В 2022 году Ленинградская — одна из ключевых улиц Читы — дождалась масштабного ремонта. По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ее делали от железнодорожного вокзала до улицы Матвеева. Контракт почти за 158 миллионов рублей забрало муниципальное ДМРСУ. Слои асфальта и новые бордюры уложили, свежую разметку нанесли, кое-где знаки поменяли, но стала ли дорога удобнее? Не совсем так. Мы решили разобраться в причинах.
В рубрике «Дураки и дороги» мы рассказываем о проблемных и спорных местах на дорогах забайкальской столицы — о болевых точках, которые волнуют многих автолюбителей города.
Что будет с «Арбатом»?
Первые вопросы у горожан появились после нанесения разметки на Ленинградской в районе перекрестка с Амурской по направлению к Анохина. Там намудрили с шириной полос, но очень быстро исправились. Мы выезжали на место, когда ошибка была уже устранена, но наткнулись на интересное новшество — в районе магазина «Арбат» официально исчезла парковка. Появился знак «Остановка запрещена», а та часть дороги, где раньше горожане бросали свои авто, стала полосой для поворота только направо. Правда, водителей это никак не смутило, и они продолжили по привычке парковаться прямо на полосе движения.
Вероятно, штрафы за неправильную парковку быстро возымели свое действие, потому что утром 26 октября под знаком стоял только один грузовик — прямо у магазина. Но и этого оказалось достаточно, чтобы полностью закрыть правую полосу и заставить тех, кто хочет повернуть направо, нарушать правила, продиктованные разметкой и знаками. Кстати, тут же видны следы недавнего ремонта улицы Анохина — с Ленинградской ее состыковали очень криво — видна разница в уровнях асфальта. Такое ощущение, будто работы просто не завершены, но дорожников поблизости не видно.
Здесь стоит сделать небольшое отступление от темы и сказать, что следование правилам — это, конечно, дело нужное, но, как справедливо заметили читинцы, у «Арбата» теперь станет явно меньше покупателей, потому что легально припарковаться в этом месте и окрестностях в течение дня практически нереально.
Именно нехватка парковок сводит замысел ремонта и новой разметки на нет. Если пойдем по Ленинградской дальше вверх, то на отдельных участках снова увидим знаки, запрещающие остановку и даже предупреждающие о работе эвакуатора. Но машины стоят вдоль всей проезжей части, в том числе и с нарушением правил. И даже там, где знака нет — водители бросают своих железных коней впритык к пешеходным переходам или прямо у перекрестков, что также запрещено и создает аварийные ситуации.
Особенно бросается в глаза отрезок от Лермонтова до Анохина (по направлению к вокзалу). Здесь на столбе также есть знак, запрещающий остановку и предупреждающий об эвакуации транспорта-нарушителя. Раньше действие знака распространялось на определенное расстояние, теперь же ограничение по расстоянию сняли, знак теперь «активен» до мест официальной парковки, что ближе к Анохина. Но машин на обочине от этого меньше не стало.
Замысел — хороший, но…
Дальше — в районе управления Забайкальской железной дороги — порядок. Со стороны площади есть знак, объясняющий, как нужно парковаться, нанесена разметка «елочкой», но пока не везде. У самого здания ЗабЖД останавливаться нельзя.
И тут мы оказываемся в районе гостиницы «Забайкалье». Вот где творится настоящая транспортная вакханалия. Во-первых, знак «Парковка» у здания соседствует с табличкой «Способ постановки транспортного средства на стоянку», которая четко указывает, что оставлять машины нужно в один ряд параллельно краю проезжей части. Согласно схеме из Проекта организации дорожного движения (ПОДД), утвержденного в городе, а именно на него равняются дорожники при ремонтах, вдоль гостиницы предусмотрено 13 парковочных мест, из которых два — для инвалидов.
Места идут одно за одним вдоль дороги без перерывов и заканчиваются ближе к перекрестку с Чайковского. А что на деле? Автолюбители ставят машины по привычке под углом, то есть снова «елочкой». Так, конечно, машин влезает больше, но одна из полос, ведущих в сторону Чайковского, просто исчезает (пусть не вся, но ехать параллельно по двум полосам уже невозможно). Она перекрыта машинами, формируется узкое горлышко. А последствия читинцы расхлебывают в часы пик.
Во-вторых, в соответствии, опять же, с ПОДД, нанесена новая разметка и установлены знаки, которые предписывают водителям, двигающимся по Ленинградской, с левой полосы поворачивать только налево — на Чайковского. А по крайней правой двигаться только прямо или направо. Но на деле из-за частого нарушения правил парковки в этом месте правая полоса, как и ниже у «Арбата», бывает закрыта, и все едут по левой и налево, и прямо, и даже направо. В подобных случаях водители вынуждены так делать, но даже когда машины здесь припаркованы по правилам, многие всё равно даже не пытаются хоть как-то попробовать соблюсти то, что велит им разметка. Едут прямо по привычке там, где нужно поворачивать налево. То есть тоже хороши.
Занятно, что сразу после Чайковского по Ленинградской воцаряется порядок — тут и паркуются соответственно знакам, и полосы для движения свободны так, как надо.
Снова получается ситуация, когда дорогу в Чите отремонтировали, привели в соответствие с ПОДД, который явно разрабатывали не глупые люди, но толку от этого никакого. Если трезво взглянуть на схему, то очевидно, что при соблюдении правил парковки и следовании разметке должно получаться комфортное для водителей движение по нескольким полосам с грамотным распределением потоков. На деле же малое число парковок в центре Читы толкает водителей ставить свои машины как можно плотнее и не по правилам, что приводит к заторам и пробкам, особенно в часы пик, так как пропускная способность участка дороги снижается фактически в два раза.
И тут властям города и ГИБДД нужно быть более решительными. Сделать всё возможное, например рейды, чтобы правила строго соблюдались — оштрафовать залпом пару десятков нарушителей и рассказать об этом в СМИ. И тогда ПОДД будет иметь позитивный эффект, но одновременно с этим администрации надо будет перестать отмахиваться от проблемы с нехваткой парковок в центре и искать варианты для создания разрешенных мест для стоянки автомобилей в дневные часы. В противном случае вся работа попросту сводится на нет.