов.

Черемховцев можно понять — зачем зазря помогать олигархам становиться еще богаче? Если бы я жила в этом селе, мне бы тоже хотелось получать какую-то выгоду от компании, которая вырубит знакомые леса, пересечет поля дорогой с 5-метровыми экранами и загородит ими проход к лесу (кроме пары переездов). Понятно их недоверие к угольщикам, которые однажды уже развалили местную дорогу, а начнут ее чинить спустя 5 лет по кусочкам. Вышки связи — для людей это приятно, но мало. Они хотят большего, тут они молодцы. Возможно, без их протестов не было бы и этих вышек. А то, что «Разрезуголь» покупает для Красночикойского района или для Забайкалья, жителей Черемховского мало волнует.

Мне понятна и сторона «Разрезугля» — они занимаются бизнесом, зарабатывают деньги. Как и любой бизнесмен, «Разрезуголь» хочет получить побольше прибыли и поменьше издержек, особенно, если учесть, что в начале пути проект сначала должен отбить вложенные в него деньги — только потом пойдет прибыль. То, что они тратят миллионы на скейт-парк в Чите, говорит о неких договоренностях с правительством края, соответственно, правительству эта дорога нужна (мы знаем об этом также после визита в Черемховское главы администрации губернатора Забайкалья Колыванова, который пытался убедить Ковнера дать положительное заключение по дороге. После того, как Ковнер рассказал об этом журналистам, ему передали текст извинений, но записать их он отказался). Всё, что поселение получит от «Разрезугля» — это договоренности с Красночикойским районом и с его главой, а селяне хотят контролировать процесс сами и получать выгоды больше, раз уж всё будет происходить на их территории.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления