Все новости
Все новости

Многомиллионные памятники. Пункты весогабаритного контроля построили в Забайкалье 2 года назад, но они так и не заработали

Их построили в 2019 году, но не запустили

Пункт на выезде из Нерчинского района в сторону Балея еще не прислал ни одного штрафа за перегруз

Пункт на выезде из Нерчинского района в сторону Балея еще не прислал ни одного штрафа за перегруз

Поделиться

Федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает не только ремонт и строительство дорог, в нем продумано и то, как защитить сделанное и организовать проезд так, чтобы эти дороги прослужили подольше. Для этих целей на региональных и муниципальных дорогах, в частности Забайкалья, устанавливают пункты весогабаритного контроля — специальные весы, которые могут определять вес движущихся автомобилей без участия инспектора. В Забайкалье 2 года назад появились два таких пункта, но ни один из них не заработал. Разобрались, почему так случилось.

Современные автоматизированные пункты весогабаритного контроля позволяют автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без его торможения или полной остановки. Новая техника способна определять скорость движения автомобиля, проводить фотофиксацию, в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные машины.

Оптимизм экс-министра Гончарова

Разговоры о «спасительных» пунктах в Забайкалье начались в 2019 году еще при прежнем министре регионального строительства Алексее Гончарове. Для старта проекта выбрали две дороги: пункты решили построить на 51-м километре участка Баляга — Ямаровка в Петровск-Забайкальском районе и 12-м километре участка Нерчинск — Шоноктуй в Нерчинском районе. Решение объяснили тем, что именно там было зафиксировано интенсивное движение большегрузов к местам добычи полезных ископаемых. Штрафы за выявленные нарушения должны были пополнять средства дорожного фонда региона.

Готовые контрольные пункты появились в декабре 2019 года. Гончаров отчитывался, что Забайкалье тем самым завершило первый этап реализации нацпроекта. Экс-министр заявлял, что до конца реализации нацпроекта в 2024 году в регионе установят еще четыре подобных пункта. В паспорте проекта с подписью Гончарова указано, что подобные пункты планировали разместить на следующих дорогах: Забайкальск — Приаргунск, Могойтуй — Сретенск — Олочи, подъезд к поселку Дровяная, пост ДПС в селе Угдан.

В марте 2020 года объявили конкурс на строительство пунктов еще на двух трассах: на участках автомобильных дорог Могойтуй — Сретенск — Олочи и Дарасун — госграница с Монголией. Начальная стоимость заявлялась в 129,5 миллиона рублей. Подрядчики должны были подать заявки до 18 мая 2020 года, но аукцион отменили 6 мая. Новый аукцион после этого так и не объявили.

Цена оптимизма

Первый контракт на построенные контрольные пункты в 2021 году выиграла компания «Ростелеком», уронив максимальную стоимость контракта с 139,2 миллиона. Кроме «Ростелекома», в аукционе участвовали московская компании «Лаборатория цифрового зрения» и московский же «Мегафон». Все три подрядчика предложили одинаковую сумму в 137,1 миллиона рублей, но комиссия выбрала «Ростелеком». В решении указано, что компания «предложила наиболее низкую цену контракта», а «заявка на участие в электронном аукционе соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе».

«Ростелеком» должен обслуживать пункты до 31 декабря 2022 года, после чего они перейдут в собственность Забайкальского края.

Контракт предполагал установку и обслуживание только пунктов весогабаритного контроля. Дороги, которым грозят большегрузные машины, ремонтировали отдельно.

Участок Баляга — Ямаровка в Петровск-Забайкальском районе привела в порядок за 10,5 миллиона рублей «Строительно-производственная компания "Альянс"», зарегистрированная в поселке Агинское Забайкальского края. Дорогу Нерчинск — Шоноктуй в Нерчинском районе за 8,9 миллиона рублей отремонтировало краевое унитарное предприятие «Автомобильные дороги Забайкалья». В обоих случаях победители обошли региональную Службу единого заказчика, также участвующую в конкурсе.

Мы калибровали, калибровали, да не откалибровали

Пункты не проработали ни одного дня. Минстрой Забайкалья в ответе на запрос в июне 2022 года написал, что после установки подрядчик дважды откалибровал оборудование, однако, как нужно, оно не заработало. В итоге пунктам не выдали сертификат соответствия оборудования по измерению весогабаритных параметров.

Региональное Министерство строительства отчиталось, что поручило Службе единого заказчика привести дороги под пунктами в соответствие с требованиями для корректной работы комплексов. После завершения работ их снова должны откалибровать. Почему исправлять дороги будут не подрядчики, ремонтировавшие их, а не получившая в свое время контракт Служба единого заказчика, неизвестно.

Пункты любят тишину

В Минстрое не уточнили, когда именно проходили калибровки оборудования и когда Служба единого заказчика получила задание переделать дороги. Однако стоит полагать, что два года для таких работ — большой срок. Пункты, установленные по федеральному проекту, простаивают без дела уже два года.

В государственной программе «Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края» на 2022 год указано, что министерством запланирована установка стационарных пунктов весового контроля и покупка передвижных пунктов на деньги из краевого бюджета. Однако госзакупок на эти работы объявлено пока не было. Пресс-релизы, посвященные установке пунктов, перестали появляться на сайте регионального Минстроя с 2020 года. Тема пропала из разряда обсуждаемых на два года — может быть, для того, чтобы не привлекать внимание к проблеме с реализацией федерального проекта.